English version
на Камчатке: 26.10.2021 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1581 г. атаман Ермак захватил столицу Сибирского ханства Кашлык.
В 1915 г. Указом Николая Второго Главное управление землеустройства и земледелия было переименовано, в виду значительного расширения круга деятельности, в Министерство земледелия с соответствующим переименованием всех учреждений и чинов этого ведомства.
В 1976 г. Постановлением Совета Министров СССР № 868 функции оптовой торговли рыбными товарами переданы в ведение Минрыбхоза СССР и возложены на Собзрыбпромсбыт.
В 1988 г. у берегов Аляски русскими ледоколами освобождены из ледового плена два кита.

Новости


Камчатский край



14 марта 2016

Спасение рядового лосося

Молодь, проходя через ячейки дрифтера, получает раны и гибнет. Гибнут птицы и морские млекопитающие. Промысел дрифтерными сетями наносит вред не только океану, но и людям. Они препятствуют подходу рыбы из океана к берегу, где ведут промысел рыбаки.
Инициатива внесения изменений в Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" принадлежит депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, среди которых есть представители Камчатки. Рассмотрению законопроекта предшествовала длительная работа по оценке негативного воздействия дрифтерного промысла на морские экосистемы и расчету экономической составляющей. Так, ученые и эксперты Счетной палаты пришли к выводу, что данный вид промысла ежегодно наносит ущерб России в размере более 10 млрд рублей.
По оценкам Минприроды России, которое поддержало запрет, вследствие дрифтерного промысла лососей в исключительной экономической зоне России за 1992-2008 годы погибло около 2,3 млн птиц, из которых 1,6 млн - в сетях, выставленных японскими судами, а остальные 0,7 млн особей - в российских сетях.
"В среднем за год в плавающих сетях гибнут около 136 тысяч морских птиц. При этом в течение нескольких последних лет объем допустимого улова (ОДУ) лососей для дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне России устанавливается практически на одном и том же уровне. Таким образом, данные исследований актуальны и в настоящее время. В плавающие сети иногда попадают и птицы, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РФ: белоспинный альбатрос, белоклювая гагара, красноногая говорушка, короткоклювый и пестрый пыжики", - отмечает министерство.
Победу можно записывать на счет камчатского фонда "Сохраним лосося вместе", но, как всегда в случаях с экопобедами, и в данном случае, с одной стороны - это результат коллективных усилий большого количества людей и организаций, причем не только природоохранных НКО, но и объединений рыбопромышленников, а также усилий властей Камчатского края, а с другой стороны - и в этой победе, как и в остальных, есть конкретный человек, без титанических усилий которого она бы вряд ли состоялась. "Это камчатский журналист и эколог Сергей Вахрин, основатель упомянутого фонда", - говорит руководитель "Экологической вахты Сахалина" Дмитрий Лисицын.
"Я абсолютно убежден, что из всех экопобед 2015 года (а может, и последних пяти лет) именно эта - самая значительная, в первую очередь по размерам прекращенного и предотвращенного вреда живой природе. Интересно, что это редкий случай, когда устраненный в результате запрета дрифтерного промысла вред природе имеет совершенно конкретные количественные характеристики - он измеряется в десятках тысяч морских птиц и тысячах морских млекопитающих, спасенных в результате этой экопобеды", - отмечает Дмитрий Лисицын. Кроме того, тысячи тонн тихооокеанских лососей больше не будут выброшены за борт с дрифтерных судов, а пройдут к родным берегам на нерест. Там большая их часть будет выловлена рыбаками прибрежного лова - что даст существенный экономический и социальный эффект, а меньшая часть дополнительно пройдет в родные реки на нерест.
Японский лов
Корни хищнического промысла лососевых уходят глубоко в историю и связаны с "традиционно дружественными" отношениями с Японией. Дрифтерный лов велся в исключительной экономической зоне России, в том числе японскими рыбаками по межправительственным договоренностям. Лосось стал жертвой в том числе геополитических, международных игр. О причинах этого и о долгом пути к прекращению уничтожения огромных рыбных запасов Камчатки Сергей Вахрин подробно написал в своей книге "Хроника неоконченной войны. Дрифтерному промыслу - НЕТ!".
"Японцы в свое время решили, что своей победой в русско-японской войне 1904-1905 годов они обеспечили себя дальневосточной российской рыбой на вечные времена. Но в 1920-х годах Советский Союз начал создавать собственную рыбную промышленность и закрыл японцам доступ к более стратегически важным сырьевым ресурсам - прежде всего, к нерке. Но японцы нашли обходной путь, и завязалась дрифтерная эпопея с переменным успехом сторон", - говорится в книге.
Всемирный фонд дикой природы России предпринимал попытки обратиться к японским экологам, к японской общественности, но они ничем не закончились, потому что это проблема по сути дела не японская, а российская, поясняет Сергей Вахрин. "У них процветают рыбные порты, зачем они будут защищать наши интересы, тем более экологические, если промысел отражается положительно на экономике Японии? У них свои национальные интересы", - говорит он.
Битва за лосося
Последняя битва в борьбе с дрифтером завязалась в 2008 году, когда российское правительство вдвое увеличило квоты российским дрифтерным рыбопромышленникам, и промысел из якобы научного превратился в явно промышленный, направленный на извлечение нерки (особо ценного вида лососевых рыб), пользующейся большим спросом в Японии. Именно тогда промысел стал не просто экологически опасен, а чрезвычайно опасен и опустошителен, отметил Сергей Вахрин.
"Мы начали с поиска союзников среди местного населения, депутатов, рыбаков, ведущих прибрежный промысел, для которых лов косяков лосося в открытом море является разорительным. Принялись собирать подписи вместе с WWF России, активно начали создавать общественное мнение по этому поводу", - вспоминает автор книги.
По его словам, на создание общественного мнения ушло несколько лет - если до 2008 года о дрифтерном промысле знали только единицы, то после того как природоохранные организации показали проблему - люди ее не просто поняли, а связали с дрифтером свои экономические потери, потери Камчатки, вспомнили историю. Затем жители Камчатки начали координироваться и выдвигать свои требования по запрету на уровне главы государства и Госдумы.
Быстро создать общественное мнение можно, когда проблемы очевидны, а когда проблема теоретическая, то она сильного впечатления не производит. Дрифтерный промысел находится далеко в море, куда не так просто добраться, чтобы понять масштаб бедствия. Защитникам природы удалось с большим трудом попасть на промысел при помощи Счетной палаты, чтобы увидеть все своими глазами. После того как мы сами увидели промысел и показали его людям, то процесс пошел быстрее, объясняет Сергей Вахрин.
"Получился скоординированный удар - не каждый сам по себе, а мы объединились с депутатами, рыбопромышленниками, стали единой силой, единомышленниками. У каждой группы были свои формы воздействия на власть, но эти действия были скоординированы. Самое главное для победы - объединение сил, здесь экологические, экономические, политические и исторические интересы совпали", - отмечает собеседник журнала.
Одним из ключевых событий на пути к победе стало расширенное заседание комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию, на котором в 2013 году рассматривался вопрос "О поэтапном прекращении дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне РФ". Экологи хорошо подготовились к заседанию, предложив сенаторам посмотреть фильм.
"Минут пять-семь отводилось на фильм. И этот фильм сыграл исключительную роль в судьбе дрифтерного промысла. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Главное - определить суть вопроса и создать зрелище, которое произвело бы правильное впечатление на смотрящих. Сгущать краски всегда чревато - человек поверит в увиденное, но потом разочаруется. Все должно соответствовать действительности", - рассказал Сергей Вахрин.
Для успеха в подобной глобальной кампании должен совпасть ряд факторов: безусловно, должна быть последовательность в достижении цели, изо дня в день, из года в год необходимо бить в одну точку, находить новую аргументацию, использовать все дополнительные факторы - экономические, исторические, житейские.
"Весь этот арсенал доводов мы старались использовать и донести до аудитории, которая принимает решения. В конечном итоге это и дало результат", - поделился Сергей Вахрин.
Негибкость противника - на руку
Руководитель морской программы Всемирного фонда дикой природы России Константин Згуровский полагает, что эта победа была бы невозможна, если бы не тесное сотрудничество защитников природы с рыбаками-прибрежниками и возможность через парламентариев и управленцев на Камчатке доносить информацию до людей, принимающих решения.
"Ключевая слагаемая успеха - конфликт интересов двух групп рыбаков плюс негибкая позиция дрифтерников, которые были уверены в своем будущем и не хотели ничего менять. WWF предлагал меры, чтобы ограничить промысел, а не закрыть… Но из-за нежелания дрифтерников что-то менять - они получили то, что получили! А так они бы еще два года могли бы как минимум ловить", - отмечает Константин Згуровский.
Как предупреждает представитель WWF, ситуация с дрифтерным промыслом непростая, многослойная, и сторонники дрифтера пытаются отыграть назад: недавно премьер-министр Японии Синдзо Абэ звонил президенту России и выражал опасения за судьбу японских рыбаков после принятия закона. По данным телекомпании "Фудзи", в телефонном разговоре с президентом России он попросил продолжить сотрудничество в области рыбного хозяйства. Кроме того, дрифтерные рыбопромышленники подумывают о том, чтобы судиться с правительством, которое ранее им продало квоты на промысел, а затем его запретило.
"Риск отката назад существует, в нашей стране все возможно. Ассоциация дрифтерного промысла бьется, чтобы изменить принятое решение, японские интересы здесь тоже замешаны - они ведь потеряли рабочие места, и самое главное - потеряли дешевую нерку, которая теперь будет стоить для японцев очень дорого. Хотя, конечно, это не государственный интерес для японцев - потеряли несколько хозяев нескольких компаний и руководители российской ассоциации дрифтерного промысла. А весь Камчатский край, вся Россия и природа - только приобрели", - заключает Сергей Вахрин.
Игорь Ермаченков

Bellona


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 744
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2016 г. »
« март »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      


.: Сегодня: 26.10.2021 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх