Случай с бесследным исчезновением судов "Адекс" и "Норт" в Охотском море вызвал много вопросов и обсуждений в масс-медиа, а также в очередной раз затронул одну из "болезненных" тем для российской рыбной отрасли - использование "удобного" флага.
История повторяется
В 2011 году в средствах массовой информации появилась серия публикаций, посвященных судам-"подфлажникам". Причиной этому послужила очередная трагедия в море. Тогда во время шторма в Татарском проливе затонула рыболовная шхуна "Партнер", зарегистрированная под флагом Камбоджи. Экипажу, состоящую из российских моряков, спастись не удалось - не хватило спасательных средств. Шхуну искали несколько дней, но тщетно - на корабле не было оборудования, позволяющего быстро найти объект в случае чрезвычайной ситуации. При шторме капитан успел лишь передать сигнал SOS.
Вот как комментировали ситуацию с подобными суднами в Росрыболовстве: "Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов в свою очередь заявил, что Росрыболовство намерено поставить вопрос об ужесточении наказания в отношении владельцев судов-"подфлажников", задержанных в морях РФ.
"Такие суда работают под "удобными" флагами, как правило, в нарушение всех норм нашего законодательства. Ситуация с РШ "Партнер" - страшное событие, но мы не можем привлечь судовладельца к ответственности, так как компания-судовладелец не находится на территории России", - сообщил он агентству "Интерфакс - Дальний Восток". "Росрыболовство последовательно борется с этим явлением (с судами -"подфлажниками" - ИФ), в том числе эту работу мы проводим на уровне межправительственных соглашений, в первую очередь, с Японией и Кореей. Нам нужно постараться максимально пресечь те рынки, на которые сдают рыбопродукцию такие суда. Но основные усилия - это, конечно, ужесточение мер в отношении задержанных таких судов в российских водах", - отметил Василий Соколов.
По его данным, пограничники регулярно задерживают большое количество судов-"подфлажников". "После задержания такие суда просто не должны покидать российские порты: экипажи надо ссаживать на берег, а сами суда пускать на гвозди и на иголки. Мы, конечно, проводим работу и среди легальных рыбаков, чтобы с их стороны было тотальное осуждение такого явления. Так как, с одной стороны, суда под "удобными флагами" подрывают легальный бизнес, с другой - могут жертвовать человеческими жизнями, в том числе с такими печальными последствиями, которые произошли с РШ "Партнер", - сказал замглавы Росрыболовства.
(…) "Суда-"подфлажники" не имеют вообще технических средств контроля. Их даже нельзя назвать браконьерами, это настоящие пираты. Они осуществляют свою деятельность, нарушая все, что только можно. Поэтому их нужно конфисковать и уничтожать, чтобы они не попадали больше в нехорошие руки и не продолжали свою деятельность в море", - отметил собеседник агентства" ( "Трагедия под "удобным" флагом").
Что же такое "удобный" флаг и с чем его "едят"
Попробуем разобраться, что же такое "удобный" флаг - какие у него преимущества, и почему его так любят многие судовладельцы.
"Все страны, регистрирующие суда, можно разделить на две группы: с закрытым и открытым реестром, при этом первый подразумевает возможность регистрации судов только резидентами страны, которые подпадают под полное налогообложение. Второй же подразумевает возможность регистрации судна на нерезидентов или их местную оффшорную компанию с освобождением или существенным снижением налогов на доходы от эксплуатации судов. Список таких стран достаточно большой. Их можно разделить на условные подгруппы, например, престижные - Мальта, Кипр, Люксембург, и не очень. Доминионы Великобритании (Мэн, Гибралтар, Каймановы острова, Бермуды и др.) позволяют ходить судам под британским торговым флагом. Некоторые остаются единственно возможными флагами регистрации из-за возраста судов. В ряде случаев для рыболовных траулеров возможны только некоторые страны" ( Центр подготовки судоводителей и водителей самоходных машин: "Зачем регистрируют суда под иностранным флагом").
Под термином "удобный" флаг (его еще называют "дешёвым") - понимается совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам - владельцам иностранных судов, готовых ходить под флагом страны, которая предоставляет эти условия. Наибольшее число судов под "удобными" флагами зарегистрировано в Панаме и Либерии, на Багамских островах и Кипре, Мальте и Сингапуре. Среди стран, которые оказывают услуги регистрации судов, есть даже не имеющие выхода к морю (к примеру, Монголия и Боливия). Как показывает практика, российские суда "любят" ходить под "дешевыми" флагами Либерии, Мальты, Кипра и Панамы.
Чем же так привлекает судовладельцев чужеземная атрибутика?
