"Это - мне, нет, это - сюда, вот это - мне, это - Остап Ибрагимовичу".
Часть первая. Веселая.
"Чем дальше в лес, тем больше дров" - говорят, когда видят, что чем дальше развиваются события, тем больше возникает трудностей, неожиданностей, осложнений, из которых нелегко найти выход. Отраслевой сюжет последних двух лет уже войдет в историю рыбного хозяйства как пародия на чиновничий ренессанс 90-ых. Формой выражения идеи новой перестройки стал "законопроект про рыбу". События развивались от простого к сложному.
По заранее утвержденному эскизу необходимо было изготовить транспарант. "Пожалуйста, не беспокойтесь, транспарант будет выполнен в срок на высоком идейно-художественном уровне" - ответили очередные обитатели старинного особняка княгини Голицыной. К "утру 2014 года" высох холст, и последователи героев известного романа приступили к созданию монументального нормативного полотна "Сеятель разбрасывает облигации выигрышного займа". Вместо облигаций в Москве на углу Малого Кисельного переулка и Рождественского бульвара обычно разбрасывают квоты. И это уже никого не удивляет. Традиция. Но как это сделать теперь, во времена всеобщего осуждения и декларационной борьбы с уродливыми явлениями? Голова пухнет. … Да, просто - взять всё, да и поделить... - со спортивной уверенностью раздался голос сквозь бронированные окна усадьбы XVIII века. Душа запела: "В этой папке есть все: пальмы, девушки, голубые экспрессы, синее море и белый пароход!".
По новому закону делить будем "аккуратно, но сильно" между лицами, с которыми заключены соответствующие договоры о предоставлении права на добычу (вылов) водных биоресурсов в целях оказания, скажем так, государственной поддержки, для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства. На эскизе транспаранта написано именно это. Поддерживать будем по принципу "Это нога - у того, у кого надо, нога!". Наспех собранный коллектив отраслевой самодеятельности живо зашевелился, озадаченно повторяя друг другу: "Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное - этот самый реализм".
Ну, да ладно, оставим в покое героев Ильфа и Петрова, персонажей советского кино, а заодно многочисленных владельцев и известных гостей дома на Неглинной. Перейдем к делу. К придуманному "законопроекту про рыбу".
Часть вторая. Нормативная.
Статья 31 - "Распределение квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, и закрепление долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов". Пункты 13 и 14 посвящены распределению объема части ОДУ, утвержденного применительно к квоте государственной поддержки новых судов рыбопромыслового флота и новых рыбоперерабатывающих заводов. Мощная идея, тем более, что заранее точно угадать, сколько судов или заводов введут в эксплуатацию в каждом году распределения квот господдержки невозможно. Только после окончательного ежегодного определения "списка лиц", с которыми будут заключены договоры на господдержку, после сдачи ими в эксплуатацию объекта нового строительства, каждый год объем квоты зарезервированный в ОДУ на господдержку, будет распределяться "между" этими лицами.
В этих замечательных пунктах 13 и 14 статьи 31 главные слова "ОДУ", "распределение" и "между". ОДУ - это год. На следующий год появится новый круг "этих лиц", хотя, это могут быть, в том числе, и те же самые люди, еще через год - новые лица-господдержки, и т.д. Математика изложенного в пунктах 13 и 14 не рассчитывает реальность более, чем на 7-8, максимум 10 циклов (лет) вперед, так как законопроектом заявлено резервировать "до" 20% объема от ежегодного ОДУ. Это совсем не мало. Максимум через 10 лет - закончится ресурс для господдержки. Ну и что? Да, что там будет "потом" неинтересно, рассуждают молодые мастера плакатного жанра - главное "сейчас". И пошло поехало: доли, квоты, списки, коэффициенты и проценты. Ньютон с Лагранжем отдыхают. Ну, ладно, эти не рыбаки, им простительно. А для "посчитать и в список вставить" существуют помощники, они свое дело знают.
Дело в том, что в договорах пользования квотами господдержки на 15 лет вперед, "доля" - ну, не как не бьется. Скорее всего, авторы математику в школе плохо учили. В нашем случае в договорах могут быть зафиксированы объемы квот, т.е. тонны, а не объем доли квот, т.е. проценты. Тонны и помощникам считать привычней. Пока в статье 33.7 пункт 3 для господдержки пишут "объем доли квоты". Общеизвестно, что объемы долей квот в соответствии с Законом о рыболовстве определяются внутри вида рыболовства. В промышленном и прибрежном рыболовстве доли у пользователей уже определены, и в соответствии с судьбоносным законопроектом буду определены также в 2018 году. Предприятия с долями на "океан" и "прибрежку" так и будут со своими долями и договорами на 15 лет. Это по замыслу художников-маринистов должно сильно обрадовать доверчивых рыбаков.
О каких тогда долях в господдержке идет речь? От какой базы собрались считать доли пользователей нового вида квот господдержки? От ОДУ? Но это не предусмотрено Законом о рыболовстве. В принципе, можно ввести в Закон понятие "доля от ОДУ" и сразу начать формировать пул новых дольщиков "строителей". Но, нет, уж эту затею все быстро поймут, так сказать раскусят.
Пока по отношению к объему господдержки в их законопроекте стоит только одно слово "ДО" 20% от ОДУ. Тогда уже надо зафиксировать строго 20% - это и могло бы быть "базой-знаменателем". Но и это не сработает. В каждом следующем году появится "новые 20%" от нового ОДУ. А у прошлогоднего "строителя" уже есть доля не важно от чего: от ОДУ или от "20% ОДУ". Вопрос: его прошлогодняя доля квоты "вытеснит" или нет объем в тоннах новых квот господдержки в следующем году? Или забирать будут каждый год из объемов промышленного и прибрежного рыболовства каждый год без конца и края? Из законопроекта следует, что объемы господдержки будут распределяться до тех пор, пока действует норма, конечных цифр объемов квот или сроков ограничения действия нормы господдержки в законопроекте нет. Тогда предлагаемая авторами долевая математика квот господдержки не работает.
Необходимо помнить, господа присяжные заседатели, что мы читаем пока очередную 4-ую версию законопроекта, и не более того. Что-то, все равно в нем будет меняться. Разберутся нормотворцы и поменяют в пункте 13 и 14 слово "между" на слово "с" и перейдут в "тонны". А вот тогда, при ежегодном изъятии объемов ВБР из ОДУ на господдержку, точно пострадают "долевики", которые работают в виде квот: "квоты в морских объектах" и "квоты в международных объектах". Их доли будут "худеть" в тоннах с самого начала действия закона. Ежегодно в пользу "строителей" через 8-10 лет традиционные "долевики" останутся без ресурса, так как в виде квот "квоты в морских объектах", "квоты в международных объектах" не останется объемов ВБР, объемы перейдут в вид квот "квоты господдержки" и будут закреплены на 15 лет в договорах со "строителями". Это доступно изложено в ст. 30, п.7 и 8: "квоты добычи в целях оказания государственной поддержки для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства".
"Ну и что",- скажут авторы законопроекта, будут "строители" основной объем ВБР ловить новым видом квот господдержки в режимах тех же промышленного или прибрежного рыболовства, ведь это всего лишь ежегодный Приказ об объемах нового вида квоты. А государству совершенно без разницы, как это называется, лишь бы рыбу ловили.
Совершенно очевидно, что лет через 8-10, система перераспределения квот будет остановлена - черпать ресурс господдержки будет неоткуда. Пользователи с долями "квоты в морских объектах" и "квоты в международных объектах" останутся с договорами, но сами виды квот будут пусты. Их выпихнут из ОДУ. Ну, что-то типа "Кто такой Козлевич, что с ним делиться? Мы не знаем никакого Козлевича".
Сформировавшаяся группа "лиц господдержки", имея 15-летние договоры пользования в тоннах, к этому времени перетянут на себя весь сырьевой ресурс и будет вести под новой "этикеткой" господдержки промышленное и прибрежное рыболовство. Жизнь продолжится. Это и является целью авторов законопроекта - "квоты под киль". Есть, правда, тут узкий момент: при договорах в тоннах можно не вписаться в ОДУ когда-нибудь. Но, и этот случай можно предусмотреть в договорах с пользователем-строителем, прописав компенсацию в последующие годы.
Итак, господа присяжные заседатели, чуда не произошло - "квоты под киль". Именно это было в техническом задании на изготовление "транспоранта".
Часть третья. Короткая.
"Клиента надо приучить к мысли, что ему придется отдать деньги. Его надо морально разоружить, подавить в нем реакционные собственнические инстинкты.". Рыбацкая история, изложенная выше, не ограничена рамками приключенческого жанра. В ней, по мнению Владимира Петровича, красноречиво передается атмосфера очередной "эпохи передела". Технология проста.
Главное:
1) Красиво ярко завернуть.
2) Не забыть слово "кластер".
3) Нагнать страху "мы скоро все умрем".
4) Вскрыть недостатки и агентов.
5) Вынести на соответствующий уровень обсуждения, вернее сказать "наставления".
6) Написать много и непонятно.
7) Утверждать уверенно и твердо, в нужный момент наглухо остановить или проигнорировать оппонента.
8) Не отвлекаться на критику.
9) И больше говорить. О патриотизме. Это как майонез - легче глотается. Да и денег больше.
Владимир Петрович - рыбак-любитель февраль 2016 год
Рыба Камчатского края
|