Рыбаки бьют тревогу: запрет на старые суда грозит обернуться продовольственным кризисом
| Введение ограничений на эксплуатацию судов старше 40 лет к 2030 г. приведет к двукратному сокращению рыбодобывающего флота на Дальнем Востоке. Это, в свою очередь, обернется падением объемов добычи водных биоресурсов на 40%. К 2035 г. лишь четверть флота сможет продолжать промысел, а вылов на Дальнем Востоке сократится в 3,7 раза, составив всего 950 тыс. тонн. Такой прогноз содержится в справке Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), которую представили KONKURENT.RU по итогам заседания Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП). В документе ВАРПЭ обратила внимание на то, что текущая работа по обновлению промыслового флота не учитывается в предложенных ограничениях. По данным ассоциации, если ввести запрет на суда старше определенного возраста, то более половины (65%) нынешнего флота окажется вне закона. Это потребует строительства 533 новых судов к 2030 г. Даже с учетом уже запланированных к постройке 475 судов по программе квот под инвестиции, дефицит остается значительным. Ассоциация также выразила сомнения в способности отечественных верфей справиться с таким объемом заказов. За семь лет реализации программы квот под инвестиции российские заводы построили всего 47 судов. В случае введения «возрастного» запрета, за четыре года потребуется сдать в десять раз больше, что, учитывая существующие задержки в сроках выполнения заказов (от полугода до двух лет), выглядит нереалистичным. «Согласно стратегии развития судостроительной промышленности, численность российского морского флота промысловых судов составляет 820-830 единиц. По состоянию на 2025 г., возраст 65% из них превышает 30 лет, 13% - 40 лет, – говорится в справке о последствиях введения инициативы». К 2030 г. основная часть действующего рыболовецкого флота, несмотря на капитальную модернизацию, не сможет вести промысел. По расчетам ВАРПЭ на основе данных стратегии, к 2030 г. общее количество судов старше 40 лет будет составлять 533. ВАРПЭ предупреждает, что невозможность для значительной части флота заходить в российские порты, что является обязательным по закону, приведет к срыву поставок рыбопродукции. Это, в свою очередь, негативно скажется на обеспечении рынков и объеме вылова. Финансовое положение отрасли также вызывает обеспокоенность. С 2021 г. сальдированный финансовый результат снизился более чем вдвое, а суммарная задолженность выросла в два раза. Несмотря на это, предприятия продолжают инвестировать в развитие, и морское рыболовство является одним из лидеров по объему инвестиций в основной капитал в агропромышленном комплексе. Однако необходимость срочного строительства новых судов, стоимость которых может превышать 15 млрд руб. за единицу, в текущих условиях может подорвать финансовую устойчивость отрасли». «Также вызывает опасение, что в данном случае под «нож» пойдет не только рыболовецкий флот от работы, которого напрямую зависит продовольственная безопасность страны. Под угрозой транспортные, спасательные, грузовые, пассажирские, учебно-парусные и другие типы судов», – указали уже в АРПП. Ассоциации считают, что предложенный запрет на вход судов в порты по возрастному принципу приведет к масштабной финансовой катастрофе в рыбном хозяйстве и выступили с предложением не распространять ограничения на возраст судов на флот рыбной отрасли. В апреле Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) сообщила о разработке предложений по ограничению использования «ветхого» флота. В компании отмечали, что средний возраст гражданских судов в стране составляет 38 лет, а более половины в сегменте крупно- и среднетоннажных находятся в «красной зоне». Анализ катастроф на морском и речном транспорте за последние годы показал, что возраст последних составил более 40 лет и привел к человеческим жертвам и серьезным экологическим последствиям, указывали в ОСК. В августе стало известно, что предложение корпорации запретить допуск судов старше 40 лет в морские порты с 1 января 2030 г. уже рассматривается в правительстве. Также обсуждается введение требования для судов старше 30 лет ежегодно проводить освидетельствование на соответствие требованиям безопасности мореплавания и судоходства. С них также предлагается брать повышенные портовые сборы. Обсуждение проблемы стареющего российского морского флота возобновилось после крушения танкеров «Волгонефть» в декабре 2024 г., которое привело к утечке в Черное море около 4 тыс. тонн нефтепродуктов. Конкурент |









