В этом году вступили в силу изменения в правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, куда входит и Коми. В регионе этого добивались и любители рыбалки, и промысловики, и республиканское правительство. Накануне летнего рыболовного сезона "Общественный контроль" разбирался, все ли пожелания учтены и что нужно сделать, чтобы ограничения и запреты носили разумный характер
Хочешь жить - нарушай правила
Древние коми были по преимуществу охотниками и рыболовами. Даже после того, как они освоили земледелие, рыба оставалась одним из основных продуктов питания на их столе, а особо ценные породы, такие как семга, сиг и нельма, продавались.
Новые правила рыбной ловли в Северном рыбохозяйственном бассейне, вступившие в силу 3 февраля прошлого года, поставили местных рыбаков перед выбором: либо стать нарушителями, либо лишить семью пропитания
Государство долгое время местных рыбаков не ограничивало никакими правилами, что вовсе не приводило к бездумному уничтожению даров рек и озер. Коми сами знали, какую рыбу и в каких количествах можно ловить, чтобы не нанести ущерб природе и, в конечном счете, самим себе. Когда законодательные ограничения все же появились, их нарушали в основном заезжие браконьеры.
Однако новые правила рыбной ловли в Северном рыбохозяйственном бассейне, вступившие в силу 3 февраля прошлого года, поставили местных рыбаков перед выбором: либо стать нарушителями, либо лишить семью пропитания. Разработавшие его московские чиновники одним махом резко ограничили промышленный лов рыбы и полностью запретили любительский лов на 81 реке Республики Коми, включая самые крупные, такие как Печора, Уса, Ижма, Вычегда, Вымь и Мезень.
Как заявил корреспонденту ОК-информ заместитель председателя правления Коми республиканского общества охотников и рыболовов Дмитрий Дробато, у многих сел и деревень в радиусе ста километров не оставалось ни одного водоема, где их жители смогли бы порыбачить.
Ограничения по местам лова для любителей сохранились только на нерестилищах леща
Реакция жителей Коми была настолько негативной, что руководство республики, получившее в свой адрес множество обращений, было вынуждено направить письмо председателю правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть эти правила. И эта мера возымела действие.
Федеральное Министерство сельского хозяйства внесло целый ряд поправок. На ранее запрещенных реках разрешили ловить рыбу ручными крючковыми орудиями вылова, на которых общее количество одинарных крючков не превышает четырех, осуществлять добычу водных биоресурсов на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, а также заниматься подледным ловом ручными крючковыми орудиями добычи. Правда, и в этом случае общее количество одинарных, двойных или тройных крючков не должно превышать четырех.
Ограничения по местам лова для любителей сохранились только на нерестилищах леща, то есть в бассейнах рек Вычегда и Луза - с 20 мая по 20 июня - и Печоры и Мезени - с 10 июня по 10 июля.
Зачем плодить бригадиров?
Казалось, справедливость восторжествовала и проблема снята. Однако, как удалось выяснить "Общественному контролю", нерешенных вопросов осталось очень много.
- Я считаю, что необходимо прописать, на каком конкретном водоеме какую рыбу можно ловить, - заявил корреспонденту ОК-информ Дмитрий Дробато. - У нас есть водоемы, где много хариуса, и его можно ловить без ограничений. Но где-то его мало, а потому там лов этой рыбы следует вообще запретить, а не делать это обобщенно для всей республики, которая протянута более чем на две тысячи километров. На юге у нас одна рыба, а на севере - совсем другая, поскольку разнится и кормовая база для них.
С ним солидарна начальник Коми филиала ФГБУ "Мосрыбвод" Елена Рябова.
Многие рыбаки используют кустарные орудия лова - самодельные ловушки и сети. И откуда им взять документы? Да и в магазинах далеко не всегда не дадут техническую документацию на сети, изготовленные заводским способом
- Нельзя сравнивать лов на пойменных озерах юга республики с рыбалкой на озерах Большеземельской тундры, - отметила чиновница, выступая на одном из совещаний по этому вопросу. - На севере запрет на лов в период осеннего нереста повысил бы интенсивность воспроизводства рыбы. И по поводу лова на разливах - вопрос спорный: получается, что можно ловить нерестящихся частиковых рыб, но одновременно в сети может попасть и большое количество хариуса. К тому же в нормативно-правовых актах нет такого понятия, как "разлив реки".
Свои предложения к новым правилам имеет и Коми региональный некоммерческий фонд "Серебряная тайга".
- Один из пунктов этих правил гласит, что при осуществлении рыболовства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять добычу водных биоресурсов в отсутствии ответственного лица, - сообщил "Общественному контролю" координатор образовательных направлений фонда Николай Шилов. - Это означает, что в каждой лодке должен быть ответственный бригадир. Но в наших кооперативах лодки небольшие - на двух человек. И получается, каждый второй должен стать бригадиром, хотя на этом рыбопромысловом участке уже есть бригадир, который и так все видит и все знает. Зачем еще бригадиры?
Кроме того, одно из положений правил требует при осуществлении промышленного рыболовства применять стандартные орудия добычи, изготовленные в соответствии с технической документацией. Но, как отметил Николай Шилов, многие рыбаки используют кустарные орудия лова - самодельные ловушки и сети. И откуда им взять документы? Да и в магазинах далеко не всегда не дадут техническую документацию на сети, изготовленные заводским способом.
- Пункт прописан, но он нереализуем, - сделал вывод сотрудник "Серебряной тайги".
Хотя бы услышьте нас…
Можно долго перечислять претензии общественников, рыбаков-любителей, профессионалов и даже чиновников. Одни радеют за рыбаков, другие - за сохранность рыб в водоемах. Компромисс между сторонами возможен, поскольку и рыбаки никак не заинтересованы в уничтожении хариуса и нельмы. Только он рождается в ходе дискуссии, а не в головах московских чиновников.
Почти все, с кем довелось общаться корреспонденту ОК-информ, заявляли, что правила рыболовства должны приниматься не на федеральном уровне, а на региональном. Кому, как не местным рыбакам, экологом и чиновникам знать, какая рыба водится в том или ином водоеме и как лучше распределить ответственных лиц.
- Все понимают, что если принятие правил спустить на региональный уровень, то всем будет лучше, - сказал по этому поводу Николай Шилов.
- Как минимум, надо согласовывать их с нами, учитывать наше мнение, а не принимать так скоропалительно, как это было сделано в 2014 году, - вторит ему Дмитрий Дробато. - И делать это надо после тщательного обсуждения со всеми заинтересованными лицами.
Общественный контроль
|