Арктические споры. Кому выгодна отмена ограничений на Северном морском пути
Акватория Северного морского пути (СМП) — это не просто замерзшая пустыня с экстремальными условиями навигации, а стратегический коридор, который Россия рассматривает как зону своих интересов. Уникальная транспортная магистраль, позволяющая наиболее быстро доставлять грузы из Европы в Азию, становится все более значимой в глобальной логистике. Объем перевозок по СМП значительно растет, а руководство РФ ставит амбициозные задачи по его увеличению — к 2030 году до 30 миллионов тонн. Именно поэтому здесь действует особый разрешительный порядок плавания — механизм, гарантирующий не только безопасность судоходства, но и национальный суверенитет над ключевой арктической магистралью. Главные оппоненты России на международной арене и потенциальные противники нашей страны хорошо знают все условия и возможности, которые предоставляет СМП, поэтому выступают за отмену порядка. Правовой основой по передвижению в СМП является статья 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Она предоставляет прибрежным государствам устанавливать специальные правила в покрытых льдами районах, где суровые условия повышают риски судоходства и угрозу экологических катастроф. На этом основании Россия ввела разрешительный порядок для торговых судов — и это соответствует мировой практике.
В отечественном экспертном сообществе после этого сформировалось традиционное представление о высокой значимости данной магистрали для реализации национальных интересов России, а с правовой точки зрения СМП рассматривается как исключительно национальная транспортная коммуникация нашей страны. Однако главная уязвимость кроется в другом. Существующие нормы не распространяются на иностранные военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях. Статья 236 Конвенции освобождает их от соблюдения экологических требований, создавая правовой вакуум. Хотя для захода во внутренние воды таким судам все же требуется разрешение, их активность в территориальном море и исключительной экономической зоне растет. Это не только повышает риски для хрупкой арктической экосистемы, но и создает серьезные угрозы бесперебойной работе транспортной магистрали. Таким образом, участившиеся заходы кораблей НАТО в акваторию СМП — не случайность, а элемент стратегии. Безусловно, ослабление российского контроля над Арктикой соответствует интересам западных стран, которые выступают за отмену разрешительного порядка СМП. В последние годы западные эксперты и политики начинают активно оспаривать подход России к СМП. Особенно актуально это стало в период проведения Специальной военной операции (СВО) и приходом к власти США Дональда Трампа. Еще не являясь президентом, он открыто провозгласил чуть ли не имперский курс: к благополучию Америки и мира — через арктические просторы. Вероятно, Трамп хочет использовать СМП как разменную монету в переговорах с Россией о прекращении конфликта на Украине. Информационная война на этом направлении уже идет. Яркий пример — недавний вброс Николая Вавилова, самопровозглашенного «китаиста» и популиста, который использовал площадку Восточного экономического форума для призывов отменить разрешительный порядок. Его месседж, растиражированный в Telegram-канале «Китай — Вавилов», несмотря на очевидную некомпетентность автора, стал частью общей кампании по делегитимизации российских правил в Арктике. Отметим, Вавилов известен своими выступлениями в политических ток-шоу, авторством серии книг про Китай, ведением ряда сетевых пабликов «Китай — Вавилов» на различных площадках социальных сетей. При этом, как экспертное сообщество, так и внимательные подписчики, регулярно уличают его в некомпетентности, популизме и попытках сделать «хайп» на социально значимых темах и неоднозначной трактовке политических событий. Такие действия — лишь верхушка айсберга. За ними стоят попытки международных игроков пересмотреть статус СМП, ослабив позиции России. Подводя итог, можно сказать, что основные угрозы безопасности СМП наблюдаются в нескольких измерениях: военно-стратегическом (усиление присутствия НАТО), правовом (оспаривание юрисдикции России) и информационном (кампании по дискредитации российского контроля). В условиях таяния льдов и роста грузопотока через Арктику этот вопрос приобретает особую остроту. Ответом Москвы может стать ужесточение регулирования — распространение разрешительного порядка на военные и государственные суда. Это не только защитит хрупкую экосистему Арктики, но и усилит контроль над стратегической транспортной артерией, которая становится ключевым маршрутом глобальной торговли. Одно известно наверняка — Россия не отступит и не даст возможности врагам занять выгодные позиции. Алина Иванова |









