Замена технических средство контроля (ТСК) российских рыболовных судов в срок до 31 марта 2016 года, которую планируется осуществить согласно приказу Росрыболовства, вызвала бурную реакцию в отраслевых кругах. С критикой данного решения выступили отраслевые общественные организации и ряд экспертов. Специально для ИА "Дейта" пресс-служба ФАР уточнило позицию ведомства в эксклюзивном комментарии.
Речь не идет о замене одной иностранной космической спутниковой системы на другую ("Инмарсат" и сейчас используется для передачи данных с промысла). Наоборот, согласно планам, в этом году рыбопромысловым судам будет разрешено использование российской спутниковой системы - "Гонец" (передает данные мониторинга ГЛОНАСС). Госкомиссия в конце декабря приняла в эксплуатацию спутниковую группировку второго поколения "Гонец". Она постоянно поддерживается, проблем с глобальным покрытием нет. Более того, в течение 2015 года Центр системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС, находится в ведении Росрыболовства) и спутниковый оператор проводили испытания судовой станции "Гонца". В ближайшее время будет проведена повторная опытная эксплуатация доработанного механизма на судах - это необходимо перед масштабным внедрением системы.
Позиционирование через систему "Аргос", по результатам проверки Счетной палаты и других контролирующих органов, не соответствует российскому законодательству. Дело в том, что "Аргос" не имеет оператора на территории Российской Федерации. Ранее у "Аргос" существовали две станции сопряжения для приема спутникового сигнала на территории России - в Дальневосточном и Северном бассейнах. Но как выяснилось, эти станции были отключены. Соответственно, вся информация о позиционировании судов рыбопромыслового флота сначала поступает во французский город Тулуза, где обрабатывается, и только потом наземными каналами связи передается в российские региональные центры мониторинга. Такая схема допускает возможность корректировки данных, передаваемых в Россию.
В прошлом году, после получения представления Счетной палаты, было направлено письмо в компанию-оператор Collecte Localisation Satellites, с указанием нарушений. Мы подтвердили, что хотим продолжить сотрудничество по "Аргосу", и попросили привести их деятельность на территории России в соответствие с нашим законодательством. Этого до сих пор не сделано. Однако в январе, после нашего оповещения рыбаков о необходимости замены "Аргос", компания выразила готовность обсудить ситуацию. Переговоры запланированы на начало февраля.
Использование системы "Аргос" на территории России было предписано приостановить с 1 января 2016 года. Росрыболовство договорилось с контролирующими органами о переходном периоде (в результате непростых переговоров был согласован переходный период до 31 марта 2016 года) и заранее предупредило рыболовецкое сообщество о сложившейся ситуации.
В связи с тем, что идет активный промысел и переходный период составляет три месяца, ЦСМС будет рассматривать ситуацию по каждому судну, оснащенному терминалом "Аргос". В том числе - проводить тестирование очень оперативно, существенно сократив нормативные сроки. Кроме того, часть судов даже во время путины все равно заходит в порты, соответственно, у нее есть возможность протестировать ТСК или установить новое оборудование.
Что касается затрат: "Инмарсат" и ее судовые земные станции используются при подаче сигнала бедствия, значит, ими по умолчанию должно быть оборудовано любое судно, которое находится в море. Фактически станция может уже стоять на судне, просто судовладелец не заявлял ее к тестированию как ТСК в региональном центре мониторинга.
В отношении тех судов, на которых имеется оборудование системы "Инмарсат", возможное к использованию в качестве ТСК, обсуждается возможность проведения региональными центрами мониторинга процедур по тестированию ТСК без захода судна в порт - на основании заявки судовладельца и его гарантийного письма, в соответствии с которым судовладелец обязуется пройти процедуру тестирования ТСК при первом заходе судна в порт.
Проектная стоимость терминала системы "Гонец" в зависимости от комплектации составляет 60-80 тысяч рублей, что значительно ниже аналогов. Стоимость передачи данных в системе "Гонец" в несколько раз ниже стоимости передачи данных иностранными спутниковыми системами связи. Средства, полученные в счет уплаты услуг "Гонца" идут непосредственно в бюджет Российской Федерации, а не на счета иностранных кампаний.
В соответствии с декабрьским письмом ФГУП "Морсвязьспутник" в связи с тем, что севернее/южнее 75 градуса широты не гарантируется устойчивая связь, вместе с тем в целях повышения точности и надежности передаваемых данных о местоположении судов предлагается организовать мониторинг местоположения судов путем комбинирования двух независимых технологий сбора данных с использованием ТСК на базе оборудования спутниковых земных станций космических систем передачи данных ("Инмарсат" или "Гонец") и спутниковой обработки сигналов автоматизированной идентификационной системы (далее - АИС) от судовой аппаратуры АИС. В настоящее время проводится тестирование системы мониторинга судов с использованием Автоматизированной идентификационной системы. Данные от устройств АИС получаем от ФГУП "Морсвязьспутник".
Все вышеперечисленные аспекты будут отражены в готовящемся в настоящее время и проходящем согласование проекте приказа Минсельхоза России "Об утверждении Порядка передачи данных с использованием технических средств контроля и их виды", предполагаемый срок ввода в действие которого - 31 марта 2016 г.
Вопросы организации рыболовства иностранными судами в российских водах регулируются межправительственными соглашениями. Соответственно, вопрос, связанный с переоборудованием, будет решаться в рамках взаимодействия со странами-участниками соглашений.
РИА "Дейта.ру"
|