English version
на Камчатке: 14.12.2024 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1931 г. Постановлением СНК СССР № 1131 для улучшения системы управления рыбной и морской зверобойной промышленностью и хозяйством объединение "Союзрыба" было реорганизовано в Главное управление рыбной и морской зверобойной промышленности и хазяйства (Главрыба) Наркомснаба СССР. С конца 1934 г. - Наркомпищепром СССР.
В 1956 г. Родился Ламзов Сергей Николаевич (ЗАО "Ивнинг Стар")
В 1958 г. в первый научный рейс в Баренцево море вышла специальная научно-исследовательская подводная лодка "Северянка".
В 1991 г. Указом Президента Российской Федерации образован Комитет рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Росийской Федерации.

Новости


Эксклюзив



09 февраля 2016

Человек и море. Трагедии. Цена жизни.
Части 1, 2, 3, 4, 5 и 6

"Кто не рискует, тот не пьет шампанского", -- скорее всего, это сказано о рыбаках, добывающих рыбу и зарабатывающих "большие деньги" в суровых условиях северных российских морей, экипажам которых приходится быть один на один с разъяренными штормами морями, коварными обледенениями и просто чрезвычайными производственными ситуациями (ЧП), грозящими перерасти (а подчас и перерастающих) в катастрофу.
История рыбной промышленности России знает немало таких случаев и по каждому из них произведено необходимое служебное расследование, сделаны соответствующие оргвыводы, привлечены к ответственности, в том числе и уголовной, виновные.
Но в то же время каждый новый случай трагедии в море имеет свои особенности и свою экспертную, в том числе и судебную, оценку, которая также в разное время, в разных ситуациях и по разным причинам может коренным образом отличаться от подобных же оценок других экспертов, данных по подобным трагедиям, но случившихся в другое время, в другую эпоху.
Мы рассмотрим случай, который является для моря типичным - "Человек за бортом!" -- и попытаемся с вами проследить логику оценок произошедшей в море трагедии разными людьми в разное время и с разным "интересом".
Трагедия на краболове "Камчатка" произошла 2 февраля 2015 года. Сейчас дело находится в суде. Обвинение по факту гибели человека предъявлено второму помощнику капитана…
Многие средства массовой информации уже высказались по поводу случившегося. Поэтому мы начнем свой разговор с них. А вы, уважаемые читатели, можете присоединиться к экспертной оценке случившегося, исходя из своих знаний, морского и житейского опыта. Впоследствии эти экспертные оценки мы можем сравнить с решениями суда. Если для этой оценки потребуются какие-то дополнительные сведения из уголовного дела, мы готовы их предоставить.
Итак, что писали и пишут по этому поводу СМИ:
"Несчастный случай произошел 2 февраля 2015 года в Баренцевом море, где "Камчатка" вела промысел краба. На открытой палубе находилось восемь членов экипажа, в том числе старший мастер добычи Игорь ЛИ. Они выполняли постановку крабовых ловушек. Во время работы мастера сбило уходящей за борт ловушкой и выбросило в море. В результате спасательной операции, длившейся почти час (!), Игорь Ли утонул. В медицинском свидетельстве о смерти причиной смерти названо утопление.
Обвинение по ч.2 ст.143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть человека) предъявлено второму помощнику капитана.
Установлено, что именно этот человек нес ходовую вахту в момент трагедии и должен был следить за соблюдением требований охраны труда на палубе. Однако, как считает следствие, он выполнял свои обязанности небрежно, что и привело к гибели мастера добычи"
"Несчастный случай произошёл в феврале. В ходе выполнения работ по добыче биоресурсов, на открытой палубе судна передвижной крабовой ловушкой сбило и выбросило за борт старшего мастера, который находился без страховочного жилета. Оказавшись в воде, мужчина погиб в результате механической асфиксии от закрытия дыхательных путей водой.
Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека). Санкции статьи предусматривают наказание до четырёх лет принудительных работ либо лишение свободы на тот же срок".
"В тот день рано утром на очередную промысловую вахту заступил старший мастер добычи, житель Приморского края. Он находился на открытой палубе без страховочного жилета и страховочного троса, что является грубым нарушением правил охраны труда. И это привело к трагическим последствиям: во время работы мастера задела уходящая за борт крабовая ловушка, которая выбросила его в море. Очевидно, что из-за сильного удара и падения в ледяную воду пострадавший оказался не в состоянии бороться за свою жизнь. Если бы на нем был жилет и трос, то у него оставался бы шанс спастись - но пренебрежение техникой безопасности свело этот шанс к нулю. Пока мастера пытались вытащить на борт судна, он захлебнулся.
На сегодня собраны достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ "Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть человека.
- Доследственную проверку проводили наши мурманские коллеги, так как несчастный случай произошел в зоне их ответственности, - рассказал и.о. руководителя Камчатского следственного отдела на транспорте Сергей Дубров. - Затем материалы были переданы в наш отдел, поскольку судно зарегистрировано в порту Петропавловска-Камчатского. Однако в них не оказалось заключения эксперта о причинах смерти. Пришлось отослать материалы обратно в Мурманск для доработки. Они вернулись к нам в июле. В результате уголовное дело по факту гибели члена экипажа судна было возбуждено спустя почти пять месяцев после произошедшего".
"В акте №1 "О несчастном случае на производстве" от 6 марта 2015 года, подписанном Карповым А. М., гендиректором ООО "Мидель", его заместителем Ежовым И. А., инженером по технике безопасности мореплавания ООО "Мидель" Филиным С.М., инженером по охране труда и технике безопасности ООО "Мидель" Васильевым С. Н., капитаном КЛС Ли С. Г… и прочими, написано, что как только Игорь Ли упал за борт, то "Сыграна тревога "ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ". Произведены все мероприятия согласно НБЖС (Наставления по борьбе за живучесть судна)".
Случилось это 2 февраля 2015 г. в 14.20. В 15.15 бездыханное тело старшего тралмастера подняли на борт. То есть почти час (!) рыбаки при температуре минус 10 градусов по Цельсию пытались спасти своего коллегу из ледяного Баренцева моря. О том, почему так долго длилась операция по спасению, в этом документе нет ни слова.
Из выводов комиссии, зафиксированных этим актом, понятно, что погибший в своей смерти виноват сам. Ни слова о том, что через несколько минут после того, как судовой врач зафиксировал смерть старшего мастера добычи, экипаж продолжил, как ни в чём не бывало, рыбалку. Более того, о случившемся не сообщили ни мурманским, ни норвежским спасателям".


Часть 2. "Человек за бортом!"

Причин, по которым человек может оказаться за бортом судна, множество. Его может смыть за борт волна, он может спрыгнуть сам, а могут оказать в этом "помощь" другие…
Причин может быть много и они могут быть самые разные, самые непредсказуемые, тем более что судно, на котором случилась эта трагедия, -- современный "Летучий голландец", появляющийся из неоткуда и исчезающий в никуда.
"Как рассказал редактор газеты "Рыбак Камчатки" Кирилл Маринин, "этот краболов почти шесть лет "болтался" в Охотском море, занимаясь неизвестно чем (хотя чем занимаются краболовы, даже когда не имеют квот, мы прекрасно понимаем)".
"Краболов под названием "Ария" (ныне "Камчатка") - был конфискован по решению камчатского суда в доход государства за браконьерский промысел еще в 2002 году и передан Росимуществом в аренду."
Первым его арендатором в 2004-м стала фирма "Морская звезда". После этого, в 2006-м, уже будучи государственным имуществом, краболов был повторно задержан с нелегальным крабом на борту.
В 2008-м его передали следующему арендатору - ООО "Мидель".
"В 2014-м прокуратура обратилась в суд с требованием признать недействительным договор аренды краболова и вернуть его в Росимущество. В мае того же года иск прокуратуры был удовлетворен. Решение вступило в силу, но исполнить его невозможно, так как "Камчатка" исчезла".
"По официальным адресам фирмы в Петропавловск-Камчатском и в Елизове ее офисов не обнаружено. Действующие расчетные счета у "Миделя" отсутствуют. Судов на праве собственности или временного владения за ним не зарегистрировано. Гендиректор и учредитель фирмы сняты с регистрационного учета. Естественно, краболов также не найден".
Он был обнаружен в феврале 2015 года в Баренцевом море все на том же промысле камчатского краба. Если бы не смерть члена экипажа, то мы, вероятно, и по сей день не знали бы о действительном существовании краболова "Камчатка" на противоположной от истинного положения полуострова части планеты.
Поэтому мы не можем отвергать, отброшенную следствием за ненадобностью, и версию криминальной разборки на криминальном судне.
Потому что, как выяснилось в результате следствия, на судне было сделано ровным счетом ВСЕ, чтобы человек, оказавшийся за бортом, живым назад уже никогда не вернулся. Или это была вопиющая преступная халатность, которую специально организовать невозможно.
Но все по порядку.
В СМИ события трактованы следующим образом:
"На открытой палубе находилось восемь членов экипажа, в том числе старший мастер добычи Игорь Ли. Они выполняли постановку крабовых ловушек. Во время работы мастера сбило уходящей за борт ловушкой и выбросило в море".
В материалах постановления о возбуждении уголовного дела они выглядят несколько по-иному: "В ходе производства работ по постановке крабового порядка 02.02.2015 в период с 14 часов 20 минут до 14 часов 30 минут неустановленные должностные лица из числа членов экипажа КЛС Камчатка", ответственные за соблюдение требование охраны труда, в нарушение п. 8.1.10 Правил техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР, утвержденного Приказом Минрыбхоза СССР от 26 декабря 1990 года № 476, допустили нахождение без страховочного жилета на открытой палубе судна КЛС "Камчатка" Ли И.В., которого сбило уходящей за борт судна крабовой ловушкой и выбросило за бот судна, что в результате допущенных нарушений охраны труда повлекло по неосторожности смерть Ли И.В., наступившую в результате механической асфиксии от закрытия просвета дыхательных путей водой при утоплении".
Что первично, а что вторично в происходящем?
Человек оказался за бортом и погиб в результате наличия-отсутствия спасательного жилета или в результате того, что его выбросило (или выбросили) за борт?
Судя по тому, что судят второго помощника капитана, первичным для обвинительного заключения следствия стало именно отсутствие спасательного жилета. Утонул бы покойный в жилете и с подсудимого сняли бы все обвинения.
