English version
на Камчатке: 21.01.2025 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.

Новости


Эксклюзив



12 февраля 2016

Исчезнувшие в море…

Гибель судна - это всегда трагедии… Разные причины лежат в ее основе - шторма, обледенение, авария… Но страшнее всего, когда причиной трагедии становится безрассудная алчность, которая, как мы видим это на многочисленных примерах российской действительности - трагедиях речных и морских - стала в последнее время основополагающей…
В эти дни камчатцы вспоминают трагедию пятилетней давности - 11 февраля исполняется ровно 5 лет с момента гибели СТР "Аметист".
"В Петропавловске почтят память погибшей команды траулера "Аметист". Возложение цветов к мемориальному Кресту и панихида пройдут 11 февраля в 10 часов в строящемся Морском соборе, расположенном на территории мужского Свято-Пантелеимонова монастыря" ("Память погибшей команды траулера "Аметист" почтят на Камчатке").
Зимой 2011 года траулер "Аметист", принадлежащее Камчатскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии, с 23 членами экипажа на борту промышлял синего краба в Охотском море (залив Шелихова). 11 февраля 2011 года судно исчезло с экранов радаров. Поиски судна и членов экипажа не увенчались успехом. Точное место крушения судна удалось установить только в мае 2012 года с помощью глубоководного аппарата "Пантера Плюс".
По официальной версии, "гибель судна произошла в результате потери остойчивости, опрокидывания и затопления за очень короткий промежуток времени. В тот день в районе, где находился "Аметист", бушевал жестокий шторм с ураганным ветром, высота волн достигала 5-7 метров, судно обледенело. Штормом с палубы были смыты орудия лова, хребтина крабового порядка намоталась на винт, в результате судно потеряло ход и возможность бороться за живучесть корабля. События развивались настолько стремительно, что экипаж судна не успел подать сигнал бедствия и воспользоваться спасательными средствами" ("11 февраля - годовщина гибели экипажа научно-исследовательского судна "Аметист"").
"Мы можем только предполагать, как обстояло дело. Свидетелей в живых не осталось, - рассказал "Рыбаку Камчатки" заместитель руководителя камчатского следственного отдела на транспорте дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Сергей Дубров. - Велика вероятность, что произошел оверкиль. Выходя в море, судно было исправно (прошло регистр), полностью оснащено спассредствами. Проблемы возникли уже в море. (…) Скорее всего, трагедия случилась ночью. Все произошло быстро. В районе промысла тогда находилось три-четыре парохода. Мы достаточно подробно допрашивали старпомов и капитанов, с которыми Каменщик [капитан "Аметиста"] общался в последний раз, инспекторов Госморинспекции, проверявших состояние "Аметиста". В уголовном деле более 20 томов. Выяснилось: на момент трагедии топлива оставалось крайне мало. Да, переговоры о том, что "все плохо" с другими капитанами были (но это отнюдь не просьбы о бункеровке). Бункероваться в шторм в открытом море - долго и опасно. Да, капитан подавал заявки, но вопрос с поставкой топлива долго не решался, хотя предприятие знало о проблеме из ежесуточных донесений. Танкер запаздывал из-за несвоевременной проплаты, поэтому мы можем говорить об ответственности руководства. Но все же роковым стало решение капитана завершить промысел на остатке топлива. Так часто делают. Здесь каждый день на вес золота, поэтому Каменщик рискнул. Несмотря на то, что крабовые ловушки были покрыты глыбами льда (съемки соседних судов это доказывают). Хотя выбор у капитана был: уйти в укрытие и спокойно дождаться танкера, отбункероваться от других судов или наполнить танки водой, чтобы повысить остойчивость. Обычно моряки этого не делают: откачивать воду потом очень сложно, можно надолго выйти из промысла. Понятно, капитана не погладили бы по голове за нарушение сроков, но это спасло бы жизнь экипажа.
Сейчас в рыбной промышленности сложилась ситуация, когда контролирующих органов много, но нет того, что запрещает судну выходить на промысел, если оно находится в опасных условиях (закончилось топливо, присутствуют поломки). Вся ответственность за безопасность человека в море лежит на капитане и директоре предприятия, а фирму в первую очередь интересует прибыль.
Дело прекращено, но окончательное решение не принято. Сейчас его направили в Санкт-Петербург на повторную экспертизу с учетом видеозаписи глубоководного аппарата "Пантера плюс". Вопросов по-прежнему много. Когда произошла намотка на винт? Стала ли она причиной потопления или случилась в процессе? Мы не знаем, кто и в каком состоянии стоял за штурвалом. В прошлом году мы расследовали два дела, когда люди засыпали и пароход выкидывало на камни. Были ли нарушения при подготовке судна и во время рейса?" ("Гибель "Аметиста": пять лет спустя")
"А предпосылки этой трагедии лежат не так глубоко, именно Росрыболовством создана система, при которой стало возможным то, что произошло.
Началось все с наделения отраслевых институтов промышленными долями квот, причем мизерными. Зачем это было делать, какое отношение предпринимательская деятельность имеет к научно-исследовательским работам. Нельзя смешивать одно с другим, потому, что желание заработать всегда сильнее. Если институтам не хватает денег, то первая задача Росрыболовства - закрыть дефицит, так как рыбохозяйственная наука - основа отрасли. И исключив таким образом непрофильную деятельность при наличии потребности в исследованиях, обеспечить научное учреждение научными же квотами. Но это, наверно, невероятно сложно и поэтому было сделано ровным счетом наоборот.
Следующим шагом, стало желание Росрыболовства порегулировать крабов на Западной Камчатке. Наука то разрешала промысел, то тут же его запрещала, подчиняясь инстинкту сохранения должностей. В итоге два года подряд рыбаки вынуждении выходить на промысел краба в сложнейших погодных условиях, подвергая риску людей.
Третьей причиной является то, что руководство КамчатНИРО отправило на промысел судно, которое, в принципе, не совсем приспособлено для промысла краба в таких сложных погодных условиях. Какой вообще был смысл выхода этого судна на промысел, если квота института по синему крабу на этот год всего 39 тонн. Сколько стоит снарядить судно на промысел, наверняка больше чем стоимость выделенной квоты.
И, в-четвертых, - самонадеянность капитана, который не принял всех мер для того чтобы трагедия не случилось, хотя обязан был это сделать. Не возникает такая ситуация неожиданно и последние переговоры капитана с другими промысловыми судами тому подтверждение: ни к чему был этот неоправданный риск". "Трагедия траулера "Аметист". Читатель задает вопрос"
К сожалению, случаи кораблекрушений в последнее время случаются все чаще (Вспомним, хотя бы БАТМ "Дальний Восток", ПТР "Вест", БМРТ "Капитан Болсуновский" и др.). Одно из последних событий - бесследное исчезновение транспортного рефрижератора "Адекс" и шхуны "Норт" в Охотском море. 7 февраля 2015 года оперативному дежурному дальневосточного центра МЧС поступила информация о срабатывании в автоматическом режиме с разницей в 12 минут аварийных буев двух судов в районе Северных Курил. При этом сами суда сигнал бедствия не подавали и на связь не выходили. Поисково-спасательная операция пока не дала значительных результатов. Единственное, в районе поиска были обнаружены радиобуи, несколько гидрокостюмов и обломки деталей судовых палуб ("В Охотском море нашли радиобуй и радиолокационный ответчик с пропавших рыболовецких судов").
Представителей Главного управления МЧС по Камчатскому краю в ситуации с пропавшими шхунами удивляет тот факт, что судьбой пропавших у острова Парамушир рыбаков даже к концу второго дня поисков не заинтересовались судовладельцы, а также родные и близкие членов экипажей. "За все время не поступило ни одного звонка от людей, которые должны быть заинтересованы в поиске пропавших рыбаков. Нет также сообщений и от судовладельцев. Владельцев судов пока не могут разыскать и специалисты Петропавловск-Камчатского морского спасательного координационного подцентра. Необходимые запросы еще накануне были направлены в порты приписки судов, которые сейчас ищут в Охотском море с воздуха и на море.
Для камчатских оперативных служб такое явление в новинку, так как обычно в аналогичных ситуациях волнующиеся родственники постоянно звонят и интересуются ходом поисковой операции. Экипажи судов преимущественно состоят из россиян. Предположительно на борту оного из судов 16 членов экипажа. Число людей на втором судне неизвестно" ("Родственники и судовладельцы почему-то не интересуются судьбой пропавших в Охотском море рыбаков").
Есть несколько версий по поводу случившегося. ""Адекс" - транспортник, "Норт" - добывающее судно. Возможно, осуществлялся перегруз улова с добытчика на транспортник. В штормовых условиях одно судно навалилось на другое, оба затонули. Не исключено, что было только одно судно, но с двумя комплектами аварийных буев, зарегистрированных на два судна. Также можно предположить, что экипаж на самом деле не терпел бедствие, а задействовал буи, чтобы отвлечь от себя внимание надзорных служб" (""Летучие голландцы" Охотского моря").
По данному инциденту начата процессуальная проверка Камчатским следственным отделом на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, а также и Камчатской транспортной прокуратурой.
"По словам источника в правоохранительных органах, силовики столкнулись с неожиданной проблемой. "Оба судна ходили в море под удобными флагами: "Норт" - под флагом Сьерра-Леоне, "Вирт" - под флагом Того, - рассказывает собеседник. - И пока никак не удается связаться ни с представителями судовладельцев, ни с фрахтователями шхун, чтобы выяснить, сколько человек находилось на борту и их судовые роли".
По предварительной информации, судно "Норт" могло принадлежать южнокорейской компании Omor Trans Logitics SA, а "Вирт" - южнокорейской компании Gaya Investment SA.
При этом экипажи обеих шхун были полностью российскими.
Руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев не исключает, что оба судна могли заниматься браконьерством. "Скорее всего, пропавшие суда промышляли браконьерством, - рассказывает эксперт. - А браконьерские шхуны, как правило, это ржавые доходяги, которые не выдерживают шторма, а при обледенении переворачиваются. И как это ни горько осознавать, шансов выжить у рыбаков, работающих на этих судах, очень мало".
По словам Савельева, события, скорее всего, развивались очень стремительно. Экипаж просто не успел подать сигнал бедствия и облачиться в гидрокостюмы.
Надо отметить, что капитаны обоих пропавших судов ранее привлекались к ответственности. Так, в 2014 году командир судна "Вирт" был оштрафован почти на 11 млн руб. за браконьерство, после того как на борту шхуны было обнаружено 38 тонн краба. Капитан "Норта" тоже привлекался к административной ответственности в 2013 году за нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы (ст. 18.1 КоАП России)" ("Загадочное исчезновение "Норта" и "Вирта"").
***
Конечно, в случае с пропажей судов "Норт" и "Вирт", пока еще нельзя утверждать, что случилась настоящая трагедия (как, например, с СТР "Аметист"). Но что, если это так? Это станет очередным подтверждением того, что труд и жизнь простого рыбака в море сегодня ничего не стоит. Приказано - ловить, значит будем ловить. И не важно, что сильный шторм в море или сложная ледовая обстановка. Не важно даже, что топливо на исходе или судно вот-вот пойдет ко дну. Скольких владельцев рыболовных судов ничего, кроме выручки не волнует? Сколько жизней еще унесут воды, прежде, чем что-то изменится? И изменится ли в лучшую для рыбаков сторону в этом мире потребительских отношений, где правила диктует рынок?
Мария Беседина

Рыба Камчатского края


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 793
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2016 г. »
« февраль »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            


.: Сегодня: 21.01.2025 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх