Последние публикации

19 Ноя 2025
Комплексные исследования на Телецком озере Республики Алтай
19 Ноя 2025
О 100 % освоении рекомендованного объема ленка в бассейне реки Амур Хабаровского края.
19 Ноя 2025
Россельхознадзор расширил список российских поставщиков рыбопродукции в Индию
19 Ноя 2025
Глава Бурятии выступил за кардинальные меры по регулированию бакланов на Байкале
19 Ноя 2025
Минтранс сообщил о возможности закрыть порты для судов старше 40 лет
19 Ноя 2025
Дело о попытке мошенничества на 462 млн руб. расследуют в Мурманске
19 Ноя 2025
Сахалинская красная икра вошла в топ-6 подарков туристов по стране и превзошла сувениры из Москвы
19 Ноя 2025
Экспорт лосося из Норвегии установил новый рекорд в октябре
19 Ноя 2025
Импорт морепродуктов из Вьетнама в Южную Корею увеличился на 8%
19 Ноя 2025
24 дня борьбы со стихией: камчатский теплоход выполнил миссию, от которой зависали целые поселки
19 Ноя 2025
Михаил Иванович Калинин и его «флотилия разнородных сил»
19 Ноя 2025
Бьётся как рыба об лёд
19 Ноя 2025
Михаил Мишустин дал поручения по итогам совещания Президента с членами Правительства о развитии рыбохозяйственного комплекса
19 Ноя 2025
Россия и Узбекистан развивают взаимодействие в сфере рыбного хозяйства
18 Ноя 2025
В Петрозаводске изъято 335 кг рыбы, продававшейся в кинотеатре «Калевала»
18 Ноя 2025
Сибас получил областную прописку
18 Ноя 2025
"Купер": продажи белой икры выросли на 36% за год
18 Ноя 2025
В Котласе изъяли из оборота 350 кг рыбной продукции без документов
18 Ноя 2025
Судоремонт – это бедный родственник судостроения — Герман Зверев
18 Ноя 2025
Сенатор Зубарев призвал предоставить преференции поставщикам рыбы
18 Ноя 2025
Рыбоперерабатывающая отрасль Вьетнама стремится укрепить свои позиции на внутреннем рынке
18 Ноя 2025
Россия увеличила поставки терпуга в Южную Корею в ноябре
18 Ноя 2025
Тихоокеанский филиал ВНИРО поздравил Морской университет с юбилеем
18 Ноя 2025
Лососевая путина и ее научное сопровождение на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне
18 Ноя 2025
Структурная трансформация экономики арктических регионов
18 Ноя 2025
В Лондоне состоялась 44-я сессия НЕАФК
18 Ноя 2025
В Приморье и на Сахалине Россельхознадзором на экспорт оформлена 481 партия рыбы и морепродуктов
18 Ноя 2025
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
17 Ноя 2025
Коренные народы Хабаровского края защищают право на жизнь и рыболовство
17 Ноя 2025
Северная Осетия существенно увеличила производство товарной рыбы
17 Ноя 2025
В городе Харбин Китайской Народной Республики прошло заседание рабочей комиссии по управлению рыбным промыслом в пограничных водах рек Амур и Уссури
17 Ноя 2025
Приморским филиалом подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «АПК НАЦРЫБА» в партии филе угря из Китая выявлена кишечная палочка
17 Ноя 2025
Анализ рынка минтая в Южной Корее
17 Ноя 2025
Ставки сделаны
17 Ноя 2025
Рыбный день
17 Ноя 2025
С системой "Меркурий" Россельхознадзора работают больше 80 стран
17 Ноя 2025
В СФ считают малоприменимой идею о продаже рыбы за полцены по четвергам
17 Ноя 2025
Студенческие путинные отряды растут: движение станет отдельным направлением в структуре Российских студенческих отрядов
17 Ноя 2025
Всероссийский форум «ГосСтарт»: рыбная отрасль представила кадровый потенциал
16 Ноя 2025
В порту Корсаков организуют круглосуточную разгрузку судов
15 Ноя 2025
Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию о развитии агропромышленного сектора и обеспечении продовольственной безопасности
14 Ноя 2025
Икра на повышение: цены на деликатес за год выросли на треть
14 Ноя 2025
Цена на атлантический палтус достигла максимума за два десятилетия
14 Ноя 2025
В Томской области растут объемы промышленного вылова рыбы
14 Ноя 2025
«Генеральная уборка» распространится на десятки регионов РФ
14 Ноя 2025
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 09 ноября 2025 года
14 Ноя 2025
Европе грозит дефицит белой рыбы из-за санкций против России
14 Ноя 2025
Рыбодобывающие предприятия перестали быть флагманами экономики Камчатки
14 Ноя 2025
Рыбу тянет на дно
13 Ноя 2025
Опасения по поводу войны из-за трески без норвежско-российского соглашения о квотах

Подписка на новости

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Судостроители ставят задачу рыбакам

1485
Россия
В августе 2025 года у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. В. Мантурова состоялось совещание по вопросу введения ограничений эксплуатации «ветхого» флота. Да, именно так — слово «ветхий» почему-то закавычено. Может быть потому, что в Кодексе торгового мореплавания отсутствует такое понятие как ветхий флот, а может из других соображений.

Судостроители против «ветхого» флота


Основная и единственная мысль инициаторов мероприятия звучала так: «обеспечение национального суверенитета в области судостроения и необходимость введения для судовладельцев существенных ограничений». Участвовавшие в обсуждении представители федеральных министерств и ведомств принципиально поддержали судостроительный бизнес. Чиновникам поручено разработать программу замещения «ветхого» флота на период до 2035 года, подготовить и согласовать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части введения поэтапного, с конечным сроком 1 января 2030 г., запрета допуска в морские порты Российской Федерации российских и иностранных судов возрастом более 40 лет. Руководителей отечественной рыбной индустрии на совещание не пригласили, их мнение по данному вопросу не спрашивали. От имени рыбаков принципиальную поддержку судостроительной инициативе выразил чиновник аграрного ведомства.

Учитывая объёмы и географическое распределение сырьевой базы, а также численность и специфику отечественного рыболовного флота, эта «кабинетная история» вызвала настоящий шок в рыбном хозяйстве России.

500 судов на иголки


В настоящее время в Российской Федерации морскую промысловую деятельность осуществляют порядка 1 тысячи судов, дающих в отраслевую систему мониторинга судовые суточные донесения. Эти производственные мощности (фактически плавзаводы) ежегодно добывают (вылавливают) 5 миллионов тонн водных биологических ресурсов. На судовых фабриках изготавливают миллионы тонн пищевой рыбной продукции, обеспечивая устойчивость внутреннего рыбного рынка. К 2030 году под предлагаемый запрет на допуск в российские порты одномоментно попадает не менее 500 судов рыбопромыслового флота. В связи с этим возникает практический вопрос. Куда зайти этим судам после 1 января 2030 года? Сразу с промысла брать курс на Бангладеш на утилизацию или затопить флот в море? Для тех, кто не в курсе, последнее технически и организационно довольно сложная затея. Более того, это станет своего рода сенсацией мирового масштаба.

Общее состояние рыбацкого судостроения


Авторы административной новеллы ставят рыбакам задачу. На замену принудительно снятым с эксплуатации пяти сотням крупнотоннажных и средне-тоннажных рыбопромысловых судов, для удержания ежегодного уровня общероссийской добычи (вылова) водных биоресурсов нужно построить на отечественных верфях как минимум 300 новых бортов, которые, предположительно будут экономически эффективнее. Звучит красиво. Однако, в реальности жизнь устроена не так просто. Подавляющее большинство судовладельцев-заказчиков, основываясь на собственном опыте скажет, что в нынешних условиях сделать за пять лет такое количество супер-траулеров, сейнер-траулеров, ярусоловов и иных типов рыболовных судов практически невозможно. Даже при самых благоприятных условиях для этого понадобится более четверти века.

Доказательство этому — результаты первой попытки судостроительного лобби внедрить в законодательство о рыболовстве схему «квоты под киль». С 2018 года, то есть через 8 лет реализации данной идеи, построено всего 47 судов — чуть более 40% от планируемой численности нового рыболовного флота. Средняя продолжительность строительства одного изделия составляет почти 5 лет. Рост стоимости судна по отношению к первоначальной поражает воображение и напрочь обнуляет экономические мечты судовладельцев. Имеются основания полагать, что по схеме «квоты под киль» до 2030 года будет достроено максимум 50 судов. Итого за 13 лет отечественные верфи изготовят для рыбаков примерно 100 «килей под квоты».


Цена вопроса


На упомянутую выше затею рыбопромышленники уже потратили астрономические суммы, в результате чего кредиторская задолженность рыбного хозяйства в 2025 году перевалила за 1 триллион рублей. Теперь правительству предлагается «дожать ситуацию» — вывести из эксплуатации 50% производственных фондов рыбодобывающей индустрии. Вместо этого построить как минимум 300 новых рыбопромысловых судов.

Основываясь на ценовой реальности отечественного судостроения несложно посчитать, во что это выльется. С учетом стоимости кредитных ресурсов, даже прогнозируя в перспективе некоторое снижение, в течении строительства этих объектов общая сумма долга рыбной отрасли может достичь четырёх триллионов рублей. В случае принятия государственного решения о выводе из эксплуатации после 1 января 2030 года 500 рыбопромысловых судов и начале строительства нового флота, основываясь на показателе сальдированного финансового результата отрасли в 2024 году (92,4 млрд рублей), а также динамике уровня цен на рыбу можно констатировать следующее. Рыбодобывающим организациям России придется 30 лет отрабатывать долги банкам, забыв о текущем благополучии и каком-либо социально-экономическом развитии. Странно, что чиновники столь высокого ранга не понимают, что такая гигантская финансовая ноша не по силам небольшой отрасли пищевой промышленности, удельный вес которой в ВВП России составляет 0,3%. Результат эксперимента может быть печальным.

Безопасность мореплавания


С точки зрения мореплавания идея списания части флота рыбной промышленности по критериям возраста судов не выдерживает профессиональной критики. Данная инициатива игнорирует национальную и международную нормативную правовую базу требований к эксплуатации морских судов.

В настоящее время российский флот, имеющий допуск к осуществлению морского рыболовства, находится в надлежащем, технически исправном состоянии, соответствует национальным и международным стандартам безопасного плавания и сохранения человеческой жизни на море. Все суда, судовые механизмы, оборудование, устройства, снабжение и материалы, холодильные установки, грузоподъемные устройства находятся под регулярным государственным техническим наблюдением и проходят освидетельствования на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации. Значительная часть судов прошла полную модернизацию с заменой главных и вспомогательных двигателей, а также тралового, навигационного, рыбопоискового, грузового и производственного оборудования. Есть супер-траулеры 1993 года постройки, которые сегодня являются мировыми рекордсменами по вылову рыбы.

Ежегодная отраслевая статистика аварийных случаев не показывает существенного ухудшения технического состояния флота рыбной промышленности.

Что будет с рыбой


Попытка реализации в законодательстве запрета на эксплуатацию рыбопромысловых судов старше 40 лет поражает своей глупостью и должностной безответственностью. Очевидно, что это приведет к резкому сокращению объемов российской добычи (вылова) водных биологических ресурсов в Охотском, Беринговом, Японском, Баренцевом, Норвежском, Чёрном, Азовском, Каспийском и Балтийском морях, а также в международных и открытых районах Мирового океана. Результатом станет уменьшение поставок на внутренний рынок самых массовых видов рыбы (минтай, сельдь, скумбрия, путассу, мойва, сардина, сайра и др.). Это неизбежно толкнёт вверх цены на отечественные рыбные товары и приведёт к увеличению иностранной рыбной продукции на российском прилавке. Снижение производственных объемов в морском рыболовстве негативно отразится на показателях российского продовольственного экспорта.

Хаос

Глядя на происходящее, следует сказать, что при всём уважении к коллегам из соседнего цеха, рыбопромышленники в последние 8 лет на своём опыте убедились в особенностях отечественного судостроения. По факту оно не справляется с задачей и просит очень много денег. А денег у рыбаков уже нет. Теперь лоббисты решили применить к рыбакам очень грубый приём и публично агитируют чиновников.

В этой связи хотелось бы заметить, что административный волюнтаризм к добру не приведёт, а методы запретов для одних предпринимателей в интересах других — это плохие методы. Такие откровенные формы лоббизма на уровне правительства страшны тем, что они подрывают доверие к институтам власти, создают хаос в хозяйственной деятельности, а за хаос платят все граждане.

nord-news.ru
ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Судостроители ставят задачу рыбакам

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 <  Ноябрь   <  2025 г.
Комментарии для сайта Cackle