English version
на Камчатке: 08.10.2024 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1806 г. Н.А. Хвостов водрузил два русских флага в айнском селении на западном берегу мыса Анива и выдал айнскому старшине документ, подтверждающий присоединение Сахалина к России и принятие его жителей в русское подданство.
В 1971 г. начались ходовые испытания флагмана советского промыслового флота плавбазы "Восток", водоизмещением 43400 т, построенной на заводе в Ленинграде.

Новости


Эксклюзив



02 сентября 2015

"Письмо десяти" Комментирую комментарии

В преддверии заседания Президиума Госсовета 10 уважаемых мною ветеранов отрасли направили Президенту РФ В.В. Путину открытое письмо (далее "Письмо десяти"), в котором авторы решительно выступают против внесения в ФЗ о рыболовстве 2004 г. соответствующих поправок. Как они полагают, "рыбацкое сообщество усматривает коррупционную заинтересованность чиновнического аппарата в упорно продвигаемой идее, заложенной в проекте поправок в закон о рыболовстве". В "Письме десяти" говорится о наступлении эры передела доступа пользователей к эксплуатации биоресурсов.
По мнению авторов этого письма ничего нельзя трогать в существующей системе государственного регулирования использования водных биоресурсов.
С наиболее развернутым комментарием к "Письму десяти" выступил В.И. Шинкаренко - бывший начальник управления судостроения Минрыбхоза СССР и Госкомрыболовства России, с которым я хорошо знаком более 20 лет. Я работал с ним, правда не начальником, а рядовым сотрудником.
Владимир, я с интересом прочел твое "Открытое письмо к комментаторам" от 27 августа 2015 г. на сайте Fishkamchatka.ru и со многими твоими оценками событий и предложениями de lege ferenda согласен.
Для чего нужен рыбохозяйственный комплекс? Он должен обеспечивать население России рыбой, хотя бы по рекомендованным нормам.
В настоящее время сложилась странная ситуация: объемы уловов ежегодно растут, а рыба с прилавков заметно исчезает. К тому же цены подскочили на 20-30% . Пока.
Возникла тревожная ситуация в отрасли, и многие задают вопрос: что делать дальше? Этой тревожной ситуацией озабочено и Росрыболовство. Его глава - И.В. Шестаков неоднократно излагал своё видение, исходя из предкризисной ситуации. В совокупности его предложения можно назвать базисными.
Стратегия Ильи Васильевича современна, продиктована складывающейся в стране неблагоприятной ситуацией с продовольственной безопасностью.
И это тяжелая ситуация, к сожалению, будет ухудшаться, и конца которой нет. Это - мой прогноз. В этой ситуации повторять сложившиеся десятилетиями ошибки - значит вынести себе приговор. За год работы И.В. разработал стратегические идеи по выводу отрасли из глубочайшего кризиса, который сегодня является источником финансовой прибыли для 10-12 рыбопромышленных компаний с иностранным капиталом. О них, Владимир, ты хорошо знаешь. Эти компании были и при тебе, только во много раз распухли от потока зеленых купюр. Бывший руководитель Росрыболовства А.А. Крайний объявил им войну. Призывал вернуть иностранцам их акции, Главного рыбака РФ поддержал В.В. Путин. Ну и что? А воз и ныне там. Продукция почти вся доставляется в иностранные порты. А нам - кукиш. Авторы открытого письма, как я понимаю, призывают не разрушать эту коррупционную схему.
Основы стратегии Ильи Васильевича, состоят из 4 блоков: а) ликвидация сырьевой направленности отечественного экспорта рыбопродукции; б) повышение экономической отдачи с выловленной тонны водных биоресурсов; в) повышение темпов обновления береговой переработки; г) стремительное обновление рыбопромыслового флота.
Для реализации этих составляющих, разумеется, необходимо новое рыбохозяйственное законодательство. Оно должно содержать стимулирующие нормы. Без кардинального изменения законов, о чем неустанно говорит Илья Васильевич, все усилия по совершенствованию государственного управления биоресурсами будут провалены.
Я являюсь членом рабочей группы Минсельхоза России по совершенствованию рыбохозяйственного законодательства и хорошо знаю о предлагаемых поправках к закону о рыболовстве, неоднократно выражал согласие с их общим содержанием и их политикой. Они концептуальны. Но я имею возражения и дополнения, о чем письменно сообщал ответственному секретарю группы Г.П. Шаляпину, а также руководителю группы И.В. Шестакову.
Владимир, я, в целом, согласен с твоими рассуждениями об историческом принципе распределения квот и о их традиционных пользователях. Если внимательно проанализировать тех, кто остался после известных аукционов, то обнаружим 3-5 компаний. Остальные были поглощены другими компаниями, как правило, с иностранным капиталом.
Исторический принцип породил рантье, которые сами не работают, а хорошо имеют. Живут себе в центре Москвы, Парижа, Гамбурга, Сан-Франциско, Сиэтла, Сиднея. Некоторые передвигаются с маяками - браслетами на ногах. Надо уметь жить и с браслетом на пятке! Жить красиво. Кстати, некоторые авторы "Письма десяти" еще при государственных должностях создали под себя коммерческие кооперативы и совместные предприятия. Это только Максим Горький верил в то, что рожденный ползать - летать не может. Еще как взлетели! Сидят себе в просторных квартирах и особняках на подступах к Барвихе и благодарят судьбу, что она их не отбросила в сторону.
