Дальневосточные регионы заинтересованы в развитии гражданского судостроения. Об этом губернатор Камчатского края Владимир Илюхин заявил по итогам совместного заседания правительственной комиссии по импортозамещению и правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, прошедшего 18 декабря во Владивостоке под руководством председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.
В ходе заседания участники обсудили инвестиционный проект по созданию судостроительного комплекса "Звезда" на базе одноименного дальневосточного завода в Приморском крае. Проект строительства завода по поручению президента России реализует консорциум инвесторов в составе ОАО "НК “Роснефть”", АО "Газпромбанк" и АО "Объединённая судостроительная корпорация". Новое предприятие будет выпускать суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники.
"В Арктике и на Дальнем Востоке нам предстоит разработать немало шельфовых месторождений, поэтому потребности нефте- и газодобывающих компаний в современных судах, морской технике огромные. Для того чтобы судостроители могли увереннее себя чувствовать в условиях жёсткой конкуренции со стороны наших ближайших соседей, нужен стабильный, гарантированный спрос на их продукцию. В этом случае отрасль имеет все шансы не только закрыть существенную часть отечественного рынка гражданского судостроения, но и занять прочное место на мировом рынке, - сказал Дмитрий Медведев. - То, что касается заказов: я обращаюсь ко всем руководителям регионов, к руководителям наших компаний, которые работают на этом рынке. Нам здесь нужно работать консолидированно, а не разбрасываться, деньги не палить в разных местах. Если мы выстраиваемся на работу в рамках ДЦСС, эта работа требует больших средств".
Комментируя итоги заседания, губернатор Камчатского края Владимир Илюхин отметил, что строящийся комплекс будет ориентирован, в первую очередь, на строительство специализированного флота. "В этот комплекс работ привлекается ещё и "Объединённая судостроительная корпорация". Она будет призвана организовать работы, связанные со строительством судов для так называемого народного хозяйства - для морского транспортного и рыбодобывающего флота. И вот здесь есть много вопросов, не расшитых вещей, которыми надо заниматься всем вместе. Поручение премьера - обеспечить максимальное количество заказов для этого предприятия, и здесь не только интересы "Роснефти" должны учитываться, а ещё и интересы других участников", - сказал Владимир Илюхин.
Он напомнил, что ранее, в ходе заседания президиума Госсовета президент РФ Владимир Путин в качестве приоритета обозначил обновление рыбопромыслового флота и поручил предусмотреть инвестиционные квоты для компаний, строящих новые суда.
"После Госсовета стало ясно, что 20% квот будут направляться на предприятия под строительство нового флота. Но понятного механизма пока нет. Чтобы упорядочить эти вещи предстоит еще много работы, - сказал Владимир Илюхин. - Нам на Дальнем Востоке нужен судостроительный центр, безусловно, нужен. Если говорить о специфике, то Камчатка, в первую очередь, заинтересована в строительстве рыбодобывающего флота и транспортных судов. Пока у нас не всё хорошо с этим, и если эта идея будет реализована, мы ее поддержим, а камчатские рыбаки поддержат".
Глава региона рассказал, что на Камчатке сегодня почти 800 единиц рыбопромыслового флота, при этом, почти 90% из них эксплуатируются более 15 лет. Рыбопромышленные предприятия крайне заинтересованы в создании судоремонтной базы и судостроительных центров.
"Рыбаки не ждут, они сами пытаются проблему решать. У нас сегодня есть ростки такой самостоятельной работы на Камчатке - компания "Океанрыбфлот" на ПСРМЗ пытается создать закрытый цикл по ремонту своего флота, изучает возможность приобретения плавдока, чтобы можно было ремонтировать средне- и крупнотоннажные суда компании. Это, безусловно, радует, но ведь у нас таких компаний очень много, и судов достаточно много на Камчатке. На мой взгляд, в рамках "Объединённой судостроительной корпорации" можно использовать для этих целей и завод, который находится в Вилючинске (Северо-восточный ремонтный центр). И мы об этом говорили с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Здесь много проблем, которые нужно решать вместе с министерством обороны, но, думаю, если в комплексе на это смотреть, такая возможность появится", - отметил Владимир Илюхин. Он также подчеркнул, что наибольшей проблемой для развития судостроения рыбодобывающего и пассажирского флота является отсутствие российских проектных решений.
"Это самая острая проблема вообще, если уж говорить честно. Сегодня само производство на Дальнем Востоке существует, в стране выполняются заказы по линии министерства обороны, военно-морского флота, нефтяной промышленности. Но ни одного нового проекта нет в области строительства рыбодобывающего флота, транспортного флота. Вы помните, с каким трудом мы строили наше судно "Василий Завойко". Поэтому самая главная задача - найти типы судов, которые будут интересны нашим рыбодобывающим и транспортным компаниям. Они должны быть современными, энергоэффективными, доступными по цене. Начинать нужно с этого, необходимо разработать классификацию тех типов судов, которые необходимы для наших компаний и компаний других территорий. Чтобы они понимали, что мы в итоге будем строить", - сказал Владимир Илюхин.
Он подчеркнул, что в ближайшее время правительство Камчатского края подготовит соответствующие предложения в адрес Минпромторга, Минтранса и Росрыболовства.
ИА "Камчатка"
|