Бессмысленная борьба Федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" за причалы, которые использует в своей работе ряд дальневосточных портов, судя по всему, не сбавляет обороты. В своем интервью отраслевому изданию "Фишньюс" генеральный директор ФГУП "Нацрыбресурс" Игорь Ивлев озвучил свою позицию по этому вопросу. В лучших традициях дипломатии и пропаганды Игорь Викторович говорил правду, но не всю.
Неизменно изменчивая позиция
Глава "Нацрыбресурс" говорит про "некоторое недопонимание в отношениях с арендаторами в рыбных портах Владивостока и Находки" при том, что ФГУП "Нацрыбресурс" не изменило за прошедший год своей позиции о необходимости сохранения и увеличения "рыбной составляющей" морских рыбных портов". Интересно, как это можно сделать, не передавая причалы в аренду портовикам и мешая тем самым их работе? Явно, не собственными же силами - поскольку кроме причалов, практически никакой иной портово-логистической инфраструктуры у ФГУП нет.
- Наши требования при этом остаются прежними, - констатирует Игорь Ивлев. - Это оплата арендаторами и операторами портов по рыночной и экономически обоснованной ставке арендной платы или рыночной стоимости услуг, обеспечение проведения капитальных ремонтов причалов, а также привлечение инвестиций в модернизацию инфраструктуры порта.
К слову сказать, если посмотреть историю вопроса, то можно увидеть, что за истекшие два года схемы оплаты, предлагавшиеся "Нацрыбресурс" портовикам, принципиально менялись как минимум трижды. Был и пресловутый агентский договор, и платежи за тонну груза, и "самостоятельное использование причалов". Вот такая "неизменная позиция".
А что скажет правительство?
Кстати, есть в интервью и тезисы, где руководитель ФГУП не просто недоговаривает правду, а откровенно лукавит. Например, Ивлев утверждает, что "вопрос о передаче причалов в региональную собственность, думаю, поставлен на повестку дня не в интересах рыбохозяйственного комплекса. Никто почему-то не вспоминает, что ГТС рыбных портов были переданы "Нацрыбресурс" в 2008 году именно от региональных властей". Видимо, Игорь Викторович забыл, что ФГУ Государственные администрации морских рыбных портов, которые распоряжались этими причалами до 2008 года, к региональным властям отношения никогда не имели.
Какова же будет реакция Ивлева на новость о передаче в региональную собственность четырех причалов ФГУП "Нацрыбресурс", расположенных в порту Петропавловск-Камчатский, остается только догадываться. Но именно такую позицию озвучил заместитель председателя правительства РФ, полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев в ходе рабочего совещания, которое состоялось в Петропавловске-Камчатском 15 декабря 2015 года. Ожидается, что соответствующее распоряжение Росимущества о передаче причалов № 1, 2, 3, и 9 из федеральной собственности в краевую будет подписано в начале 2016 года после проведения необходимого обследования портовых сооружений.
В качестве положительных примеров взаимодействия предприятия с портовиками, директор "Нацрыбресурса" приводит морские рыбные терминалы Невельска и Корсакова в Сахалинской области, "где активно обслуживаются рыболовные суда, задействованные в Охотском море, и теплоходы, доставляющие грузы по Курильской линии". Напомним, что интервью вышло 7 декабря, а еще 18 ноября полпред Юрий Трутнев выступил с разгромной критикой деятельности "Нацрыбресурса" в регионе в ходе своей рабочей поездки на Сахалин, об этом сообщает пресс-служба правительства Сахалинской области. Никакой рыбы на тех причалах нет и не видно. Как известно, у всех рыболовецких предприятий есть собственные причалы для флота, а рыбу они перегружают в море на транспортные рефрижераторы. Разве что за пару недель "Нацрыбресурс" изменил ситуацию настолько, что она из объекта критики превратилась в положительный пример деятельности? Какая завидная оперативность! Вот что слово полпредовское животворящее делает!
Цена причального вопроса
Теперь об арендной ставке. Игорь Ивлев в своем интервью признает, что размер арендной платы согласно законодательству, в данном случае устанавливается не арендодателем, а рассчитывается независимым оценщиком, и недоумевает, "почему вопрос о тарифах, предложенных нами, вызвал такую бурю эмоций".
Удивительно, что и портовики точно такого же мнения! Так, ОАО "Владивостокский морской рыбный порт", несмотря на отсутствие договора аренды (прежний закончился в 2011 году), ежемесячно перечисляет за пользование причалами миллионы рублей, а также регулярно требует заключить договор аренды на основании независимой оценки, назначенной арбитражным судом. Но почему-то это не устраивает ФГУП - аппетиты сложно умерить.
Другой тезис Ивлева, озвученный в интервью, заключается в том, что пользователи, якобы, не хотят вкладываться в ремонт причалов: "Увы, но отношение к причалам у многих потенциальных арендаторов парадоксальным образом складывается не хозяйское, а пользовательское. Если причал государственный, так пусть государство и несет бремя расходов по его содержанию, а порт только доходы будет получать".
Что касается причалов, которые использует "Владморрыбпорт", то тут факты говорят об обратном. Так арендная плата ОАО "ВМРП" за 2008-2015 годы пополнила бюджет ФГУП "Нацрыбресурс" более чем на 200 млн. рублей. Но "Нацрыбресурс" за этот период ни рубля не вложил в ремонт причалов, в то время, как портовики инвестировали более 35 миллионов на эти цели.
Как ранее сообщалось, согласно итогам контрольно-инспекторского обследования (КИО) специалистами ОАО "Дальневосточный научно-исследовательский институт морского флота" (ОАО "ДНИИМФ) от 31 марта 2015 года, состояние причалов оценивается как "годное". Средний физический износ сооружений составляет 22-27 процентов, общее техническое состояние оценивается как удовлетворительное. Такой результат достигнут исключительно благодаря усилиям арендатора причалов, без малейшего государственного участия.
Причины и следствие
И, пожалуй, самым интересным тезисом Ивлева является вопрос о перепрофилировании рыбных портов: "Ранее мы столкнулись и до сих пор сталкиваемся с фактами перепрофилирования рыбных портов, попавших в частные руки, под непрофильные грузы. В свою очередь перепрофилирование оборачивается повышенным износом гидротехнических сооружений и нередко исчезновением из рыбных портов рыбопринимающей инфраструктуры. Как следствие - разрушение всей логистической цепочки поставок рыбы в страну" - утверждает руководитель "Нацрыбресурс", назначенный на должность в прошлом году но уже "обнаруживший" основную проблему страны. На основании этих слов может сложиться впечатление, что рыбные порты переориентируются на другие грузы просто от нежелания работать по профилю.
- То, что уже 20 лет рыбные порты занимаются перевалкой иных грузов, это не от нежелания заниматься рыбой, а от того, что рыбы в прежнем объеме в порты просто не поступает, - прокомментировал ситуацию президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Григорий Мартынов. - Портовики конкурируют за право обрабатывать рыбопромысловые суда. В рамках реализации программы по импортозамещению намечено увеличение объемов поступления российской рыбы на российский берег, уверен, что дальневосточные рыбные порты с такими объемами справятся.
Отметим, что перевалкой рыбы может заниматься любой портовый терминал, имеющий статус универсального. То есть речь идет не столько о стивидорных компаниях, работающих на причалах, отданных в управление "Нацрыбресурсу", но и о компаниях, имеющих причальные сооружения в собственности, и арендаторов причалов, находящихся в управлении "Росморпорта". У последних, кстати, никогда не было проблем с оформлением отношений с арендодателем, в отличие от тех компаний, которым исторически достались "рыбные" причалы.
Получается, что г-н Ивлев, а с ним и Росрыболовство, путают причину и следствие - не перепрофилирование (частичное) рыбных портов разрушает логистическую цепочку поставок рыбы в страну (она вполне работоспособна), а сокращение потребления рыбы (ещё, бы ведь 300-миллионный Советский Союз с его пушными зверофермами и дефицитом мясопродуктов остался в прошлом) заставляет портовиков искать способы выживания, занимаясь "непрофильными" грузами.
Неоднозначные перспективы
Что же остается делать? По словам Ивлева, сейчас "Нацрыбресурс" "готовит свои предложения в рамках плана мероприятий по модернизации и развитию портовой и рыбохозяйственной инфраструктуры в рыбных терминалах морских портов России, предусматривающий повышение эффективности использования государственного имущества". Этот план Президент поручил Правительству подготовить к середине февраля. Интересно будет взглянуть на предложения "Нацрыбресурса", поскольку уже более года все его идеи, которые сводятся к "нагибанию" действующих дальневосточных предприятий, оборачиваются как минимум скандалами, а то и проверками надзорных органов и судебными решениями, отменяющими инициативы руководства ФГУП. Поэтому неудивительно, что пока "ни один из портовых операторов не обращался к предприятию с инвестиционными проектами", несмотря на то, что "Нацрыбресурс" будет поддерживать инициативы инвесторов и содействовать им в подготовке и согласовании таких проектов органами власти". Репутация-то у предприятия сложилась однозначная, и связываться с таким "партнером" портовики вовсе не спешат.
РИА "Дейта.ру"
|