Известный в Мурманске бизнесмен, выпускник Мурманской высшей мореходки, рыбопромышленник, мастер спорта международного класса по автомобильному спорту, экс-депутат Мурманской областной думы, фанат спорта (футбол, плавание, хоккей с шайбой, прыжки с парашютом) - это все о мурманчанине Андрее Иванове. Впрочем, в ближайшее время ему вряд ли предстоят столь интенсивные занятия спортом, поскольку Андрей Степанович не так давно занял весьма ответственный пост - он принял предложение губернатора Марины Ковтун стать главой регионального комитета рыбохозяйственного комплекса.
Наш корреспондент встретился с Андреем Ивановым вскоре после его назначения и задал новому председателю штаба рыбаков области несколько вопросов.
- Андрей Степанович, на одном из популярных ресурсов вы сообщили, что ступили на скользкий путь "смотрящего" за рыбным и сельским хозяйством и попросили совета у коллег-рыбаков. Бывшие курсанты высшей мореходки, которые учились в одно время с вами, сказали добрые слова, о том, что в рыбной отрасли вы не теоретик, что образования и опыта вам не занимать, и вы реально много толкового можете сделать для рыбной отрасли, а в конечном итоге для людей, которые в ней трудятся и их семей. Но ведь комитету, кроме рыбного комплекса, предстоит курировать также вопросы сельского хозяйства и продовольствия?
- Да, в ходе предстоящей реорганизации, к июню комитет рыбохозяйственного комплекса Мурманской области и комитет агропромышленного комплекса и продовольственного рынка Мурманской области будут объединены, так сказать оптимизированы, что должно положительно отразиться на эффективности работы.
- Рыбные дела вам хорошо известны, как профессионалу. А с сельским хозяйством области вы уже успели познакомиться?
- Действительно, рыбные проблемы мне известны. А вот сельское хозяйство, со времен работы в Думе, когда я был председателем комитета по природопользованию и агропромышленному комплексу, судя по тому, что я увидел, несколько "просело". Хотя по моему мнению, есть реальные возможности стабилизировать ситуацию.
- Вы сказали:"Я увидел". А когда успели?
- Дело в том, что фактически я начал знакомиться с положением дел, еще до нового 2016 года. Сразу, как только еще в декабре 2015-го получил от губернатора области Марины Васильевны Ковтун предложение возглавить комитет, и дал свое согласие.
- Итак, что вам бросилось в глаза в сельском хозяйстве?
- Прежде всего - огромный кадровый голод. Не хватает зоотехников, ветеринаров, среднего кадрового звена. Практически нет молодежи, которая шла бы трудиться в агропромышленный комплекс. Да это и понятно, так же как в медицине, в образовании, в агропромышленном комплексе многое упирается в обеспечение жильем. Скажем, в том же Ковдоре всего две ведомственные квартиры, одна из которых сейчас занята. К тому же у людей зарплата не индексирована с 2009, 2011 года.
- Картина нерадостная...
- Но выход есть. Сельскохозяйственные предприятия постоянно испытывают нехватку оборотных средств. Сегодня изыскиваются более эффективные меры государственной поддержки, то-есть, при тех же объемах финансирования мы ожидаем большую отдачу от каждого рубля вложенных государственных средств. В качестве примера можно привести возмещение части затрат на корма для крупного рогатого скота, свиноводства и птицеводства (бройлеры). Добавлю: на сегодня сильно изношен механический парк сельхозпредприятий. Однако, чтобы поправить положение, предусмотрены средства: до 40 процентов затрат возмещаются за счет средств областного бюджета. А от состояния мехпарка, в свою очередь, впрямую зависит заготовка грубых зеленых кормов. Это то, что невозможно завести издалека. Подчеркну: суровые климатические условия дают нам очень короткий период на заготовку кормов. Если в средней полосе в сельском хозяйстве "день - год кормит", то у нас буквально каждый час кормит год. И у нас здесь нет права на ошибку. Кстати, таких примеров немало. Сегодня наблюдается большой интерес к малым формам в сельском хозяйстве. Это подтвердил недавний семинар для крестьянско-фермерских хозяйств области. Наша задача поддержать людей, занятых в сельском хозяйстве региона и верящих в то, что его можно поднять. Комитетом агропромышленного комплекса и продовольственного рынка Мурманской области ежегодно проводится конкурс на получение гранта "начинающий фермер" на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. А в этом году будут разыгрываться уже два гранта.
- Где вам уже удалось побывать, знакомясь с сельским хозяйством региона?
- В Североморске, Ура-губе, Ковдоре, Апатитах. Очень понравилось в колхозе "Энергия" в Ура-губе. Очень энергичные, позитивные люди там работают, на их энтузиазме все держится. Заходишь в коровник, все чисто, сухо, опилками присыпано, животные ухоженные. А потом пригласили меня в бытовой уголок - уютно, как дома: чай горячий, телевизор, половички. Да и с людьми общался, видно, что настрой у них хороший, рабочий. А потому что есть хозяин в колхозе. Это - главное. Помните, что нас всегда развращало с советских времен? Уверенность, что "все у нас общее!" А общее, значит ничье. И еще. Многие сегодня просто разучились добросовестно работать. Нужно убедить людей работать на результат - вот основная задача. И конечно, очень стимулирует тружеников гарантированная достойная заработная плата.
- Но ведь с рыбной отраслью вам, наверное, проще?
- Да, там все более конкретизировано и понятно. Есть государственный ресурс - квота, есть частные средства производства. И наша задача, способствовать увеличению эффективности двух этих факторов вкупе в интересах людей.
- Сейчас, с большими трудностями внедряется новый законопроект, разработанный в столичных кабинетах Росрыболовства. В Закон о рыболовстве вносятся необходимым поправки, предложенные ФАР. Знаю, что рыбаки практически всей России этот документ не приняли.
- Это так. Здесь сложилась очень непростая ситуация: рыбацкое сообщество страны категорически против законопроекта, предложенного ФАР, поскольку из 250 поправок и предложений рыбаков столичные чиновники учли только около двадцати. Тем не менее, продвижение этого варианта Закона сейчас усиленно педалируется, хотя на заседании рабочей группы в Росрыболовстве, глава отрасли Илья Шестаков взял своеобразный тайм-аут, предложив создать компактную редакционную группу для доработки законопроекта. Нашу задачу здесь я вижу в том, чтобы, в первую очередь, отстоять в новом законе полномочия субъектов Федерации. Также стоит задача разобраться: почему у нас коренные малочисленные народы оказались лишенными традиционных видов промысла рыбы?
- Многих сейчас воодушевила предстоящая господдержка на строительство флотов на отечественных верфях. 20 процентов из общей квоты ежегодно - не шутка.
- А меня именно это очень смущает. Эти перекидки и игра в цифры: 15 процентов квот на кораблестроение, 20 - прибрежке, 5 для береговой переработки и так далее... Кто это будет делить и как - пока непонятно. А вот что меня просто шокирует - это лоббирование и введение единого промыслового пространства. Очевидно, что с этой новацией мгновенно размывается само понятие "прибрежки"? Ну а если учесть, что часть прибрежных компаний скуплена океанистами, эта рыба сразу же уйдет на экспорт. Ведь новый законопроект предусматривает объединение в один договор освоения квоты, если пользователь до этого обладал договорами на два вида рыболовства: промышленного и прибрежного. То-есть с введением этого закона Мурманск недополучит очень большое количество рыбы. Прибрежники очень сильно пострадают.
- То-есть, наши рыбаки будут добывать рыбу, а есть ее будут вовсе не мурманчане... Андрей Степанович, давайте сменим тему. Рыбаки с вашим приходом интересуются, как вы будете строить отношения с отраслевыми предприятиями, объединениями, ассоциациями? Всех волнует, не будет ли перекоса в сторону прибрежников или океанистов? С кем вы будете дружить?
- Я обязан дружить со всеми, но с государственных позиций и с четким пониманием одного: Мурманск всегда был рыбной столицей и надо, чтобы люди были с рыбой. И когда мне говорят:"А чем береговая фабрика отличается от морской?" - я скажу так. Для обывателя - ничем. И там люди трудятся и здесь. Но мультипликативный эффект налицо: одно рабочее место на судне - это 6-8 мест на берегу. Совершенно другая налоговая база, другие отчисления. С точки зрения интересов государства мы все заинтересованы, чтобы рыба шла в сторону берега, создавая рабочие места и насыщая наши прилавки рыбой в интересах людей.
"Становясь капитаном, храните матроса в себе" - этими словами из песни Высоцкого коллеги-рыбаки напутствовали Андрея Иванова буквально сразу после его назначения на новую должность в правительстве области. Хорошо, что напомнили мудрые слова, но, он и так, думается, остался в душе прежде всего моряком, горячо болеющим за рыбацкое дело и тружеников моря. Ну а что касается сельского хозяйства? Несколько лет назад, когда комитет, который возглавил Андрей Иванов, уже объединял в себе две эти отрасли - рыбную и сельскохозяйственную, там даже собственный герб молодые сотрудники с помощью компьютера нарисовали - солидную такую корову с головой и хвостом трески. Гибрид вышел смешным, но и многозначительным. Тем более, в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки.
Андрею Степановичу предстоит объединить две отрасли снова. И каждая - со своими немаленькими проблемами. Но, будем надеется, у него получится. Раз уж Иванов пришел, то сделает что требуется.
Нина АНТОНЯН
Газета "Мурманский вестник"
|