Жила-была одна международная, не скажу преступная, но организованная группа, промышлявшая краба в Охотском море. Звали ее "Челси-2". И ходила она по тонкому лезвию
Впервые компетентные органы обратили внимание на "Челси-2" лет пять назад, но никакого криминала, кроме мелких административных правонарушений, они в ее деятельности найти не смогли (или не хотели).
Бизнес развивался быстро. Американский партнер, наш бывший соотечественник, оказывал нужную поддержку. В 2012 году каждое из двух судов "Челси-2" добыло в среднем по тысяче тонн краба, что вряд ли попало в официальную статистику промысла. Перспективы открывались широкие, поэтому были куплены еще два краболова. Флот насчитывал уже порядка 8 судов, включая транспортники. Но вскоре что-то пошло не так.
На промысле краба всегда будет ниша для плохих парней. Те, кто ее занимает, должны хранить паритет, чтобы хватило всем. Когда кто-то хочет откусить слишком много, ему дают по зубам. Видимо, поэтому "Челси-2" вскоре пришлось сматывать удочки на другой конец мира, оставляя далеко позади сердитых конкурентов и кредиторов.
Зона НЕАФК Баренцева моря - не лучшая замена Западно-Камчатской подзоне. Если у берегов Камчатки судно может добывать более 20 тонн краба в сутки, то в зоне НЕАФК - 3-4 тонны. Здесь надо жить экономно (экономя на ремонте судов и зарплатах рыбаков). Но другого выбора не оставалось. И вот в Баренцевом море стали появляться бывшие камчатские краболовы с дальневосточными экипажами на борту, а в портах Литвы и Норвегии все чаще звучала русская речь.
Но вышесказанное не имеет никакого отношения к персонажам, о которых речь пойдет дальше.
В мае 2015 года в одной из своих публикаций я рассказал о злоключениях камчатских рыбаков, которым "повезло" попасть на крабовый промысел в Баренцево море. Их нанимателем была литовская фирма "Арктик фишинг", которая владеет тремя краболовами и одним крабовозом, бежавшими в Литву из Охотоморья: "Каралюс" (бывший "Бристоль"), "Юрос Вилкас" (бывшие "Саяны"), "Жальгирис" (бывший "Капитан Басов") и "Бим".
Отправляясь в Европу, наши земляки надеялись на лучшее. А их там ждало все то же самое, что они могли получить и на Родине: обман, нарушение трудовых прав.
В моей статье была упомянута камчатская фирма "Оланкам", от которой наши рыбаки получили предложение работать на литовских судах. В июле того же года "Оланкам" подал в Арбитражный суд Камчатского края иск, в котором я был указан в качестве ответчика. По мнению этой фирмы, я опорочил ее деловую репутацию сведениями, которые не соответствуют действительности.
Какая деловая репутация бывает у предприятий, которыми руководят граждане, осужденные за хищение конфискованных краболовов, мне неведомо. Но, не спорю, даже они имеют право обратиться в суд.
Мой арбитражный спор с ООО "Оланкам" длился почти три месяца начиная с августа 2015 года. В результате я узнал много интересного и об "Оланкаме", и об "Арктик фишинг".
Как выяснилось, 1 марта 2014-го между ними был заключен договор агентирования - соглашение о предоставлении персонала. Согласно ему, "Оланкам" фактически стал представителем этой литовской компании в России, получив широкие права действовать от ее имени. Прежде всего, речь шла о поиске людей, согласных работать в Баренцевом море под иностранным флагом.
В суде представитель "Оланкама" заявил, что эта фирма не осуществляла деятельность, связанную с трудоустройством граждан России за границей. Но, как установил суд, "Оланкам" именно этим и занимался. Более того - занимался без лицензии.
Дело в том, что услуги по трудоустройству россиян за границей подлежат лицензированию. В декабре 2014 года "Оланкам" обращался в Федеральную миграционную службу за лицензией, но не получил ее. Однако это не мешало ему вести подобную деятельность.
Помимо прочего, "Оланкам" в лице своего гендиректора Анны Можайкиной заключал с моряками контракты по найму. И зарплату после рейса в Баренцевом море они должны были получать от "Оланкама".
Кстати, в контрактах, которые заключала эта фирма, есть пункт, очень удививший литовские профсоюзы: первые 10 дней после прибытия на судно члену экипажа не полагалась зарплата. Для Европы это нонсенс.
Но вернемся к иску "Оланкама". Завершив его рассмотрение, арбитражный суд не нашел в моей статье сведений, требующих опровержения. Кроме того, как сказано выше, он установил, что фирма вела деятельность, связанную с трудоустройством граждан РФ за пределами нашей страны, не имея лицензии.
Это судебное решение я с чистой совестью отнес в камчатское управление Федеральной миграционной службы. Надеюсь, оно отреагирует должным образом на факты, установленные на судебном заседании.
А теперь - новости о фирме "Арктик фишинг". Как сообщила в конце прошлого года литовская газета "Вакару экспресас", все четыре судна компании были арестованы в Норвегии. Арест инициирован членами экипажей, по мнению которых "Арктик фишинг" задолжал им около 1 млн долларов.
По слухам, организаторы этого камчатско-литовского бизнеса что-то не поделили между собой и теперь используют претензии работяг для сведения счетов. Если это поможет морякам получить свои кровно заработанные, то и слава Богу.
На "Оланкаме" тоже висит долг более чем в миллион, только не в американской, а в отечественной валюте. В управлении Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю находится сводное исполнительное производство о взыскании с фирмы 1,5 млн рублей (данные на 30 ноября 2015-го). Это включая зарплату, которую "Оланкам" должен был выдать морякам, работавшим в Баренцевом море.
Приставы арестовали расчетный счет должника, но он оказался пустым, хотя деньги у "Оланкама" откуда-то все же берутся. Например, на оплату юристов. Адвокат, который представлял фирму на суде по иску ко мне, был отнюдь не бесплатным.
Тем временем из порта Пусан вышел краболов "Карла Фей", а на Дальнем Востоке появились очередные "ловцы человеков", вербующие рыбаков на промысел в Баренцевом море. Но к фирме "Оланкам" и ее учредителям это, конечно, тоже не имеет никакого отношения.
Кирилл Маренин
Рыбак Камчатки
|