Чем плох исторический принцип? Он дает право рыбопромышленнику без каких-либо материальных затрат получить даром государственный (общенародный) ресурс. Предполагается, что вся продукция, как в Советское время, будет доставлена на российский берег, а далее в рыбные отделы "пятерочек", "перекрестков" "седьмых континентов" и др.
Нет. Значительная часть российской рыбы уходит за границу, на радость корейцам, японцам, испанцам, гренландцам и другим нашим партнерам по рыбному бизнесу. Процитирую в подтверждение один из материалов, размещенных недавно в сети Интернет. Он настолько убедителен, что привожу его почти полностью: "Несмотря на внушительный рост добычи тихоокеанских лососей, наша красная рыба не попадает на столы россиян. По последним данным, уловы горбуши, кеты, нерки, кижуча и чавычи превысили 250 тыс. тонн…Казалось бы, отличный результат, который в условиях продуктового эмбарго позволит ликвидировать дефицит красной рыбы. Однако все не так просто. Из-за резкого роста курса доллара рыбакам теперь выгоднее продавать рыбу на экспорт. Процесс не удается остановить, даже несмотря на увеличение цены на внутреннем рынке. Как утверждают специалисты, только за последние две недели оптовая стоимость горбуши выросла на 15-20 руб. и достигла 140 руб за кг.
Однако цены внешнего рынка ещё выше. В итоге весь улов нерки в этом сезоне практически полностью отправлен в Японию. Из 20 тыс. т этой рыбы, пойманной на Камчатке, 90% продано в Страну Восходящего Солнца… Не отстают и китайцы. Компании Поднебесной уже заявили о намерении купить почти 100 тыс. т нашего лосося. Оптовая цена на горбушу в Китае составляет 2,7-2,8 тыс долларов за тонну. По последнему курсу это примерно 200 тыс. руб."
Владимир, как бы ты оценил эту ситуацию? Неужели считаешь, что это нормальное явление - кормить японцев в ущерб россиянам. Вот почему я поддерживаю призыв Ильи Васильевича к увеличению объема поставок отечественной рыбной продукции в различные регионы России.
Мне кажется, вместо исторического принципа, который не обеспечивает 100-процентную поставку рыбопродукции на российские предприятия, включить в законодательство, как во многих странах, принцип выделения квоты на каждое судно. Тогда исчезли бы рантье и многочисленные прилипалы. Каждое промысловое судно должно иметь квоту в соответствии с его промысловым усилием - не больше и не меньше. Судно отчуждается вместе со своей квотой. Такая практика существует в Норвегии и Канаде. Многие российские предприятия имеют одно-два судна, а квоту по историческому принципу получает в 10 раз больше. Разумеется, излишек продает за очень большую сумму, причем любому желающему. Но это предложение прошу рассматривать как de lege ferenda.
В заключение, несколько слов о нашумевшем предложении "квоты под киль". Я согласен, Владимир, с твоими опасениями и сомнениями относительно эффективности передачи квот судостроительным компаниям. Помнишь, в начале 90-х годов промышленным рыболовством занимались футбольные команды, чулочные фабрики, аэропорты, рестораны. Мы с тобой помним шумные судебные процессы, аресты их судов и уловов. Из всех наук наиболее поучительной является история. На мой взгляд, эту схему разработали и педалируют посредники, которые за солидный куш будут реализовывать "квоты под киль". Я согласен с тобой в том, что в России отсутствуют предпосылки для строительства современных промысловых судов. Значит строительство одного судна обойдется в 100 млн. долларов. Чтобы заплатить судостроителям эту сумму, необходимо выделить квоту в 200 млн. долларов. И это без промвооружения (в широком смысле). Это в ЕС ежегодно выделяются миллиардные субсидии на модернизацию рыболовного флота государств-членов. У нас такого не будет, наверное, никогда.
А каким же образом И.В. Шестаков мог бы реализовать программу резкого обновления флота? На мой взгляд, Росрыболовству следовало бы создать государственное коммерческое предприятие "Роскомрыбфлот", которое бы занималось размещением под квоты государственных заказов на строительство рыболовных судов в России и за рубежом, а затем сдавать их по договору лизинга рыбопромышленным предприятиям России. Такой путь обновления флота будет гораздо дешевле и реалистичнее.
Я солидарен с предложением Министра сельского хозяйства РФ А.Н. Ткачева в том, чтобы рыбопромышленники на 15-20% выручки вкладывали в модернизацию флота. Предлагаемый мною "Роскомрыбфлот" мог бы аккумулировать эти деньги.
Если в течение 10 лет не будет обновлен отечественный флот, то придется сдавать рыбопромысловые участки в исключительной экономической зоне России иностранцам по концессионным договорам. К этому в 20-х годах призывал Л. Троцкий.
В заключение обращаюсь к авторам "Письма десяти". Да, нелегко расставаться с прошлым. Но будущее стучится в окно. Этот стук надо услышать и благословить.
29 августа2015г.
К.А. Бекяшев,
ветеран рыбного хозяйства России,
доктор юридических наук, профессор

Рыба Камчатского края


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 1568
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2015 г. »
« сентябрь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        


.: Сегодня: 8.10.2024 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх