Один из двух специализированных рыбных портов Приморья ОАО "Находкинский морской рыбный порт" (НМРП) в прошлом году полностью отказался от работы с рыбой, сделав ставку на более выгодную перевалку контейнеров. В 2004 году стивидор самостоятельно переработал лишь 82,6 тыс. тонн грузов, из них ни одного килограмма рыбы.
Практически единственным направлением, на котором НМРП хоть как-то работал в прошлом году, осталась перевалка грузов в биг-бегах - 68,7 тыс. тонн, еще 7,4 тыс. тонн пришлись на контейнеры и 5,3 тыс. тонн - на грузы в мешках. В итоге 2014 год стивидор закончил с убытком в 81,328 млн рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2013 году.
Находкинский морской рыбный порт был спроектирован и построен как специализированное предприятие для выполнения грузовых операций по выгрузке с транспортных судов рыбопродукции и отправке ее железнодорожными вагонами в районы потребления, а также по обеспечению промыслового флота техническим снабжением. Поэтому вся технологическая цепь - портальные краны, автопогрузчики и т.п. - обеспечивалась техникой грузоподъемностью до 5-6 тонн.
После 1990 года грузооборот по рыбопродукции и техническим грузам составлял порядка 1,2 млн тонн в год, но резко пошел на убыль из-за увеличения отгрузки рыбопродукции с районов промысла на экспорт.
Заполнение недостатка грузооборота экспортными генеральными грузами (удобрения, лес, продукты питания и т.д.) весьма ограничено и неустойчиво. В итоге владельцы порта в лице Дальневосточной транспортной группы (ДВТГ, Хабаровск) приняли решение по реконструкции порта под переработку контейнеров. С этой целью уже снесена часть складских помещений на 33, 34, 35 причалах и тыловой части территории порта, приобретена соответствующая перегрузочная техника. Следующий этап реконструкции - снос ряда помещений для устройства площадок под переработку генеральных грузов, а также приобретение соответствующей техники.
"На дальнейшую реконструкцию порта требуются значительные финансовые вложения за счет собственных средств, но более значительная часть - за счет кредитов. На сегодня площадки на контейнерном терминале подготовлены, приобретена и используется техника. Также постоянно проводится работа по привлечению клиентов по обработке и перегрузу контейнеров", - отмечает стивидор.
Инвестора, как уже сообщала газета, хабаровчане пытаются привлечь в Китае: госкомпания Dalian Port (Китай, управляет портом Далянь) вроде бы может войти в совместное предприятие с ДВТГ для модернизации портовой инфраструктуры НМРП. Ранее владельцы компании уже пытались привлечь китайские и южнокорейские компании в проект контейнерного терминала в порту, но потраченные азиатскими инвесторами миллионы долларов ушли как вода в песок.
В частности, ОАО "НМРП" в 2010 году получило беспроцентный заем в ЗАО "Находкинский международный терминал" (НМТ) на строительство в порту контейнерного терминала в сумме 76 млн рублей, или $2,5 млн. Впоследствии этот займ едва не привел к угрозе банкротства стивидора, потому что ЗАО "НМТ", так и не дождавшись строительства терминала, отсудило свои вложения (по исполнительным производствам, возбужденным на основании вступивших в силу судебных актов, на общую сумму 80,249 млн рублей). Однако, пока руководство НМРП всеми способами уклонялось от исполнения вступивших в силу судебных решений о взыскании долга, появилось подконтрольное ДВТГ ООО "Альянс Контейнер" с заявлением о признании ОАО "НМРП" банкротом.
Арбитражный суд Приморского края 19 февраля 2014 года ввел процедуру наблюдения в отношении ОАО "НМРП" по иску ЗАО "Альянс Контейнер" в связи с непогашенной задолженностью в размере 10 млн 360,5 тыс. рублей, подтвержденной судебным решением. Долг образовался по факту невозврата в срок средств по договору займа от 28 сентября 2011 года. 25 сентября 2014 года акционеры НМРП на внеочередном собрании одобрили мировое соглашение с целью прекращения процедуры наблюдения. В январе Арбитражный суд Приморского края утвердил подписанное ОАО "НМРП" и кредиторами мировое соглашение и прекратил производство по делу о несостоятельности компании.
|