Самая лучшая тресковая рыбалка ведется в районе архипелага Вестеролен. И это вполне естественно. Здесь треска проходит к месту нереста. Главным образом в сторону Лофотена . Поэтому речь идет именно о лофотенской рыбалке, известной лофотенской рыбалке.
Так было много тысячелетий. Лофотенская треска стала брендом мирового масштаба.
Путешествие начинается в ноябре
Уже в ноябре первые особи начинают длинное путешествие в сторону юга. Остальные следуют их примеру, сливаясь в огромный поток. Около 200 миллионов рыб прокладывают свой курс к нерестилищам.Со средней скоростью метр в секунду они проплывают путь в тысячу километров, что соответствует расстоянию от Осло до Трондхейма и обратно.
Надо поймать до нереста
Схема миграции может меняться, но не так существенно, чтобы рыбаки потеряли след "странников" из Баренцева моря. Для рыбаков важно поймать рыбу до того, как она достигнет нерестилища.
От них зависит, каким способом это сделать: крючком, сетью или тралом. И где: в водах Сеньи, Вестеролена или бассейна Вестфьорда.
Сто двадцать миллионов лет
Существуют различные мнения относительно того, когда пришла первая треска. Писатель Марк Кулански в своей книге "Биография рыбы, которая изменила мир" ("A Biography of the Fish that Changed the World") настаивает на том, что треске уже 120 миллионов лет. И изначально она являлась тепловодной рыбой, обитающей в тропической части огромного океана, который много лет назад омывал единственный материк на нашей планете.
Когда раскололся материк, треска мигрировала на север и стала холодноводной рыбой северной части Атлантического океана. И когда Азия и Северная Америка отделились друг от друга, она переселилась в Тихий океан. Треска, или по латыни Gadus morhua, насчитывает 10 семейств и 200 видов. Но именно атлантическая треска сыграла главную роль в этой захватывающей истории. И такую треску норвежцы называют "скрай" (skrei).
Восемьдесят процентов от всего мирового экспорта Норвегии
Еще с XIV века вяленая рыба из северной Норвегии и, из Лофотена в частности, составляет 80% всего норвежского мирового импорта. Ежегодно страна экспортировала 3 000 тонн вяленой рыбы. Именно вяленая рыба с Севера сделала Берген одним крупнейших центров торговли в Северной Европе. Строительство Нидаросского собора началось благодаря доходу от вяленой рыбы с Лофотенских островов. Все указывает на то, что производство вяленой рыбы в период позднего средневековья представляло собой огромную ценность.
Некоторые подсчеты указывают на то, что ценность общего объема производства вяленой рыбы в Северной Норвегии может приравняться к тройному государственному доходу Норвегии.
Сейчас сезон Лофотенской рыбалки и все квоты закрыты. Прежде, чем были введены квоты в конце 80-х начале 90-х годов 20 века, лофотенская рыбалка закрывалась 20 апреля.
В этот день собирали снасти, складывали их в сундуки и наводили порядок в рыбацких домиках. В это время приходил капитан и собирал деньги с покупателей рыбы для себя и своей команды. Это был день расплаты.
И когда деньги были поделены между членами команды, возникал вопрос, чем бы развлечься перед длинной дорогой домой.
XIX век - период расцвета
В XIX веке лофотенская рыбная ловля переживала период расцвета, особенно рекордным был 1895 год. Зимой этого года 37 000 рыбаков направились в Лофотен на 7 700 лодках. Никогда рыбалка не была такой многочисленной. Вдобавок несколько тысяч рыболовов работали на суше в рыбацких деревнях. Общий вылов тогда составил 123 520 тонн.
Также плодородным для Лофотена стал 1952 год, но он стал и концом золотой эпохи. В 1966 году количество рыбаков сократилось до 4508 человек. Количество рыболовецких судов тоже значительно сократилось.
Это связано с тем, что лодки стали значительно лучше и более эффективные по сравнению с лодками рекордных годов XIX и XX веков.
Далеко не сарептский сосуд
Начало 70-х годов XIX века было многообещающим. В 1972 году был поставлен новый рекорд. Зимой этого года в водах Лофотена 6 384 рыбаков выловили 98 000 тонн "скрая". Это означало, что в среднем каждый рыбак поймал 15 384 кг рыбы. Но тогда океанологи забили тревогу.
Они испугались, что в океане скоро не останется "скрая". Воды Лофотена все же не сарептский сосуд.
В результате был введен строгий контроль по средствам квот. Был подписан международный договор о разделе рыбного ресурса, в принятии которого важную роль сыграли морские ученые и их подсчеты.
"Черный " период
Власти посчитали, что у них нет выбора. Но прибрежные рыбаки были не согласны и утверждали, что чрезмерный вылов рыбы международным траловым флотом в Баренцевом море и инвестиции в данную промышленность несправедливыми.
Лофотенский сезон 1984 года стал для многих катастрофой. В особенности на это повлияла работа рыболовного флота в Восточном Лофотене. Рыболовецкие квоты были маленькие, в связи с этим прибрежные рыбаки сильно возмущались.
Вопрос о кризисе в рыболовецкой сфере стал часто всплывать в 80-х годах XX века. И ропот прокатился не только в рядах рыбаков, но и среди населения на побережье, жизнь которых зависит от вылова трески.
Количество рыбаков на Лофотене в 2010 году сократилось до 1864 человек. Такое число людей является наименьшим показателем за весь период истории рыбного промысла в этом районе. Если сравнить количество рыбаков в рекордный год 115-летней давности, когда их было зарегистрировано 37 200, то понятно, что эта цифра остается недосягаемой. На сегодняшний день рыбаков гораздо меньше, но работа в Лофотенских водах стала более эффективная и интенсивная. Введённые квоты не позволяют увеличить количество рыбаков.
За последние три года количество скрая вылавливаемого на Лофотене значительно выросло, достигнув показателя в 62 334 тонны в 2013 году.
Надежда на будущее
Большие перемены в лофотенской рыбалке в конце XX века коснулись как ученых, так и рыбаков. Основными причинами перемен считаются температурные условия океана, рост возможностей и система вылова. Размер сезонной популяции трески тоже варьировался в зависимости от запаса пищи, что опять же связано с климатическими изменениями.
Но более всего повлияла система вылова трески в Баренцевом море, которая определяет силу популяции и, возможно, нерестовые привычки трески.
Потепление воды влияет на рыбу
Большой наплыв рыбы был обычным делом для Лофотонского бассейна до самого конца прошлого столетия, когда треска в огромных количествах шла на нерест в воды Вестфьорда. Именно здесь шла лофотенская рыбалка в былое время. И продолжалось это много лет.
Но в последние десятилетия треска изменила свои привычки. Акустические исследования показывают, что многие рыбы, идущие на нерест, выбирают Рёстбанкен вместо внутренней части Вестфьорда.
Исследователи полагают, что возможными причинами этому являются увеличение температуры океана, увеличение численности сельди и снижение среднего возраста рыбы способной к нересту.
В рамках ежегодного похода судна "Johan Hjort" в марте 2013 года ученые обнаружили рекордное количество скрая.
Полтора миллиона тонн рыбы было зарегистрировано в промысловом участке от Малангсгрюнен вблизи Тромса до Лофотенских островов.
С того момента как Институт морских исследований начал свои работы никогда не находили такого большого количества рыбы.
Ученые не сомневаются, что этот положительный результат является следствием программ регулирования и международного соглашения о квотах на вылов трески. И такое положение вещей дает надежду лофотенской рыбалке.
NorgInfo
|