Законопроект, поддерживаемый WWF, запрещает промысел в исключительной экономической зоне России как отечественным, так и японским дрифтероловам.
Инициатива внесения изменений в закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" принадлежит депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, среди которых есть и представители Камчатки. Рассмотрению законопроекта предшествовала длительная работа по оценке негативного воздействия дрифтерного промысла на морские экосистемы и расчету экономической составляющей. Так, ученые и эксперты Счетной палаты пришли к выводу, что сохранение данного вида промысла ежегодно наносит ущерб России в размере более десяти миллиардов рублей.
На своём пути в Государственной Думе от первого чтения к третьему законопроект стал жестче. Если изначально предлагалось наложить запрет на использования дрифтерных сетей при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства, то в окончательную редакцию документа было включено также рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях. При этом дата вступления документа в законную силу осталась неизменной - 1 января 2016 года.
"Запрет дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне России - это большая победа для всех, кто выступает за сохранение биологических ресурсов Дальнего Востока, - уверен Сергей Коростелев, координатор программы по устойчивому рыболовству Камчатского/Берингийского экорегионального отделения WWF России. - Всемирный фонд природы на протяжении многих лет настаивал на введение строгих ограничений для дрифтерного промысла вплоть до его полного запрета в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Это связано с теми экологическими нарушениями, с которыми работают дрифтеры в России: это и колоссальные объёмы прилова морских птиц и млекопитающих, и выброс за борт рыб менее ценных, чем нерка, видов лососевых, о которых попросту не сообщается".
По имеющимся у ученых данным, в ходе промысла лосося японскими и российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации за 1993-1998 годы в дрифтерных сетях погибло более 1,2 млн. морских птиц, а с 1993 по 1999 годы - около 15 тыс. морских млекопитающих. Иных, более точных и современных мониторинговых данных не существует, так как на судах-дрифтероловах нет наблюдателей, а оценка негативного воздействия составляется на основе данных самих дрифтерщиков.
"Запрет масштабного промысла плавучими сетями в исключительной экономической зоне - путь, по которому идут все передовые страны мира. А квоты, ранее выделенные дрифтерным судам, с успехом смогут освоить береговые предприятия Камчатки, Сахалина, Магадана и Чукотки. Принятие столь важного для страны закона в кратчайшие сроки - безусловная заслуга Государственной Думы и Совета Федерации", - подчеркнул эксперт.
Всемирный фонд дикой природы
|