Но тогда пришлось бы искать настоящих виновных…
Начиная с того, кто был виновен в том, что старший мастер добычи Ли оказался за бортом.
Роковая случайность? Разгильдяйство? Нарушения Правил безопасности? Коварный замысел?
Из рапорта капитана судна Васильева С.Н.: "Суть происшедшего такова: Судно находилось в районе промысла и занималось выставлением порядков. Я находился на мостике. Погода была: Ветер Северо-Восток 5-7 м/с, море - пологая зыбь до 0,5 м. По моей команде были отданы буи. Следом пошел буйреп. Скорость постановки была около 3 узлов. Температура наружного воздуха была _ 10 гр. По С, вследствие чего хребтина была жесткой. Буйреп хребтины "залетел" на поводцы ловушек, и колышкой зацепил поводец первой ловушки. Ловушки начали уходить раньше времени. Помощник тралмастера Сальников С.В. попытался придержать ловушку, но не смог ее удержать, и сразу бросил. Тут же подскочил старший мастер добычи Ли И.В. и попытался удержать вторую ловушку, но так же ее не удержал. Он ее бросил, но в это время пошедшая в связке со второй ловушкой - третья, сбила его с ног и выбросила за борт. Все это случилось спонтанно, в считанные секунды, т.к. ловушки пошли "массово", кучей…".
В Акте о расследовании несчастного случай со смертельным исходом будут впоследствии внесены уточнения по рапорту капитана: хребтина была не только жесткой, но и "дубовой". "…подскочил старший мастер добычи Ли И.В., и попытался удержать вторую ловушку, но так же не смог ее удержать. Ее у него вырвало из рук. Пошедшая третья ловушка с боку и с заду сбила старшего мастера добычи Ли Игоря Владимировича и его выбросило за борт".
Первое. Почему ловушки пошли "массово", кучей? Почему хребтина была жесткой?
Наверное, потому что во дворе (на палубе) стоял мороз минус десять градусов по Цельсию.
Кем был создан опасный прецедент? Кто должен был предусмотреть возможную зимнюю ситуацию с ловушками, которая вряд ли случилась на этом судне в первый раз? Как должен был действовать в данном случае тралмастер (старший мастер добычи) и его помощник? Какова роль и действия капитана? И в чем в данном случае виновен его второй помощник?
Но количество официальных версий случившегося на этом не заканчивается.
Вот другая, зафиксированная оперативным дежурным Мурманского МВД России на транспорте: "02.02. 2015 года около 18:00 в центральной части Баренцева моря, за пределами 200 мильной экономической зоны во время промысла на палубе матроса судна гр-на Ли И.В. зацепило лебедкой и выбросило за борт судна".
Версия ошибочная - лебедка, как выяснится позже, на судне вообще не работала…
Но она позволяет создавать все новые и новые ее интерпретации - выбросила, выбросили…
То есть человек не по своей воле оказался за бортом. Ему в этом …
И в этом нас убеждает "Акт о расследовании несчастного случая со смертельным исходом", в котором лица, проводившие расследование, генеральный директор ООО "Мидель" Карпов А.М,, заместитель директора по безопасности мореплавания ООО "Мидель" Ежов И.А,, инженер по охране труда и технике безопасности ООО "Мидель" Филин С.М., капитан КЛС "Камчатка" Васильев С.Н, старший помощник капитана КЛС "Камчатка" Ли С.Г, боцман КЛС "Камчатка" Прилуцкий Ю.В., ведущий специалист отдела страхования профессиональных рисков ГУ-КРОФСС РФ Дороганова Н.Н., не сговариваясь, выяснили очень и очень важное для следствия:
"…не смотря на то, что Ли Игорь Владимирович - дипломированный мастер добычи с большим опытом работы в море (14 лет и 6 месяцев) и внушительным стажем работы в должности старшего мастера добычи, а так же не смотря на наличие на нем полного комплекта спецодежды, включая страховочный жилет, нож, защитную каску и другое (выделено мной - С.В.) Игорь Владимирович и рядом находящиеся, просто не успели ничего предпринять в столь короткий промежуток времени"…
Или это лжесвидетельствование?




Часть 3 . Смерть от переохлаждения

Но береговую комиссию, созданную ООО "Мидель", упрекнуть в лжесвидетельствовании трудно - в своих выводах комиссия опиралась на мнение членов своей комиссии с КЛМ "Камчатка", в том числе и капитана судна Васильева С.Н. и старшего помощника капитана, родственника погибшего Ли С.Г., и боцмана Прилуцкого Ю.В. .
Но и те не лжесвидетельствовали - их мнение и гражданская позиция были подкреплены многочисленными свидетелями происшедшего, подписи которых имеются в "Протоколе осмотра места несчастного случая, происшедшего со старшим мастером добычи Ли И.В.", где, в частности, сообщалось, что "…используемые в работе механизмы и устройства (крабовая ловушка круглая, стандартная; хребтина на 24 мм), палуба находятся в исправном состоянии, очищены ото льда и снега. Посторонние предметы, мешающие работе, отсутствуют. Скользкие участки палубы посыпаны песком". А главное: "Работник использовал при выполнении работ предусмотренные индивидуальные средства защиты (спецодежду, спецобувь, жилет рабочий страховочный, защитную каску, нож и др. - выделено мной С.В.)".
Имеются и многочисленные подписи свидетелей, подписавших этот документ по два-три раза (в том числе и потому, что замечаний к протоколу нет и он прочитан вслух):
Старший помощник капитана Ли С.Г.
Боцман Прилуцкий Ю.В.
Капитан Васильев С.Н.
Мастер добычи Сальников С.В.
Следствие на самом судне ведет старший помощник капитана, родственник погибшего Ли С.Г.
Матрос Трунов Д.П.: "…ловушка сбила его с ног и он упал за борт".
Матрос Кузьменко В.Г.: "Так как на улице было холодно, мороз, то мокрая хребтина замерзшая, жесткая. Ловушка начала уходить раньше времени. Помощник тралмастера пытался задержать ловушку, но не удержал ее и бросил, т.к. находился рядом с краем слипа. Старший тралмастер ЛИ И.В., попытался ухватить вторую ловушку, но не смог и третьей его толкнуло. Он потерял равновесие и упал за борт".
Матрос Федюнин М.В.: "…побежал "скутывать" (освобождать) ловушки, и сразу же вместе с ловушкой ушел за борт. Далее детально ничего сказать не могу, так как расстояние между нами было метров 5 и я видел только верхнюю половину тела ЛИ И.В.".
То есть, как мы видим из документов, у руководства судна на день гибели старшего мастера добычи, и руководства компании в последующие дни не было ни грамма сомнения в том, что была нарушена техника безопасности и виновен во всем случившемся второй помощник капитана.
Сомнения эти придут позже…
Гораздо позже…
А пока мы обратимся еще к одному документу, написанному "по свежим следам". Это "Акт о смерти", подписанный судовым врачом КЛС "Камчатка" Тарских Д.А. и капитаном судна Васильевым С.Н. Дата подписи этого акта неизвестна - 17 февраля копия этого документа была заверена руководством ООО "Мидель".
"Ли И.В. Старший мастер добычи КЛС "Камчатка" 13.03.73 г.р.
02.02.2015 г. упал за борт с борта судна. В воде находился более 20 минут. В 15.15 был доставлен в столовую команды, где и проводилась реанимация, но без положительного результата.
При осмотре: Сознание отсутствует. Кожные покровы бледные, зрачки расширены, на свет не реагируют. Отмечается помутнение склер. Дыхание, сердцебиение отсутствуют. На момент проведения реанимационных мер выделения воды из легких нет (обратим на это особое внимание - С.В.).
Проведено ИВЛ, непрямой массаж сердца, в/с Адреналин 1.0 без эффекта.
В 15.45 была констатирована смерть.
D/S: общее переохлаждение (выделено мной - С.В.). Биологическая смерть".
А теперь давайте посмотрим, на основе свидетельских показаний, как развивались события в последующие 20 минут после падения старшего мастера добычи за борт.
Первое слово, разумеется, капитану, который, как он сам заявляет, был в это время на капитанском мостике, все видел своими глазами и принимал самое непосредственное участие в спасении члена экипажа.
"Сыграна тревога "человек за бортом". Произведены все мероприятия согласно НБСЖ (Наставление по борьбе за живучесть судна), а именно: сразу был сброшен спасательный круг, хребтина обрезана для свободного маневра судна, установлено наблюдение с кормы, по правому борту и с носа судна, начали производить маневр разворота на обратный курс через Правый борт, с целью выхода в точку падения. Дана команда готовить к спуску шлюпку. После маневра вышли на обратный курс. Установлен визуальный контакт с упавшим за борт старшим мастером добычи Ли И.В. Он еще подавал признаки жизни, но махал руками уже слабо. Начали подход пр/бортом к нему. Вдоль борта стояла команда с кругами, линями, веревками. Когда подошли на расстояние 1-1.5 метра от борта старший мастер добычи Ли И.В., еще подавал слабые признаки жизни, но не смог зацепиться за круг. Подрабатывали машиной "вперед - назад", чтобы удержать его возле борта, но ветром, и зыбью судно оттащило от тела. Так как время было темное (Полярная ночь), чтоб поставить старшего мастера добычи Ли И.В. с подветренной стороны, поближе к борту, развернулись, спустили шлюпку, куда прыгнул мастер добычи Сальников С.В., и матрос Кузьменко В.Г. Визуально тело находилось неподвижным. На веслах шлюпка подошла к телу и старшего мастера добычи Ли И.В. вытащили на борт шлюпки. Шлюпку сразу подняли на борт (она находилась с подветренной стороны и оказалась под бортом). Тело быстро перенесли в столовую команды, чтобы произвести необходимые реанимационные действия силами судового врача. Попытки привести в чувство старшего мастера добычи Ли И.В. не привели к положительным результатам. Врач констатировал биологическую смерть".
Что, кроме четкой организации мероприятий по спасению утопающего, видим мы с вами из этого первичного, еще доследственного, документа?
То, что тело утопающего все время было на плаву. И тогда, когда человек, находящийся в воде, подавал еще слабые признаки жизни, пытаясь схватиться за спасательный круг, и тогда, когда безжизненное уже тело извлекали из воды, оно было и оставалось на плаву.
То есть, старший мастер добычи не утонул.
И судовой врач подтвердил этот факт в "Акте о смерти" - общее переохлаждение: "на момент "На момент проведения реанимационных мер выделения воды из легких нет".
Так почему же все-таки судят второго помощника капитана?


