English version
на Камчатке: 28.10.2021 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1728 г. родился Джеймс Кук, английский мореплаватель, руководитель трех кругосветных экспедиций, первооткрыватель Новой Зеландии и Гавайских островов.

Новости


Дальний Восток и Сибирь



10 марта 2016

Выход в океан

Пятидесятые годы для рыбной промышленности были отмечены печальнейшим событием - стало исчезать сахалино-хоккайдское стадо сельди, на котором эта промышленность, собственно, и держалась. Не на лососевых, нет, именно на сельди работали и японцы, и русские.
И это событие потребовало коренных перемен во всем рыбохозяйственном деле.
Раньше небольшие рыболовецкие колхозы-артели на кунгасах могли закидывать невода и обеспечивать приемлемые уловы. Конечно, ловили немного снюреводами камбалу, треску, краба. Конечно, лосось. Подвижный состав в виде мотоботов или оставшихся от японцев "Кавасаки" обеспечивали либо госпредприятия, либо специально созданные моторно-рыболовецкие станции - аналог машинно-тракторных станций в "сухопутных колхозах".
На что-то большее мелкие предприятия способны не были. Еще в 1944 году рыбная промышленность северного Сахалина получила 14 сейнеров. На следующий год пришло еще 8. Но что с ними делать, никто не знал. Даже в 1946 году "Советский Сахалин" писал: "Путина в разгаре, а на лову 6 сейнеров, остальные стоят из-за отсутствия команд на них или из-за разного рода поломок. Руководство "Широкопадского комбината" смотрит на эти суда как на обузу..."
А как еще было смотреть?
Например, на юге японцами были созданы ковши-убежища. Но какой-то серьезной ремонтной базы в них не предусматривалось, поскольку тоже не было нужды. "В каждом ковше только небольшой слип для подъема маломерных судов и ремонтная площадка. Там же, где ковша не было, ограничивались площадкой для ремонта кунгасов. Площадки имели кустарные мастерские, состоящие из деревянных сараев, где можно было нарезать резьбу, отковать хомут или скобу, залить подшипник".
Что тут говорить, если в 1954 году, уже после создания "Управления морского промысла", ставшего впоследствии знаменитой невельской базой тралового флота, его ремонтная служба имела "только один токарный станок "ДИП-200", а к верстакам наши слесари могли встать только тогда, когда их освобождали хозяева - портовики"!
Конечно, время и люди не стояли на месте. Были и верфи, впускали самоходные суда, но в основном типа РБ-80 опять же для обслуживания прибрежного промысла.
В августе 1952 года Совет министров СССР принял решение о концентрации крупного рыбопромыслового флота в порту Невельска.
В декабре того же года в управление передаются отстаивавшиеся в Невельском порту суда разрушенного цунами Северо-Курильского рыбоконсервного комбината - 13 логгеров, специализированных рыболовецких судов постройки ГДР. Впоследствии им был присвоен класс СРТ (средний рыболовный траулер) и они получили названия "Нейва", "Нежин", "Неман", "Никополь", "Нарым", "Найхан", "Нептун", "Нахичевань"…
И опять - на суда люди не хотели идти работать. Никто не знал, что с ними делать, а заработки-то зависели от центнеров уловов.
Экипажи все-таки были сформированы (в 1953 году в НБМЛ уже насчитывалось 19 СРТ и 3 сейнера, плавсостав 470 человек). Но в первое время шла учеба - суда "ползали" по Татарскому проливу, рвали тралы о каждый камень… Естественно, уловы были мизерными - ну, разве что кому-то повезет и он случайно наткнется на косяк. Акустических приборов тогда не было… Не было и зарплат.
И в это непростой ситуации в марте 1953 года СРТ "Нептун" (капитан Василий Лымарь) и "Нейва" (капитан Манолий (Мануил) Георгиев) вышли в Охотское море и впервые взяли курс к западному побережью Камчатки в район так называемой Явинской (Йевинской) банки, который им подсказали бывшие северокурильчане.
И вот там им повезло. Камбалы было много, очень много. Трал заполнялся за 15 минут. За три ходки в Петропавловск-Камчатский был сделан план, а затем суда с полными трюмами вернулись в Невельск.
Это был этапный прорыв, открывший сахалинским рыбакам путь в "большой океан".
И уже в 1954 году началось промысловое освоение всех побережий Сахалина, Охотского моря, Курильской гряды. Экспедиции шли к Шантарским островам на дрифтерный лов сельди, к берегам Западной Камчатки.
В 1957 году судно "Нежин" под командой капитана Альберта Югансона отправилось к берегам Южных Курил, чтобы разведать промысловые районы сайры и проверить орудия лова - ибо с ловом сайры еще не сталкивались и как ее добывать было никому не ведомо.
Гонялись за "ночной жемчужиной" долго, но в одну из ночей в заливе Рока "Нежин" бортовой ловушкой поднял 150 центнеров сайры. Правда, тут уже растерялись рыбообработчики Южно-Курильска, они тоже не знали, что с этой рыбой делать…
В 1958 году транспортный и рефрижераторный флот перевели из Невельска в Корсаков, в следующем году туда ушли и сейнера, что положило начало не менее знаменитой Корсаковской базе океанического рыболовства.
В 1959 году правительство страны приняло решение о реорганизации и укрупнении колхозной системы, в том числе и рыболовецкой. Если в 1949 году в области насчитывалось 93 рыболовецких колхоза, то к 1959 году их оставалось 25, а потом и вовсе 10. Но укрупнение пошло рыбакам-колхозникам только на пользу.
Колхозы получили в свое распоряжение среднетоннажные суда типа РС-300 и СРТ-400 сначала германской, а затем российской постройки. Со временем колхозы рассчитались за флот (да, суда им передавались, как это сейчас говорится, в лизинг) и на свободные средства стали активно модернизировать производственные мощности, строить жилье, социальную сферу и т. д.
В середине 60-х рыбная промышленность области уже обладает современным промысловым флотом. Рыбаки используют капроновые сети, разноглубинные тралы, кошельковые невода и другие современные орудия лова. Используется современное оборудование для поиска косяков рыбы. В море работают БМРТ, 4 плавбазы и плавучий консервный завод "Кронид Коренов", с 1970 года "Сахалинрыбпром" начинает эксплуатировать СРТМы.
Промысловый флот уходит на многие месяцы за тысячи километров от родных берегов, работая во всей Северной Пацифике. Основное место в добыче занимают сельдь, морской окунь, камбала, сайра, хек, сардина-иваси, начинают ловить минтай, палтуса, макроруса, угольную рыбу, осваивают промысел скумбрии, тунца, анчоуса. С семидесятых годов маршруты промысла расширяются на юг - Калифорния, Австралия, Новая Зеландия, Антарктика. У Гавайский островов в большом количестве берут пристипому, в уловах совершенная экзотика - серионелла, аргентина, снек, берикс...
"Откликаясь" на эти достижения в 1976 году ЦК КПСС решил обозначить каждый четверг "рыбным днем". Правда, готовить рыбу в тогдашнем общепите, как правило, не умели, поэтому данная инициатива не получила широкой поддержки масс.
В 1982 году на второй (первая состоялось в 1962 году) научно-практической конференции "Экономические и социальные проблемы дальнейшего развития производительных сил Сахалинской области" было заявлено, что к 2000 году добыча водно-биологических ресурсов достигнет 1,4-1,5 миллиона тонн в год. Предпосылки для этого были. В 1981 году государственными предприятиями было выловлено почти 600 тысяч тонн, рыбакколхозсоюзом - 240 тысяч тонн.
Про перестройку и ускорение тогда никто еще не думал.
Максимальный объем рыбы сахалинские рыбаки добыли в 1990 году - 927 тысяч тонн. Ну, а что произошло потом, у всех на памяти...
С. Морозов

ИА Sakh.com


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 339
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2016 г. »
« март »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      


.: Сегодня: 27.10.2021 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх