Важное уточнение по поводу того, кто на самом деле была на капитанском мостике во время трагедии, вносит сам обвиняемый:
"Так, в 08 часов утра 02.02. 2015 я и капитан Васильев С.Н. заступили на очередную ходовую вахту, которую несли на ходовом мостике до 20 часов 00 минут указанного дня. Вахту с 20 часов вечера до 08 часов утра нес старший помощник капитана Ли С.Г. Вахту он нес один, без вахтенного помощника.
…Около 14 часов 00 минут промысловая вахта приступила к постановке крабового порядка. Главным на палубе являлся старший мастер добычи Ли Т.В., а все остальные члены палубной команды были в его подчинении.
На ходовой вахте, как я указывал ране, находились я и капитан Васильев С.Н. Старший помощник капитана Ли С.Г. сменился с вахты еще в 08 часов утра указанного дня.
… (после объявления тревоги "Человек за бортом") Я тут же побежал к старшему помощнику капитана Ли С.Г., который находился в своей каюте и спал. Разбудив Ли С.Г., я сообщил ему о происшедшем и он сразу направился в ходовую рубку, а я побежал на корму судна в целях подготовки спасательных средств для спасения выпавшего за борт".
"…Страховочного жилета или предохранительного пояса на нем (на Ли И.В. - С.В.) не было".
"…Могу уточнить, что страховочные жилеты, а также предохранительные пояса имелись в наличии на судне. В чьем заведовании находилось указанное оборудование я точно не знаю. При этом лично я сам, в период когда с декабря 2014 по январь 2015 года (выделено мной - С.В.) занимал должность третьего помощника капитана и моя работа была связана с выходом на промысловую палубу в составе промысловой команды, всегда пользовался страховочным жилетом. Кто-либо меня в этом не контролировал, поскольку инициатива в данной части исходила от меня. Каким образом осуществлялся контроль в отношении других членов экипажа я точно не знаю".
И вот этот - выпестованный накануне трагедии -- второй помощник капитана Евгений Иванов, когда два действующих на судне капитана не смогли справиться с управлением судна и обеспечить четкое исполнение инструкций при тревоге "Человек за бортом", привлечен сегодня к ответственности за случившееся на судне.
Ибо, как установило следствие: "Согласно ст. 172 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ вахтенный помощник капитана является представителем (выделено мной - С.В) капитана, обеспечивает и несет ответственность за безопасность судна, людей, груза и другого имущества, производственную деятельность судна, предотвращение загрязнения морской среды.
Согласно п (04) ст. 177 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ вахтенный помощник обязан обеспечивать безопасность работ.
Согласно п. (02) ст. 174 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ вахтенный помощник капитана обязан обеспечивать безопасное ведение промысла и работ на судне, приостанавливать производство работ при выявлении нарушений.
Согласно п.8.1.10 Раздела 8 "Техника безопасности при ведении промысла" Правил техники безопасности на судах флота рыбной промышленности, каждый член судового экипажа при выполнении промысловых операций должен быть в специальной защитной каске, в рабочем страховочном жилете, одежде, обуви, рукавицах или перчатках установленного образца и иметь при себе на ремне в ножнах остро заточенный с двух сторон нож".
Вроде бы, все правильно - так написано в Уставных документах.
Но вот читаем другие нормативные документы и оказывается, как будто следователь об этом и не догадывался, что :" капитан судна (выделено мной - С.В) …Обеспечивает безопасность мореплавания, сохранение жизни и здоровья экипажа, пассажиров и других находящихся на судне лиц при нахождении его в море, в порту, в ремонте… Обеспечивает выполнение на судне требований трудового законодательства, Устава службы на судах ФРП, норм и правил охраны труда, технической эксплуатации судна. Несет персональную ответственность за выполнение требований РД 15.114-89".
Далее: старший помощник капитана " … Обеспечивает техническую исправность, безопасную эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса судна, палуб, надстроек и рубок, судовых помещений и отсеков, рангоута и такелажа, рулевого, грузового, якорного, швартовного, буксировочного устройства, спасательных средств судна (выделено мной - С.В.)… Несет ответственность за необеспечение здоровых и безопасных условий труда по своему заведованию".
Но и это еще не все: старший мастер по добыче "10.1 …Несет ответственность за невыполнение обязанностей по охране труда в пределах своего заведования.
10.16. Обеспечивает выполнение промысловых работ членами вахты только при использовании ими предусмотренных правилами предохранительных и защитных средств (жрс, каска, нож с двухсторонней заточкой, спецобувь и т.п. - выделено мной С.В.)"
Я цитирую "Положение (СУОТ) об организации работы по охране труда", утвержденного судовладельцем - генеральным директором ООО "Мидель" Бабушок О.Э, который, если верить документам, собственноручно проводил инструктаж с каждым членом экипажа КЛС "Камчатка" под личную роспись.
Но на самом деле, как мы увидели из сообщений членов экипажа, никто из старшего командного состава, начиная с двух капитанов (которые собственноручно расписывались в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте в качестве лиц, проводивших инструктаж) и завершая погибшим старшим мастером добычи, не соблюдал никаких мер по охране труда, жизни и здоровья и, главное никто из старшего командного состава судна не следил за соблюдением этих мер.
Но вот, что конкретного выявил следователь: "…Иванов Е.А …пройдя должным образом подготовку и будучи надлежащим образом проинструктированным по соблюдению требований охраны труда, обладая опытом работы в должностях командного состава, достоверно знал и осознавал, что безопасность экипажа и эксплуатация судна КЛС "Камчатка", а также безопасное выполнение на нем работ, в том числе промысловых работ на палубе КЛС "Камчатка" должно обеспечиваться путем строгого соблюдения требований охраны труда (выделено мной - С.В.)".
Кто бы спорил. Но как, исходя из вышеприведенных цитат из нормативных документов, можно согласиться с тем, что напишет следователь уже в следующем абзаце: "Однако он (Иванов Е.А.), заступив и находясь с 08 часов 00 минут 02.02.2015 до 16 часов 00 минут 02.02.2015 на ходовой вахте в качестве вахтенного помощника капитана. действуя небрежно, то есть не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своего бездействия в виде причинения смерти Ли И.В. (выделено мной - С.В.), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, в нарушение перечисленных требований охраны труда не обеспечил безопасность людей и безопасное ведение промысла (выделено мной - С.В.), производственную деятельность судна, своевременно не выявил нахождение на открытой палубе старшего мастера добычи Ли И.В. без рабочего страховочного жилета при производстве промысловых работ на палубе судна КЛС "Камчатка", не пресек указанное нарушение и не приостановил производство работ, в результате чего (выделено мной - С.В.) в 14 часов 30 минут 02.02.2015 находившегося без страховочного жилета на открытой палубе судна КЛС "Камчатка" старшего мастера добычи Ли И.В. сбило ухлдящей за борт судна крабовой ловушкой и выбросило за борт судна в акваторию Баренцева моря … что в результате допущенных нарушений (выделено мной - С.В.) требований охраны труда и ненадлежащего исполнения вахтенным помощником капитана Ивановым Е.А. своих профессиональных обязанностей повлекло по неосторожности смерть (выделено мной - С.В.) Ли И.В., наступившую ..в результате механической асфиксии от закрытия просвета дыхательных путей водой при утоплении, квалифицирующейся как тяжкий вред здоровью по признаку расстройства жизненно-важных функций организма, которая находится в прямой причинной связи со смертью Ли И.В.".
А как же быть с тем, что "два капитана", несущие по Закону всю полноту ответственности на судне за жизнь членов экипажа, не смогли обеспечить спасение человека, упавшего за борт, что и стало истинной причиной его гибели. Он ведь погиб не потому, что оказался без спасательного жилета - а потому, что слишком долго шла к нему помощь, организованная "двумя капитанами". Он был жив, когда судно "проскочило" мимо него. Он был жив, когда при втором заходе, не смогли спустить шлюпку. И он был бы жив, если бы на судне при попустительстве "двух капитанов" не творился тот "бардак", который и стал причиной и падения за борт и старшего мастера добычи и его последующей гибели…
Но на этом история не заканчивается. Она, может быть, только еще начинается…
(продолжение следует)
Сергей Вахрин
Рыба Камчатского края 
|