В Иркутской области на судостроительной верфи сейчас идет сборка корабля-санитара, который может принимать и перерабатывать отходы с других судов, которые ходят по Ангаре и Байкалу. Сейчас все нечистоты, в том числе и нефтесодержащие, по большей части попадают в акваторию.
Один корабль-санитар может вместить отходы сразу с сорока судов, говорят мастера. Сегодня таких уже не делают - этот собрали еще в СССР, и теперь его приходится бережно восстанавливать по чертежам восьмидесятых годов прошлого века.
"Систему восстанавливаем, механизмы. За два года восстановили в таком состоянии, какое сейчас есть. Примерно, наверное, процентов на 40-50", - говорит Евгений Овинов, руководитель строительства.
Самоходную плавучую станцию специалисты судоходной компании нашли среди старых кораблей, списанных на металлолом, и решили восстановить своими силами. Находка, по их словам, уникальная. Во времена Советского Союза по стране их ходило около двухсот единиц - станции перерабатывали грязные стоки в чистую воду, которую сливали обратно в акваторию рек и озер. Все суда обязаны были сдавать отходы, в том числе нефтесодержащие, только на такие корабли. Обязаны и сегодня, но сдавать - некуда.
"Надо, по крайней мере, для жизнедеятельности его восстановить все системы: это пожарная система, водоснабжения система и тому подобное", - рассказывает Вячеслав Каратунов, инженер.
Правда, пока не удалось найти подходящее оборудование для переработки отходов. Российское не подходит по габаритам, европейское не очищает байкальскую пресную воду до уровня ГОСТа. Руководство верфи сейчас ведет переговоры с японскими производителями. Если и они не смогут предложить то, что нужно, придется отказаться от идеи переработки, и корабль-санитар будет только собирать отходы и отвозить их в пункты переработки. Но и это, утверждают экологи - весомый вклад в улучшение экологии Байкальской акватории.
"Ангара вытекает из Байкала, водозабор Иркутска и других городов находится на Ангаре. И, конечно, мы напрямую заинтересованы, чтобы как можно меньше отходов содержалось в этой воде", - говорит Максим Воронцов, эколог.
Сегодня в России по крупным рекам ходят не больше двух десятков кораблей-санитаров. В Иркутской области есть только одна, стационарная, станция по комплексной переработке отходов с судов. Но с объемами отходов со всего региона она не справляется - по Байкалу и Ангаре, особенно летом, курсируют тысячи кораблей, сотни тонн отходов они сливают прямо в воду. Руководство судоверфи рассчитывает, что в 2017 году корабль-санитар начнет навигацию. А затем здесь начнут строить еще одну самоходную станцию - теперь уже совсем новую, по чертежам, которые к тому времени по их заказу сделают в проектном институте.
Всего в СССР было построено порядка двухсот таких судов. К настоящему времени большинство из них либо сдали на металлолом, либо переоборудовали в танкеры.
Общественное Телевидение России
|