Регистрация судна под "удобным" флагом осуществляется в самые короткие сроки, причем для этого требуется минимальное количество документов и взимается небольшой регистрационный сбор. После прохождения процедуры регистрации судовладелец может набирать команду по своему усмотрению (к гражданству членов экипажа не предъявляется никаких требований), оплачивая труд работников как считает нужным (чаще это очень низкий уровень оплаты труда). Что немаловажно - практически все государства, предоставляющие "удобный" флаг, не имели в своем прошлом конфликтов (в частности, военных) с большинством существующих государств. Именно поэтому для судна с таким флагом в большинстве портов мира применяются пониженные ставки портовых сборов.
А самое главное, что получает судовладелец - возможность осуществлять коммерческую эксплуатацию судна за пределами государства флага, а это значит, что он не будет отдавать налоги ни в казну государства, под чьим флагом зарегистрирован, ни в казну государства, где ведет свою экономическую деятельность.
Вообще, история с подобным методом регистрации началась давным-давно…Еще в начале ХХ века свой удобный флаг предложила Панама, став фактически родоначальником этого "направления":
"Уже во время Первой мировой войны в Панаме были приняты законы, устанавливающие условия регистрации торговых судов и упрощающие порядок регистрации иностранных морских судов, которые позволяли судовладельцам получить преимущества перед конкурентами при регистрации своих судов в Панаме.
Кроме того, такие судовладельцы получали преимущества, позволяющие обойти конкурентов, поскольку законодательством Панамы упрощались или намеренно занижались правовые стандарты в сфере трудовых отношений. Наконец, законодательство этого государства предоставляло льготы в области налогообложения.
Такие правовые послабления оказались столь удобными для судовладельцев, что они стали предпочитать регистрацию своих судов в Панаме регистрации в развитых в экономическом отношении государствах. Под панамским флагом стало ходить столько судов, преимущественно американских судовладельцев, что уже в 1933 году это вызвало обеспокоенность Международной федерации транспортных рабочих (МФТ).
Пример Панамы оказался заразительным. Гондурас, затем Либерия и Коста-Рика присоединились к тенденции учитывать в законодательстве преимущественно интересы судовладельцев.
Эти государства также ввели порядок открытой регистрации торговых судов иностранных судовладельцев. После Второй мировой войны масштабы регистрации морских судов под "удобные" флаги стали столь значительными, что МФТ предпринял кампанию против эксплуатации флота под "удобным" флагом, основные положения которой были сформулированы в 1949 году. Съезды МФТ в Стокгольме в 1952 году и в Амстердаме в 1958 году сыграли большую роль в борьбе против регистрации флота под удобные флаги.
Эти съезды призывали бойкотировать суда, судовладельцы которых отказывались признавать минимальные социальные гарантии для моряков, выработанные МФТ. Бойкот затронул от 300 до 400 судов.
Тоннаж судов, зарегистрированных под удобными флагами, стал несколько сокращаться. Если с 1952 по 1956 год тоннаж судов под удобными флагами возрос с 4 до 11 млн. брутто-регистровых тонн (БРТ), то с 1959 по 1962 год наблюдалось сокращение такого тоннажа на 20%. Однако успех оказался временным, и к началу 70-х годов XX века тоннаж судов под удобным флагом превышал 41 млн. БРТ. По количеству судов и по тоннажу в начале 90-х флот под удобным флагом превысил треть мирового флота, а к началу XXI века - половину. (…) МФТ составляет список стран удобного флага. Основой для определения стран, предоставляюших удобный или дешевый флаг, служат критерии Рочдейля, выработанные в 1970 году. Страна допускает владение иностранцев судами и эксплуатацию ими судов, имеющих право плавания под ее флагом; регистрация судов зарубежных владельцев и ее аннулирование упрощены; налоги на доходы от судоходства низкие; тоннаж флота судовладельцев собственной национальности незначительный, и его рост не стимулируется, а государство ограничивается лишь стремлением получать тоннажный сбор; ограничения на комплектование судна иностранным экипажем отсутствуют - эти признаки являются аргументами за внесение страны в указатель стран удобного флага". ( "Что такое удобный флаг?")
День сегодняшний
Вернемся к нашему времени. Количество судов, ходящих под иностранными флагами, год от года растет. По оценкам, в оффшорах зарегистрировано до 70 процентов всего мирового флота.
В России пытаются бороться с судами, ходящими под "удобными" флагами. "Арест судна является самой действенной мерой влияния на работодателей. Зная, что за малейшую провинность пароход встанет у причальной стенки, они с куда большим вниманием относятся к выполнению минимальных требований, разработанных Международной организацией труда (МОТ).
- Еще несколько лет назад суды отказывали в аресте пароходов, мотивируя это тем, что морякам необходимо обращаться за помощью по месту регистрации судна, то есть в те же Камбоджу или Белиз. Благодаря нашим усилиям ситуация изменилась. И это дает моряку защищенность, уверенность, что он не останется один на один со своей проблемой, - отмечает Осичанский [президент Ассоциации дальневосточных капитанов и представитель Международной федерации транспортных рабочих (ITF) во Владивостоке].
