Савелий Карпухин из РРПК возложил ответственность на Илью Шестакова из Росрыболовства
Савелий Карпухин Председатель совета директоров Русской рыбопромышленной компании во время проведения ВЭФ заявил буквально следующее: «Пусть не полностью, но за прошедшие 8 лет обновили существенную часть добывающего флота и на ДВ, и на Севере; краболовы с боем, но достроят. Если бы не настойчивость Ильи Васильевича Шестакова …» Как уже сообщалось, построено 44 судна из запланированных 107, а также 27 заводов. Программа инвестквот (предоставление компаниям квот на вылов в обмен на строительство рыболовного флота и перерабатывающих заводов) действует уже почти десять лет, с 2016 года. Первые суда в количестве 5 штук корабелы должны были передать рыболовам в 2019 году, а по факту было передано лишь 2 судна. В 2020 году, согласно заключенным договорам, верфи должны были передать уже 12 судов, но рыболовы получили всего 3, а в 2021 году и вовсе одно-единственное. О масштабах этого провала и позора можно судить хотя бы по тому, что, например, промыслом сельди и минтая у нас занимаются примерно 360 судов различного водоизмещения. А с 2016 года построили лишь 44 судна! За следующие пару лет надо сдать 63! В 2023 году начался второй этап, в ходе которого планируется построить ещё 31 судно (4 рыбопромысловых, 4 транспортных рефрижератора и 23 краболовов), 4 логистических комплекса и 11 перерабатывающих заводов (9 большой мощности и 2 малой мощности). К настоящему времени завершено строительство одного краболова и 2 заводов. Российская рыбная отрасль, как отмечал в Госдуме на круглом столе «Состояние и перспективы развития рыбного хозяйства в существующих условия» президент ВАРПЭ Герман Зверев, - единственная из отраслей реальной экономики, которая заплатила на аукционах за само право продолжать производственную деятельность, оказалась перед выбором – заплатить на аукционе за изначальный производственный ресурс или закрыть бизнес. Таким образом, почти две трети судостроительных проектов не завершены. В лучшем случае они будут завершены с опозданием в два-три года, хотя оплата судостроительных проектов выполнена в полном объеме. Из уже реализованных судостроительных проектов 95% завершены с задержкой от года до двух лет, а стоимость каждого проекта в среднем, как минимум, выросла в два раза, а в некоторых случаях – в три раза. Заданные показатели окупаемости по целому ряду объектов не исполнены потому, что закрылись рынки для производимой продукции. Инвестиции увеличивают задолженность рыбопромышленных предприятий перед банками. Ежемесячные процентные платежи для обслуживания взятых на строительство и перечисленных судостроителям кредитов составляют примерно 5 миллиардов рублей в месяц! Совокупная задолженность отрасли перед банками уже превысила один триллион рублей. Для сравнения. Денежная выручка рыбодобывающей отрасли в прошлом году составила 664 млрд. рублей, а прибыль – 92 млрд. рублей. Задолженность предприятий перед банками в полтора раза превышает годовую выручку, в одиннадцать раз превышает годовую прибыль. Двадцать крупнейших рыбодобывающих холдингов получают 80% отраслевой выручки, но обеспечивают всего 40% отраслевой занятости. За десять лет в двух приморских регионах, где особенно интенсивно происходило укрупнение рыбного бизнеса, численность занятых сократилась с 11 тысяч до 7 тысяч в Мурманской области и с 21 тысячи до 18 тысяч в Приморском крае. Семь тысяч рабочих мест утрачено! Первый зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин констатировал: «на каждые два вводимых в строй судна мы имеем один расторгнутый договор». План сдачи судов на прошлый год был определен 17 единиц, а по факту сданы 10 судов. Таких договоров сейчас 17, и еще по 6 договорам идет процесс расторжения. В марте Правительство РФ уже увеличило с 8 до 12 лет предельный срок реализации проектов в рамках программы инвестиционных рыбных квот. И это, уверен, не крайнее увеличение. В отрасли активно заговорили о господдержке, без которой рыбакам не выкарабкаться. На фоне такого краха «Рыбак Камчатки» задаёт вопрос: «Передел ресурсов будет продолжен? Судя по выступлению на ВЭФ главы Росрыболовства Ильи Шестакова, рыбакам надо готовиться к дальнейшей перетасовке рыбных ресурсов под эгидой программы инвестиционных квот …Чтобы сформировать инвестквоты, сначала предприятиям урезают часть их исторических квот… Росрыболовство намерено продолжать эту программу». Как заявил на ВЭФ Илья Шестаков, инвестквоты теперь нужны на строительство транспортных судов и логистической инфраструктуры. Это значит, что скоро предприятиям урежут еще часть их исторических квот. Повторю, программа инвестквот действует уже почти десять лет, с 2016 года. Совершенно очевидно, что программа не выполняется. Самое время найти ответственных. Из Протокола совещания на тему: «О ходе строительства судов рыбопромыслового флота в рамках первого и второго этапов предоставления инвестиционных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», под председательством первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию С.Г. Митина видно - подключена Генеральная прокуратура для проведения проверочных мероприятий. Наблюдаем.
Александр Савельев, |









