Печалька
Программа инвестиционных квот на строительство новых рыбопромысловых судов и заводов по переработке рыбы находится под постоянным парламентским контролем, - сообщил первый зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин в интервью телеканалу «Вместе-РФ» и с грустью добавил, что построено 44 судна из запланированных 107, а также 27 заводов. Напомню, программа инвестквот (предоставление компаниям квот на вылов в обмен на строительство рыболовного флота и перерабатывающих заводов) действует уже почти десять лет, с 2016 года. Она началась задолго до пандемии и санкционного давления, однако теперь именно эти обстоятельства называются причиной провала. В марте Правительство РФ уже увеличило с 8 до 12 лет предельный срок реализации проектов в рамках программы инвестиционных рыбных квот, но и этого, как очевидно продемонстрировал состоявшийся в Совете Федерации разговор и приведённые цифры, совершенно недостаточно. Ещё одно напоминание: первые суда в количестве 5 штук корабелы должны были передать рыболовам в 2019 году, а по факту было передано лишь 2 судна. В 2020 году, согласно заключенным договорам, верфи должны были передать уже 12 судов, но рыболовы получили всего 3, а в 2021 году и вовсе одно-единственное. О масштабах этого позора можно судить хотя бы по тому, что, например, промыслом сельди и минтая у нас занимаются примерно 360 судов различного водоизмещения. То есть, с 2016 года построили лишь 44 судна! За следующие пару лет надо сдать 63! Боюсь, Правительству РФ ещё не раз придётся увеличивать предельный срок реализации проектов в рамках программы инвестиционных рыбных квот. Хотя и эти поблажки имеют предел: инвестквоты предоставляются на срок до 15 лет. А в 2023 году начался второй этап, в ходе которого планируется построить 31 судно (4 рыбопромысловых, 4 транспортных рефрижератора и 23 краболовов), 4 логистических комплекса и 11 перерабатывающих заводов (9 большой мощности и 2 малой мощности). К настоящему времени завершено строительство одного краболова и 2 заводов. Три года назад аудитор Счётной палаты Сергей Мамедов в том же Совете Федерации на совещании по инвестквотам отмечал, что задачи первого этапа введения инвестиционных квот не выполнены. Многие тогда посчитали, что СП представила некролог первому этапу инвестквот. Но похороны ещё продолжаются… Российская рыбная отрасль, как отметил недавно в Госдуме на круглом столе «Состояние и перспективы развития рыбного хозяйства в существующих условия» президент ВАРПЭ Герман Зверев, - единственная из отраслей реальной экономики, которая заплатила на аукционах за само право продолжать производственную деятельность, оказалась перед выбором – заплатить на аукционе за изначальный производственный ресурс или закрыть бизнес. Что мы имеем? Более половины судостроительных проектов до сих пор не завершены. В лучшем случае они будут завершены с опозданием в два-три года, хотя оплата судостроительных проектов выполнена в полном объеме. Из уже реализованных судостроительных проектов 95% завершены с задержкой от года до двух лет, а стоимость каждого проекта в среднем, как минимум, выросла в два раза, а в некоторых случаях – в три раза. Заданные показатели окупаемости по целому ряду объектов не исполнены потому, что закрылись рынки для производимой продукции. Инвестиции увеличивают задолженность рыбопромышленных предприятий перед банками. Ежемесячные процентные платежи для обслуживания взятых на строительство и перечисленных судостроителям кредитов составляют примерно 5 миллиардов рублей в месяц! Совокупная задолженность отрасли перед банками уже превысила один триллион рублей. Для сравнения. Денежная выручка рыбодобывающей отрасли в прошлом году составила 664 млрд. рублей, а прибыль – 92 млрд. рублей. Задолженность предприятий перед банками в полтора раза превышает годовую выручку, в одиннадцать раз превышает годовую прибыль. Двадцать крупнейших рыбодобывающих холдингов получают 80% отраслевой выручки, но обеспечивают всего 40% отраслевой занятости. За десять лет в двух приморских регионах, где особенно интенсивно происходило укрупнение рыбного бизнеса, численность занятых сократилась с 11 тысяч до 7 тысяч в Мурманской области и с 21 тысячи до 18 тысяч в Приморском крае. Семь тысяч рабочих мест утрачено! Повторю, рыбная отрасль – единственная отрасль, участники которой были вынуждены выкупать право продолжать свою производственную деятельность. В предыдущие несколько лет это коснулось таких сегментов отрасли – минтаевый, крабовый, тресковый и сельдевой. Теперь это коснется лососевого промысла. Речь идет о шестистах предприятиях Дальнего Востока. За право продолжить свою работу сотни лососевых предприятий в отдаленных прибрежных регионах заплатят в течение следующих трех лет в федеральный бюджет почти 170 миллиардов рублей. Или не заплатят. Печаль первого зампреда Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина понятна: «на каждые два вводимых в строй судна мы имеем один расторгнутый договор». План сдачи судов на прошлый год был определен 17 единиц, а по факту сданы 10 судов. «Таких договоров сейчас 17, и еще по 6 договорам идет процесс расторжения. А ещё на застрявшую в инвестиционной авантюре отрасль сейчас натягивают биржевое ярмо… Печалька…
Александр Савельев, |