Николай Суханов [председатель совета Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ)] приводит статистику: если в 1999 году по иску ДВРО РПСМ арестовали всего одно судно (флаг Камбоджи), то в 2010-м - шесть ("подфлажники" Камбоджи, Белиза, Маршалловых островов, Панамы). Один арест был уже и в 2013-м. Всего же за эти годы задержали более 60 судов, среди них, между прочим, есть и те, которые ходят под российским флагом" ( "Так удобно. Работодателю").
Однако, как показывает практика, серьезного ущерба для владельцев браконьерских судов не причиняется. Да, его деятельность приостанавливается на некоторое время, судно арестовывается, материалы передаются в суд. Но экипажи задержанных судов серьезной ответственности за незаконный промысел, как правило, не несут. Получают либо условные сроки, либо платят штрафы - сумма штрафов настолько скромная, что не идет ни в какое сравнение с прибылями от продажи краба и морских деликатесов в Японию и Корею.
Конечно, не все суда под "удобным" флагом ведут именно нелегальную деятельность. Многие владельцы способом такой регистрации экономят свои финансовые средства, порой и зарплаты своих работников. Для борьбы с теми, кто не выполняет социальных гарантий перед своими подчиненными, существуют профсоюзные организации. К примеру, стало регулярным проведение Недели борьбы с "удобными флагами".
Приведем пример пятилетней давности.
Вот, что говорил в своем интервью газете "ВЗГЛЯД" ( "Система существует более ста лет") председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов в преддверии недели борьбы с "удобными" флагами еще 5 лет назад - а именно в 2011 году:
ВЗГЛЯД: Какую цель вы преследуете, участвуя в неделе борьбы с "удобными" флагами?
Н. С.: Наша задача как профсоюза моряков состоит в том, чтобы заставить судовладельцев подписать коллективный договор с Международной федерацией транспортных рабочих. Это универсальный договор, который заставляет судовладельцев выполнять минимальные международные нормы в отношении моряков. К примеру, зарплата у капитана должна быть в районе 5,5 тыс. долларов, а у матросов - от 1,7 тыс. долларов. Сейчас идет проверка судов, которые стоят в Находке под "удобными" флагами. Так там зарплата у капитана около 2 тыс. долларов, а у матроса - всего от 500 до 700 долларов. То есть судовладелец, который работает под "удобным" флагом, платит в два раза меньше зарплату. К примеру, в европейских странах все судовладельцы работают по коллективным договорам под "удобными" флагами. Они вообще не имеют право не выполнять международные нормы.
ВЗГЛЯД: Помимо заключения договора с МФТР, что еще вы требуете?
Н. С.: Мы хотим заставить судовладельцев нести ответственность за экипаж, который он нанимает. Он должен застраховать жизнь моряка, создавать нормальные условия труда. Пока существует система "удобного" флага, у нас будут брошенные моряки, суда, родственники, которые не получают никаких выплат по смерти моряка.
К счастью, можно сказать, что осталось почти два-три года, когда судовладельцы могут так куражиться над моряками. Дело в том, что к 2012 году Россия ратифицирует сводную конвенцию моряков, которая должна поставить преграду для недобросовестных судовладельцев. При покупке судна и его эксплуатации собственник должен будет иметь документ, который будет говорить о том, что он выполняет все международные конвенции перед моряками, платит им достойную заработную плату. Без этого документа судно не сможет выйти в море.
ВЗГЛЯД: Сколько российских судов ходит под "удобными" флагами?
Н. С.: 80% российских судовладельцев используют "удобные" флаги. Но нельзя сказать, что они все недобросовестные, есть такие компании, как "Совкомфлот", BGI. Они выполняют условия МФТР, используя "удобные" флаги Кипра, Панамы, Либерии. Они платят достойную зарплату. Но часть судовладельцев избегают выполнять условия.
ВЗГЛЯД: А сколько они экономят на этом?
Н. С.: Очень прилично. К примеру, у добросовестного судовладельца расходы на экипаж и налоги составляют 60% от прибыли, а тот, кто использует "удобный" флаг и не подписывает трудовые договоры, то у него расход составляет всего 10-15% от прибыли.
ВЗГЛЯД: Можно ли запретить "удобные" флаги?
Н. С.: Это нереально сейчас сделать. Система существует более ста лет. Запретить невозможно, но можно ограничить.
