Падение курса рубля негативно повлияло на китайско-российскую торговлю, но в то же время открыло новые возможности. В приграничных районах Китая и России отмечают изменение структуры взаимного товарооборота, в нем растет доля российского продовольствия и селькохозяйственной продукции. О том как морские деликатесы из Приморья попадают в китайские магазины и рестораны - в следующем репортаже.
От порта Зарубино Приморского края России до границы с КНР всего 18 километров. Близость к восточному соседу определяет экономику местного морского хозяйства. Здесь работают несколько предприятий прибрежного рыболовства и аквакультуры. Основной акцент на выращивании гребешка, мидии и дальневосточного трепанга - деликатесов, столь любимых в Китае.
Александр Нарыжный, Директор компании по аквакультуре Приморского края РФ:
"Объекты марикультуры порядка 80 процентов на экспорт идет, потому что у наших соседей и в Южной Корее, и в Китае большой спрос на эту продукцию, особенно в живом виде. Да, на сегодняшний день спрос гораздо выше, чем предложение".
С увеличением спроса на российские морепродукты, более совершенной становится логистика. В приграничные районы Китая товар попадает в течение нескольких часов. Затем в любую точку страны замороженные морепродукты доставят максимум за 4 дня.
Чжан Юнго, Директор логистической компании "Куян" г. Суйфэньхэ:
"Российские морские продукты сейчас очень популярны среди китайских потребителей. Например, магаданская креветка, королевский краб и глубоководная рыба. У нашей компании объем продаж российских морепродуктов в 2015-м году увеличился на 10% по сравнению с 2014-м. Поэтому в январе этого года мы открыли специальный коридор по доставке российских замороженных морепродуктов "Суйфэньхэ-Пекин". На это уходит максимум 2 дня, чтобы вкус и качество товаров были максимально сохранены".
На сайтах Aliexpress и JD.com активно открываются магазины с российскими продуктами питания. Это значит, что приобрести их могут не только жители приграничных с Россией провинций, но и всех регионов Китая.
Чжан Юйяо, Корреспондент ССTV-Русский:
"Ну а более взыскательная и платежеспособная публика предпочитает замороженным морепродуктам живые деликатесы. Это один из самых полулярных ресторанов в Пекине, куда напрямую поставляют продукцию с Дальнего Востока России. Вот, например, спизулы сахалинские и гребешки. Их доставляют в Пекин на самолете в течение суток после того, как выловят из воды. Доступная цена и изысканный вкус сделали российские морепродукты очень популярными среди китайских потребителей".
В этом ресторане всегда заняты столики. В меню десятки блюд на основе российских морепродуктов. По соотношению цена-качество им сейчас нет равных в Китае.
Ху Шилун, Шеф-повар ресторана:
"Российские морепродукты занимают примерно треть в меню нашего ресторана. Общий объем продаж достигает 200 килограммов в день. Дальний Восток России близко расположен к Китаю, морепродукты оттуда более доступные и свежие, поэтому они очень нравятся китайским потребителям".
По данным статистики министерства коммерции КНР, Китай является самым большим экспортером для России. Общий объем импорта российских морепродуктов в 2015-м году достиг миллиона тонн. На Дальнем Востоке уверены: китайско-российское партнерство в области аквакультуры имеет устойчивые позиции сейчас и хорошие перспективы в будущем.
Chang Ying
CNTV
|