Последние публикации

19 Ноя 2025
Сахалинская красная икра вошла в топ-6 подарков туристов по стране и превзошла сувениры из Москвы
19 Ноя 2025
Экспорт лосося из Норвегии установил новый рекорд в октябре
19 Ноя 2025
Импорт морепродуктов из Вьетнама в Южную Корею увеличился на 8%
19 Ноя 2025
24 дня борьбы со стихией: камчатский теплоход выполнил миссию, от которой зависали целые поселки
19 Ноя 2025
Михаил Иванович Калинин и его «флотилия разнородных сил»
19 Ноя 2025
Бьётся как рыба об лёд
19 Ноя 2025
Михаил Мишустин дал поручения по итогам совещания Президента с членами Правительства о развитии рыбохозяйственного комплекса
19 Ноя 2025
Россия и Узбекистан развивают взаимодействие в сфере рыбного хозяйства
18 Ноя 2025
В Петрозаводске изъято 335 кг рыбы, продававшейся в кинотеатре «Калевала»
18 Ноя 2025
Сибас получил областную прописку
18 Ноя 2025
"Купер": продажи белой икры выросли на 36% за год
18 Ноя 2025
В Котласе изъяли из оборота 350 кг рыбной продукции без документов
18 Ноя 2025
Судоремонт – это бедный родственник судостроения — Герман Зверев
18 Ноя 2025
Сенатор Зубарев призвал предоставить преференции поставщикам рыбы
18 Ноя 2025
Рыбоперерабатывающая отрасль Вьетнама стремится укрепить свои позиции на внутреннем рынке
18 Ноя 2025
Россия увеличила поставки терпуга в Южную Корею в ноябре
18 Ноя 2025
Тихоокеанский филиал ВНИРО поздравил Морской университет с юбилеем
18 Ноя 2025
Лососевая путина и ее научное сопровождение на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне
18 Ноя 2025
Структурная трансформация экономики арктических регионов
18 Ноя 2025
В Лондоне состоялась 44-я сессия НЕАФК
18 Ноя 2025
В Приморье и на Сахалине Россельхознадзором на экспорт оформлена 481 партия рыбы и морепродуктов
18 Ноя 2025
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
17 Ноя 2025
Коренные народы Хабаровского края защищают право на жизнь и рыболовство
17 Ноя 2025
Северная Осетия существенно увеличила производство товарной рыбы
17 Ноя 2025
В городе Харбин Китайской Народной Республики прошло заседание рабочей комиссии по управлению рыбным промыслом в пограничных водах рек Амур и Уссури
17 Ноя 2025
Приморским филиалом подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «АПК НАЦРЫБА» в партии филе угря из Китая выявлена кишечная палочка
17 Ноя 2025
Анализ рынка минтая в Южной Корее
17 Ноя 2025
Ставки сделаны
17 Ноя 2025
Рыбный день
17 Ноя 2025
С системой "Меркурий" Россельхознадзора работают больше 80 стран
17 Ноя 2025
В СФ считают малоприменимой идею о продаже рыбы за полцены по четвергам
17 Ноя 2025
Студенческие путинные отряды растут: движение станет отдельным направлением в структуре Российских студенческих отрядов
17 Ноя 2025
Всероссийский форум «ГосСтарт»: рыбная отрасль представила кадровый потенциал
16 Ноя 2025
В порту Корсаков организуют круглосуточную разгрузку судов
15 Ноя 2025
Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию о развитии агропромышленного сектора и обеспечении продовольственной безопасности
14 Ноя 2025
Икра на повышение: цены на деликатес за год выросли на треть
14 Ноя 2025
Цена на атлантический палтус достигла максимума за два десятилетия
14 Ноя 2025
В Томской области растут объемы промышленного вылова рыбы
14 Ноя 2025
«Генеральная уборка» распространится на десятки регионов РФ
14 Ноя 2025
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 09 ноября 2025 года
14 Ноя 2025
Европе грозит дефицит белой рыбы из-за санкций против России
14 Ноя 2025
Рыбодобывающие предприятия перестали быть флагманами экономики Камчатки
14 Ноя 2025
Рыбу тянет на дно
13 Ноя 2025
Опасения по поводу войны из-за трески без норвежско-российского соглашения о квотах
13 Ноя 2025
Запад, как ранее с тиграми в Приморье, раскачивает тему Байкала? Но теперь чтобы поссорить Россию с Китаем
13 Ноя 2025
Андрейченко: промысловые рынки и конкуренция помогут снизить цены на рыбу
13 Ноя 2025
Проведены исследования по оценке распределения и численности придонных рыб в нижнем течении реки Дон
13 Ноя 2025
Микропластик все чаще обнаруживается в промысловых рыбах
13 Ноя 2025
Почему в азовских лиманах Кубани стремительно исчезают деликатесные раки
13 Ноя 2025
Улов лососевых на Аляске в 2025 году вырос на 88%, а его стоимость увеличилась на 78%

Подписка на новости

Арктические споры. Кому выгодна отмена ограничений на Северном морском пути

Акватория Северного морского пути (СМП) — это не просто замерзшая пустыня с экстремальными условиями навигации, а стратегический коридор, который Россия рассматривает как зону своих интересов. Уникальная транспортная магистраль, позволяющая наиболее быстро доставлять грузы из Европы в Азию, становится все более значимой в глобальной логистике. Объем перевозок по СМП значительно растет, а руководство РФ ставит амбициозные задачи по его увеличению — к 2030 году до 30 миллионов тонн. Именно поэтому здесь действует особый разрешительный порядок плавания — механизм, гарантирующий не только безопасность судоходства, но и национальный суверенитет над ключевой арктической магистралью. Главные оппоненты России на международной арене и потенциальные противники нашей страны хорошо знают все условия и возможности, которые предоставляет СМП, поэтому выступают за отмену порядка.

Правовой основой по передвижению в СМП является статья 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Она предоставляет прибрежным государствам устанавливать специальные правила в покрытых льдами районах, где суровые условия повышают риски судоходства и угрозу экологических катастроф. На этом основании Россия ввела разрешительный порядок для торговых судов — и это соответствует мировой практике.

«Прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его…», — гласит статья.

В отечественном экспертном сообществе после этого сформировалось традиционное представление о высокой значимости данной магистрали для реализации национальных интересов России, а с правовой точки зрения СМП рассматривается как исключительно национальная транспортная коммуникация нашей страны.

Однако главная уязвимость кроется в другом. Существующие нормы не распространяются на иностранные военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях. Статья 236 Конвенции освобождает их от соблюдения экологических требований, создавая правовой вакуум. Хотя для захода во внутренние воды таким судам все же требуется разрешение, их активность в территориальном море и исключительной экономической зоне растет. Это не только повышает риски для хрупкой арктической экосистемы, но и создает серьезные угрозы бесперебойной работе транспортной магистрали. Таким образом, участившиеся заходы кораблей НАТО в акваторию СМП — не случайность, а элемент стратегии.

Безусловно, ослабление российского контроля над Арктикой соответствует интересам западных стран, которые выступают за отмену разрешительного порядка СМП. В последние годы западные эксперты и политики начинают активно оспаривать подход России к СМП.

Особенно актуально это стало в период проведения Специальной военной операции (СВО) и приходом к власти США Дональда Трампа. Еще не являясь президентом, он открыто провозгласил чуть ли не имперский курс: к благополучию Америки и мира — через арктические просторы. Вероятно, Трамп хочет использовать СМП как разменную монету в переговорах с Россией о прекращении конфликта на Украине.

Информационная война на этом направлении уже идет. Яркий пример — недавний вброс Николая Вавилова, самопровозглашенного «китаиста» и популиста, который использовал площадку Восточного экономического форума для призывов отменить разрешительный порядок. Его месседж, растиражированный в Telegram-канале «Китай — Вавилов», несмотря на очевидную некомпетентность автора, стал частью общей кампании по делегитимизации российских правил в Арктике.

Отметим, Вавилов известен своими выступлениями в политических ток-шоу, авторством серии книг про Китай, ведением ряда сетевых пабликов «Китай — Вавилов» на различных площадках социальных сетей. При этом, как экспертное сообщество, так и внимательные подписчики, регулярно уличают его в некомпетентности, популизме и попытках сделать «хайп» на социально значимых темах и неоднозначной трактовке политических событий.

Такие действия — лишь верхушка айсберга. За ними стоят попытки международных игроков пересмотреть статус СМП, ослабив позиции России.

Подводя итог, можно сказать, что основные угрозы безопасности СМП наблюдаются в нескольких измерениях: военно-стратегическом (усиление присутствия НАТО), правовом (оспаривание юрисдикции России) и информационном (кампании по дискредитации российского контроля).

В условиях таяния льдов и роста грузопотока через Арктику этот вопрос приобретает особую остроту. Ответом Москвы может стать ужесточение регулирования — распространение разрешительного порядка на военные и государственные суда. Это не только защитит хрупкую экосистему Арктики, но и усилит контроль над стратегической транспортной артерией, которая становится ключевым маршрутом глобальной торговли. Одно известно наверняка — Россия не отступит и не даст возможности врагам занять выгодные позиции.

Алина Иванова 

Южная служба новостей


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 <  Ноябрь   <  2025 г.
Комментарии для сайта Cackle