А теперь вернемся к нашему времени. Те самые два-три года прошли. Но что же изменилось? Борьба с "удобными" флагами по-прежнему продолжается - ежегодно устраивают несколько подобных рейдов:
"В 2015 году в ходе трех акций борьбы с "удобными флагами" в Приморье с помощью регионального отделения РПСМ сотрудникам транспортной прокуратуры и администраций морских портов удалось добиться выплаты морякам и членам их семей более 1,3 млн долл. задержанной заработной платы. В портах Находка и Владивосток по жалобам моряков было арестовано 10 судов. Сейчас адвокат дальневосточного отделения РПСМ готовит иски в суды и представления в транспортную прокуратуру на недобросовестных судовладельцев. Во время акции возрастает активность тех, кто не получил заработную плату - узнав о происходящем, моряки спешат в профсоюз со своими проблемами. В свою очередь, судовладельцы, услышав по радио или прочитав в газете о проводимой акции, спешат рассчитаться с моряками заблаговременно" ( "В Приморье объявили войну "удобным флагам"").
В январе 2016 года в очередной раз стартовала неделя борьбы с "удобными флагами". В акции участвовали представители МФТР и члены профсоюзов моряков Японии, Южной Кореи, Тайваня и России. Несколько дней в портах Владивостока и Находки представители морского профсоюза России проверяли суда под "удобными" и национальными флагами:
"Всего за пять дней проведения Акции с 25 января по 29 января 2016 года проверили 14 судов, морякам было выплачено 400 000 долларов США, сообщают в Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (ДВРО РПСМ).
Из 14 судов, 8 были покрыты коллективными договорами Международной федерации транспортников (МФТ). Декларации о соответствии нормам Сводной Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС) имелись на всех проверенных судах.
Самым старым по возрасту судном оказался т/х "Прогресс" (флаг России), который был построен в 1988 году. Самый новый теплоход - "AFRICAN TURACO" (флаг Панамы) был построен в 2015 году.
Самую высокую заработную плату получают моряки судна "FLORINDA" (флаг Панамы), экипаж которого состоит из граждан Румынии и Филиппин. У капитана заработная плата на момент проверки составила 9000 долларов, у матроса - 1500 долларов. Из плохих новостей: самая низкая заработная плата была зафиксирована на судне "YUAN QIAO" (флаг Камбоджи) с экипажем из Китая и Вьетнама. "Не случайно регистр Камбоджи, который базируется в Сингапуре включен в черный список Парижского меморандума, как флаг очень высокого риска, а МФТ характеризует регистр Камбоджи как "мусорный ящик" для ржавых посудин, - отмечает председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. - Зарплата у капитана на камбоджийском судне составляет 3462 доллара, у матроса - около 1000 долларов США. На судне плохие условия труда, отсутствует коллективный договор МФТ".
(…) при проверке самым популярным удобным флагом у судовладельцев оказался флаг Панамы. Из 14 проверенных судов 9 работают под флагом этого государства. Остальные пять судов плавают под флагами Норвегии, Сингапура, Камбоджи, Либерии и России.
(…) Хочется отметить, что суда, прибывшие в период акции в порты Находка и Восточный, имели Декларации о соответствии стандартам КТМС. Значительно сократилось количество старых судов, возраст которых превышает 25-30 лет. Условия труда моряков и заработная плата на инспектируемых судах выплачивалась регулярно" - заключает Суханов". Во время проведения акции по борьбе с удобными флагами к проверяющим обратились члены экипажей судов, владельцы которых задерживали заработную плату. ( "По итогам Недели действий в Приморье морякам возвращено 400 000 долларов США").
Основные задачи, которые ставят перед собой участники так называемой Недели действий на Дальнем Востоке, следующие: "Во-первых, своими многочисленными акциями мы улучшаем социальный климат для моряков и рыбаков. У них появляется ощущение защищенности, уверенность в том, что можно добиться справедливости, что не все потеряно. Во-вторых, нам важно продемонстрировать активную позицию МФТ и РПСМ - истинных защитников моряков и рыбаков. В-третьих, такие акции приводят новых членов в наши ряды, а члены профсоюза, как я уже отметил, гораздо реже попадают в неприятные ситуации на флоте. В-четвертых, это пропаганда", - комментирует председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков Петр Осичанский ( ""Мы улучшаем социальный климат для моряков и рыбаков").
* * *
Отношение к судам, ходящим под "удобным" флагом, неоднозначное. Ведь среди них есть те, которых называют "дикарями", "пиратами" и браконьерами, а есть те, кто поднятием такого флага пытается сэкономить для своего кармана. Все-таки хочется надеяться, что такая экономия станет намного реже отражаться на человеческих жизнях - все-таки важно помнить о безопасности людей, которые могут погибнуть в море, без единого шанса на выживание, оснащая судна плавсредствами и не выпуская в рейс ржавые посудины, которые при малейшем шторме стремятся ко дну.
Мария Беседина
Рыба Камчатского края
|