Правительством разработан законопроект " О внесении изменений в ФЗ " О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и другие законодательные акты в целях совершенствования распределения квот добычи водных биооесурсов". Работу над основополагающим для рыбохозяйственной отрасли страны закон РИА PrimaMedia прокомментировала депутат Государственной думы РФ от Приморья, председатель подкомитета по водным биологическим ресурсам Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Эльмира Глубоковская.
"Эта законодательная инициатива нацелена на увеличение объемов добычи ВБР, обеспечение принципов единообразия и системности правоотношений в рыболовстве, формирование экономических стимулов для развития отечественного судостроения и рыбоперерабатывющей отрасли, повышение эффективности рыболовства, устранение излишних административных барьеров.
Важной новеллой является повышение минимального порога добычи ВБР с 50% до 70% от общего объема . При этом в случае если рыбохозяйственная организация в течение двух лет будет добывать ниже данного порога, то она принудительно лишится права на добычу.
Данная мера нацелена на увеличение объемов добычи водных биоресурсов на 20%. Это важно в условиях необходимости реализации стратегии импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны.
С целью устранения излишних административных барьеров предусмотрено формирование единого промыслового пространства при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства и ликвидация 12-мильной зоны.
С этой же целью устраняется институт рыбопромысловых участков за исключением анадромных рыб. Сегодня право на пользование водными биоресурсами обеспечивается наличием двух договоров — в отношении квотируемых водных биоресурсов — договор на закрепление долей квот на 10 лет и договор пользования РПУ. В случае неквотируемых видов необходимо также два договора — договор на право пользования ВБР и на пользование РПУ. Эти договоры отличаются и по срокам действия и по содержанию. Отмена одного не влечет за собой расторжение другого. Поэтому упразднение этого института станет эффективной мерой по устранению излишних административных барьеров.
Повышению эффективности рыболовства будет предусмотренная законопроектом ликвидация существующего правового неравенства при осуществлении прибрежного и промышленного рыболовства. По действующему законодательству только при промышленном рыболовстве возникает принудительная отмена права на добычу в случае недоставленных уловов на территорию РФ, а также в случае несогласованного отключения технических средств контроля свыше 48 часов в год для судов мощностью 55 квт и грузоподъемностью 80 тонн. Теперь такие меры ответственности предусмотрены и для прибрежного рыболовства.
Законопроектом вводится коэффициент повышения 1.2, обеспечивающий наделением дополнительными квотами до20% от общего объема промышленных квот тех рыбодобытчиков, который доставляют свои уловы на территорию РФ с целью загрузки береговой переработки. Эта мера позволит обеспечить регионы дополнительными рабочими местами, пополнить региональные бюджеты.
Также предусмотрено формирование механизма наделения инвестиционнными квотами до 15% рт общих квот при строительстве судна на российских верфях и до 5% квот — при строительстве рыбоперерабатывающих заводов. Эта мера позволит стимулировать развитие отечественного судостроения и рыбопереработки.
С целью ликвидации класса рантье предусмотрено норма, обязывающая добывать не мене 70% ВБР на собственных судах или арендованных по договору лизинга или фрахтования.
В то же время у комитета есть ряд замечаний. Провести дополнительную оценку рисков для рыболовецких артелей, поселкообразующих находящихся в районах Арктического пояса, для которых предусмотренная законопроектом при осуществлении прибрежного рыбодовства доставка на берег живой, свежей, охлажденной разделанной и неразделанной рыбы трудно реализуема. Это связано с отсутствием соответствующих судов, производственных мощностей, позволяющих доставлять охлажденную рыбу. По прогнозам эти артели могут лишиться до 40-50% квот добычи, что негативным образом скажется для рабочих и жителей этих поселков и может вызвать социальную напряженность.
Также необходимо оценить риски на фоне отсутствия гарантий наделения инвестиционными квотами авансом при судостроении или строительстве рыбоперерабатывающих заводов.
Кроме того не ясен механизм наделения такими квотами, что не позволяет в полной мере оценить последствия этой инициативы для рыбохозяйственных организаций, представляющих малый и средний бизнес.
Кроме того необходимо провести согласование возможностей судостроительных компаний с необходимыми объемами судов для рыбопромыслового флота и сроков введения договоров на доли квот и строительства судов. Привести в соответствие с законодательством дефиниции.
На законопроект имеется заключение ГПУ с замечаниями, Счетной палаты с замечаниями, а также отрицательный отзыв Общественной палаты.
В то же время комитет считает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению нужно будет учесть сделанные замечания и предлагает палате принять его в первом чтении", - пояснила Эльмира Глубоковская.
ИА PrimaMedia
|