Часть 4 Шансы на жизнь

С момента объявления тревоги "Человек за бортом!" с каждой новой секундой пребывания ледяной воде шансы старшего мастера добычи Игоря Владимировича Ли на жизнь стремительно сокращались.
В акте о смерти зафиксировано время пребывания Ли в воде - 20 минут. В результате четкой организации мероприятий по спасению.
Журналист Оксана Егорова из Владивостока в своем журналистском расследовании "Смертельная рыбалка "Камчатки" и "Смертельная рыбалка "Камчатки"-2" пишет о том, что погибший был в воде не менее часа: "Случилось это 2 февраля 2015 г. в 14.20. В 15.15 бездыханное тело старшего тралмастера подняли на борт. То есть, почти час (!) рыбаки при температуре минус 10 градусов по Цельсию пытались спасти своего коллегу из ледяного Баренцева моря. Почему так долго длилась операция по спасению, в этом документе нет ни слова".
Попробуем разобраться.
По тревоге "Человек за бортом" все роли на судне расписаны.
Капитан Васильев С.Н. Руководит спасением человека. Управляет судном.
Второй помощник Иванов Е.А. Объявляет тревогу, обеспечивает маневрирование, сбрасывает за борт спасательный круг.
3. Хорев А.В. Ведет запись событий и действий по спасению человека.
15. Павличук Д.С. Связной в рулевой рубке. Поднимает сигнал "0".
16. Федюнин М.В. Впередсмотрящий на баке.
17. Камболин П.Н. Назад смотрящий на юте.
18. Яблоков А.А. На верхнем мостике показывает направление на упавшего человека.
1. Ли С.Г. Командир дежурной шлюпки, руководит спуском шлюпки.
12. Прилуцкий Ю.В. Старшина шлюпки, руководит подготовкой к спуску.
11. Сергеев Помогает осуществлять спуск шлюпки, запасной гребец.
20. Кузьменко В.Г. Подносит в шлюпку спасательный круг. Гребец.
7. Никушев Н.П. Готовит двигатель деж. Шлюпки к работе. Гребец.
4. Коновалов А.П. Подносит шлюпочную радиостанцию.
23. Гацуца Р.Н. Подносит носилки, крепит штормтрап.
21. Тарских Д.А. Готовит медикаменты, оказывает медицинскую помощь.
Итак, роли расписаны. Начинается действо.
Капитан уже высказался по существу.
В судовом журнале - святая святых! - все расписано по минутам:
"14.20 …Видимость полная на мостике капитан.
14.30 "…При выходе крабовых ловушек с промысловой палубы, одной из ловушек был "выброшен" за борт старший мастер добычи Ли Игорь Владимирович. Сразу сброшен спасательный круг, сыграна судовая тревога "Человек за бортом". Хребтина обрезана для свободного маневра судна, установлено наблюдение с кормы, по правому борту, и с носа судна. Начали производить маневр разворота на обратный курс через правый борт с целью выхода в точку падения. Дана команда на подготовку к спуску дежурной шлюпки".
14.40 "Визуально обнаружили плавающего старшего мастера добычи ЛИ И.В. Начали подход пр/бортом к нему. Вдоль борта выставлены люди со спасательными кругами, веревками".
14.50 "Подошли к старшему мастеру добычи Ли И.В. на дистанцию 1.0 - 1.5 метра с пр/борта. В виду пребывания в ледяной воде его движения скованные и ему не удалось зацепиться за круги, веревки. Ветром и зыбью судно отнесло от старшего мастера добычи Ли И.В.. Начали спуск шлюпки, повторный маневр подхода с подветренной стороны".
15.00 "…Повторно подошли. Визуально наблюдали, что тело не шевелится. Спуск шлюпки на воду. Мастер добычи Сальников С.В. и матрос Кузьменко В.Г. на веслах подошли к телу старшего мастера добычи Ли И.В. и подняли его на борт шлюпки"
15.10 "Подняли шлюпку с телом на борт. Тело старшего мастера добычи Ли И.В. перенесено в столовую команды. Судовым врачом Тарских Д.А. предприняты попытки реанимации старшего мастера добычи Ли И.В.".
15.45 "Реанимационные действия к положительному результату не привели. Врач констатировал смерть от переохлаждения. Приняты меры к сохранению тела. Сообщили руководству фирмы о происшествии. Создана комиссия для расследования несчастного случая".
Какова роль во всей этой истории, длящейся один час пятнадцать минут, второго помощника капитана? Читаем: "Объявляет тревогу, обеспечивает маневрирование, сбрасывает за борт спасательный круг".
Вроде как, все выполнено и выполнено, по оценке самого капитана, "согласно НБСЖ".
Или мы что-то упустили?
Нет, вроде бы, мы ничего не упустили.
- Просто руководители судна и комиссии по расследованию несчастного случая несколько преувеличили свою и экипажа роль по спасению утопающего.
- И первый сигнал прозвучал не от следователей, изучающих материалы дела о несчастном случае в море, а от Татьяны Ивановны Грянченко, направленное в Дальневосточное следственное управление на транспорте:


"02 февраля 2015 года во время промысла в Баренцевом море на КЛС "Камчатка" произошел несчастный случай, в результате которого мой муж, старший мастре добычи, Ли Игорь Владимирович, погиб. В связи с этим происшествием согласно действующего законодательства были созданы комиссии по расследованию и составлены акты о несчастном случае на производстве. Но действия капитана вышеуказанного судна и в последующем судовладельца вызывают множество вопросов, а именно:
1. В составленных и подписанных актах не указано время совершения комплекса действий по спасению. Время смерти по информации старшего помощника капитана Ли Сергея Геннадьевича, находящегося в то время на борту КЛС "Камчатка" -- 17.10 (Мск). Время смерти, констатированной врачом судна, согласно акту, составленному комиссией, в числе которых были представители судовладельца, специалиста отдела страхования профессиональных рисков ГУ-КРОФСС РФ - 15-45 (местное).
2. В акте, предоставленным судовладельцем, указано, что "была дана команда готовить к спуску шлюпку", в то время как в протоколе очевидца несчастного случая (Васильева С.Н, капитана судна) сказано, что шлюпка была законсервирована: топливо слито, мотор убран, шлюпка обтянута, обжата, покрыта брезентом. А в заявлении матроса 1 кл. Трунова Дениса Павловича КЛС "Камчатка", что не работал кран на дежурной спасательной шлюпке, это подтверждает, что это была действительно дежурная спасательная шлюпка. Двигатель и бензобак были в шлюпке. Почему сразу не отдали команду на спуск дежурной спасательной шлюпки?
3. Мой погибший муж подавал признаки жизни (махал руками) в то время, когда команда совершила все, по их мнению, возможные действия. Когда подошла к нему расконсервированная шлюпка с членами экипажа, тело уже было неподвижно. Но ни в одном документе не указано, сколько прошло времени от падения человека за борт до подъема тела. Нигде не упоминается, сколько времени было потрачено на каждое мероприятие, предусмотренное инструкциями.
4. В представленных и полученных мною самостоятельно документах не указана личность врача, находящегося на судне и констатирующего смерть.
5. По акту, подписанному Карповым А.М., генеральным директором ООО "Мидель", протоколу очевидцев и протоколу, составленному на судне, судно ветром и зыбью относило от упавшего за борт, то есть высока вероятность, что КСЛ "Камчатка" совершило маневр и встало таким образом, что мой муж оказался не с подветренной стороны, как того требует инструкция. С заявления Трунова Д.П. судно прошло мимо на остаточном ходу и судно пошло на второй заход.
Указанные и прочие факты говорят о том, что имели место желание капитана и судовладельца скрыть информацию о реальном времени и действиям экипажа по спасению моего мужа".


И возникает дилемма: а кто управлял судном и обеспечивал его маневрирование?
Читаем еще раз о действиях членов экипажа во время тревоги "Человек за бортом":
"Капитан Васильев С.Н. Руководит спасением человека. Управляет судном.
Второй помощник Иванов Е.А. Объявляет тревогу, обеспечивает маневрирование, сбрасывает за борт спасательный круг".


Часть 5 Метаморфозы

Шестого марта 2015 года комиссия ООО "Мидель" по расследованию несчастного случая на КЛС "Камчатка" пришла к однозначному выводу - во всем виновен сам погибший: " Причины несчастного случая: нарушение требований охраны труда старшего мастера добычи Ли И.В, выразившееся в несоблюдении особой осторожности при сбрасывании ловушек за борт, а именно направления их руками или прикасания к ним частями тела в нарушение пункта 8.12.14 и подпункта "и" пункта 8.129 правил техники безопасности на судах рыбной промышленности утвержденных и введенных в действие с 01 сентября 1991 г. приказом Минрыбхоза СССР от 26 декабря 1990 г. № 476".
Пусть не изумляет читателя факт пользования на российском флоте директивами другого, несуществующего в настоящее время, государства - его директивы крепки, как некогда крепка была сама мощь великой рыболовной державы, рухнувшей в результате предательства.
Ведь предательство может существовать не только на бытовом, родственном, производственном, но и на государственном, уровнях.
Итак, виновным был признан погибший. А с мертвого какой спрос: "мертвые сраму не имут".
Но судят сегодня второго помощника капитана?!
…Ровно через полмесяца после трагедии - 17 февраля 2015 года было выписано официальное свидетельство о смерти Ли И.В. серия 47 № 058876/159, в котором однозначно определялось: первоначальная причина смерти - "Закрытие дыхательных путей водой"; внешняя причина при травмах и отравлениях - "Утопление".
То есть "Акт о смерти", подписанный на судне капитаном и судовым врачом, не соответствовал действительности?
Как не соответствовало действительности и многое другое.
Вот, например: "Мастер добычи Сальников доложил на мостик, что Ли И.В. упал за борт, я в это время скинул со штыря 3-4 клеванты, чтобы перерезать хребтину, хребтину тут же перерезали и пошли на циркуляцию, в это время все кто находился на палубе смотрели по сторонам, чтобы визуально видеть Ли И.В., дальше я побежал на бак, чтобы показывать, где он находится, когда я оказался на баке Ли И.В. находился в 10-15 метрах по носу судна и в двух метрах от борта судна. При подходе к Игорю, я и остальные люди стали кричать и махать руками, чтобы остановили пароход, в результате не грамотных действий комсостава у штурвала находился Васильев С.Н., на крыле стоял второй помощник капитана, старший помощник капитана Ли С.Г. находился в рубке. Пароход на холостом ходу прошел мимо Игоря, в это время скинули два спасательных круга с привязанными веревками, за один он зацепился, но сил не хватило удержаться т.к. пароход шел на остаточном ходу. С момента падения до подхода прошло приблизительно 10-15 минут. Мы пошли на второй заход, на втором заходе была дана команда спустить дежурную спасательную шлюпку, но так как не работал кран мы не смогли оперативно ее спустить, пришлось снять с нее двигатель и бензобак и спускать ее в ручную" (матрос Трунов Д.П.).
Или вот:
"Ли И.В. находился на палубе в куртке-пуховике и дутых штанах. На ногах у него были утепленные ботинки. То есть он находился не в спецодежде. Также он находился без спасательного жилета, без каски. Остальные члены экипажа также находились без спецодежды, спецобуви и спасательных жилетов.
Хочу уточнить, что до 20 часов 02.02.2015 была вахта капитана Ли Г.В,, также на ходовом мостике находился второй помощник капитана, имени которого я не помню. Васильев С.Н. в это время отдыхал" (матрос Колоянов И.В.).
"…На ходовом мостике в это время находился капитан Ли, являющийся братом погибшего Ли И.В., кто еще находился на мостике я не знаю. Васильев С.Н. в это время отдыхал.
…После разворота судна на обратный курс, мы увидели Ли И.В. на поверхности воды. Он был одет в болоньевую куртку, которая не пропускала воздух, поэтому он держался на плаву…" (матрос Курка Ю.П.)
"На судне горели прожектора (было темное время суток), Ли И.В. находился в воде в поле нашего зрения. Я сразу побежал к спасательной шлюпке, ее расчехлили. Изначально на шлюпке был двигатель, однако из-за того, что замерзла шлюпбалка, ее не смоги вывести за борт. Поэтому с шлюпки был снят двигатель, шлюпку бросили за борт вручную…
…Спасательного жилета на нем также не было…" (боцман Прилуцкий Ю.В.).
"…В результате безграмотных действий капитана на первом подходе, мой муж зацепился за скинутый круг с привязанной веревкой, но не смог удержаться т.к. судно прошло мимо на остаточном ходу и судно пошло на второй разворот. Только на втором заходе капитан отдал команду на спуск дежурной спасательной шлюпки, а не на первом, так как прописано в инструкции, но так как не работал кран на ДСП, шлюпку пришлось спускать вручную. В первых актах о расследовании написано, что дежурная спасательная лодка была законсервирована, мотор снят, бензин слит. В последнем акте о расследовании, об этом вообще ничего не написано. Из слов Трунова Д.П, двигатель снимали на втором заходе. Никаких сигналов тревог со слов Хроненко не было, т.к. 15 часов 20 минут он, как обычно вставал на смену" (Грянченко Т.И, жена Ли И.В.).
"Как я понял из материалов расследования, моего брата не смогли спасти в результате халатного отношения капитана судна КЛС "Камчатка" к своим должностным обязанностям" (Ли В.В., родной брат погибшего).
Но кого имеют в виду жена и брат Игоря Владимировича Ли?
Почему матрос Колоянов называет капитаном вовсе не Васильева, а его старшего помощника, двоюродного брата погибшего -- С.Г. Ли?
И вот, что выяснила в своем журналистском расследовании наш коллега из Приморья: "Однако, как выяснилось, "настоящим капитаном" был двоюродный брат Игоря - Сергей Ли, тоже уроженец Приморья.
…Владимир Ли подтвердил, что "Сергей Ли по судовым документам числился старпомом, а фактически исполнял обязанности капитана С.Н. Васильева".
- Фирма, эксплуатирующая краболов "Камчатка", изначально предоставила недостоверную информацию о лицах, ответственных за охрану труда на судне, - пояснил и.о. руководителя Камчатского следственного отдела на транспорте Сергей Дубров. - Выяснилось, что старпом фактически являлся капитаном, а капитан - старпомом. Кроме того, по словам членов экипажа, техническое состояние судна оставляет желать лучшего. Как оно прошло проверку российского Морского регистра, на каком основании было выпущено в море, также предстоит установить…".
Но судят второго помощника капитана. Почему?


Часть 6. Меняется ли сумма от перемены мест слагаемых?

Важное уточнение по поводу того, кто на самом деле была на капитанском мостике во время трагедии, вносит сам обвиняемый:
"Так, в 08 часов утра 02.02. 2015 я и капитан Васильев С.Н. заступили на очередную ходовую вахту, которую несли на ходовом мостике до 20 часов 00 минут указанного дня. Вахту с 20 часов вечера до 08 часов утра нес старший помощник капитана Ли С.Г. Вахту он нес один, без вахтенного помощника.
…Около 14 часов 00 минут промысловая вахта приступила к постановке крабового порядка. Главным на палубе являлся старший мастер добычи Ли Т.В., а все остальные члены палубной команды были в его подчинении.
На ходовой вахте, как я указывал ране, находились я и капитан Васильев С.Н. Старший помощник капитана Ли С.Г. сменился с вахты еще в 08 часов утра указанного дня.
… (после объявления тревоги "Человек за бортом") Я тут же побежал к старшему помощнику капитана Ли С.Г., который находился в своей каюте и спал. Разбудив Ли С.Г., я сообщил ему о происшедшем и он сразу направился в ходовую рубку, а я побежал на корму судна в целях подготовки спасательных средств для спасения выпавшего за борт".
"…Страховочного жилета или предохранительного пояса на нем (на Ли И.В. - С.В.) не было".
"…Могу уточнить, что страховочные жилеты, а также предохранительные пояса имелись в наличии на судне. В чьем заведовании находилось указанное оборудование я точно не знаю. При этом лично я сам, в период когда с декабря 2014 по январь 2015 года (выделено мной - С.В.) занимал должность третьего помощника капитана и моя работа была связана с выходом на промысловую палубу в составе промысловой команды, всегда пользовался страховочным жилетом. Кто-либо меня в этом не контролировал, поскольку инициатива в данной части исходила от меня. Каким образом осуществлялся контроль в отношении других членов экипажа я точно не знаю".
И вот этот - выпестованный накануне трагедии -- второй помощник капитана Евгений Иванов, когда два действующих на судне капитана не смогли справиться с управлением судна и обеспечить четкое исполнение инструкций при тревоге "Человек за бортом", привлечен сегодня к ответственности за случившееся на судне.
Ибо, как установило следствие: "Согласно ст. 172 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ вахтенный помощник капитана является представителем (выделено мной - С.В) капитана, обеспечивает и несет ответственность за безопасность судна, людей, груза и другого имущества, производственную деятельность судна, предотвращение загрязнения морской среды.
Согласно п (04) ст. 177 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ вахтенный помощник обязан обеспечивать безопасность работ.
Согласно п. (02) ст. 174 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ вахтенный помощник капитана обязан обеспечивать безопасное ведение промысла и работ на судне, приостанавливать производство работ при выявлении нарушений.
Согласно п.8.1.10 Раздела 8 "Техника безопасности при ведении промысла" Правил техники безопасности на судах флота рыбной промышленности, каждый член судового экипажа при выполнении промысловых операций должен быть в специальной защитной каске, в рабочем страховочном жилете, одежде, обуви, рукавицах или перчатках установленного образца и иметь при себе на ремне в ножнах остро заточенный с двух сторон нож".
Вроде бы, все правильно - так написано в Уставных документах.
Но вот читаем другие нормативные документы и оказывается, как будто следователь об этом и не догадывался, что :" капитан судна (выделено мной - С.В) …Обеспечивает безопасность мореплавания, сохранение жизни и здоровья экипажа, пассажиров и других находящихся на судне лиц при нахождении его в море, в порту, в ремонте… Обеспечивает выполнение на судне требований трудового законодательства, Устава службы на судах ФРП, норм и правил охраны труда, технической эксплуатации судна. Несет персональную ответственность за выполнение требований РД 15.114-89".
Далее: старший помощник капитана " … Обеспечивает техническую исправность, безопасную эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса судна, палуб, надстроек и рубок, судовых помещений и отсеков, рангоута и такелажа, рулевого, грузового, якорного, швартовного, буксировочного устройства, спасательных средств судна (выделено мной - С.В.)… Несет ответственность за необеспечение здоровых и безопасных условий труда по своему заведованию".
Но и это еще не все: старший мастер по добыче "10.1 …Несет ответственность за невыполнение обязанностей по охране труда в пределах своего заведования.
10.16. Обеспечивает выполнение промысловых работ членами вахты только при использовании ими предусмотренных правилами предохранительных и защитных средств (жрс, каска, нож с двухсторонней заточкой, спецобувь и т.п. - выделено мной С.В.)"
Я цитирую "Положение (СУОТ) об организации работы по охране труда", утвержденного судовладельцем - генеральным директором ООО "Мидель" Бабушок О.Э, который, если верить документам, собственноручно проводил инструктаж с каждым членом экипажа КЛС "Камчатка" под личную роспись.
Но на самом деле, как мы увидели из сообщений членов экипажа, никто из старшего командного состава, начиная с двух капитанов (которые собственноручно расписывались в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте в качестве лиц, проводивших инструктаж) и завершая погибшим старшим мастером добычи, не соблюдал никаких мер по охране труда, жизни и здоровья и, главное никто из старшего командного состава судна не следил за соблюдением этих мер.
Но вот, что конкретного выявил следователь: "…Иванов Е.А …пройдя должным образом подготовку и будучи надлежащим образом проинструктированным по соблюдению требований охраны труда, обладая опытом работы в должностях командного состава, достоверно знал и осознавал, что безопасность экипажа и эксплуатация судна КЛС "Камчатка", а также безопасное выполнение на нем работ, в том числе промысловых работ на палубе КЛС "Камчатка" должно обеспечиваться путем строгого соблюдения требований охраны труда (выделено мной - С.В.)".
Кто бы спорил. Но как, исходя из вышеприведенных цитат из нормативных документов, можно согласиться с тем, что напишет следователь уже в следующем абзаце: "Однако он (Иванов Е.А.), заступив и находясь с 08 часов 00 минут 02.02.2015 до 16 часов 00 минут 02.02.2015 на ходовой вахте в качестве вахтенного помощника капитана. действуя небрежно, то есть не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своего бездействия в виде причинения смерти Ли И.В. (выделено мной - С.В.), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, в нарушение перечисленных требований охраны труда не обеспечил безопасность людей и безопасное ведение промысла (выделено мной - С.В.), производственную деятельность судна, своевременно не выявил нахождение на открытой палубе старшего мастера добычи Ли И.В. без рабочего страховочного жилета при производстве промысловых работ на палубе судна КЛС "Камчатка", не пресек указанное нарушение и не приостановил производство работ, в результате чего (выделено мной - С.В.) в 14 часов 30 минут 02.02.2015 находившегося без страховочного жилета на открытой палубе судна КЛС "Камчатка" старшего мастера добычи Ли И.В. сбило ухлдящей за борт судна крабовой ловушкой и выбросило за борт судна в акваторию Баренцева моря … что в результате допущенных нарушений (выделено мной - С.В.) требований охраны труда и ненадлежащего исполнения вахтенным помощником капитана Ивановым Е.А. своих профессиональных обязанностей повлекло по неосторожности смерть (выделено мной - С.В.) Ли И.В., наступившую ..в результате механической асфиксии от закрытия просвета дыхательных путей водой при утоплении, квалифицирующейся как тяжкий вред здоровью по признаку расстройства жизненно-важных функций организма, которая находится в прямой причинной связи со смертью Ли И.В.".
А как же быть с тем, что "два капитана", несущие по Закону всю полноту ответственности на судне за жизнь членов экипажа, не смогли обеспечить спасение человека, упавшего за борт, что и стало истинной причиной его гибели. Он ведь погиб не потому, что оказался без спасательного жилета - а потому, что слишком долго шла к нему помощь, организованная "двумя капитанами". Он был жив, когда судно "проскочило" мимо него. Он был жив, когда при втором заходе, не смогли спустить шлюпку. И он был бы жив, если бы на судне при попустительстве "двух капитанов" не творился тот "бардак", который и стал причиной и падения за борт и старшего мастера добычи и его последующей гибели…
Но на этом история не заканчивается. Она, может быть, только еще начинается…
(продолжение следует)
Сергей Вахрин

Рыба Камчатского края


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 253
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2016 г. »
« февраль »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            


.: Сегодня: 14.12.2024 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх