В конце апреля Росрыболовство объявило о снижении экспорта рыбной продукции из России по итогам первого квартала 2015 года на 10.7 процента. Разумеется, оспаривать эти данные, приведенные со ссылкой на Росстат, никто не собирается, хотя некоторые цифры вызывают вопросы.
Для начала стоит обратить внимание на то, что снижение экспорта рыбной продукции произошло, в первую очередь, за счет уменьшения на 53.8% объема поставок готовой или консервированной продукции. То есть, снизился экспорт продукции с высокой добавочной стоимостью. В итоге получилось, что 88.4 процента в структуре отечественного рыбного экспорта занимает мороженая рыба, на рыбное филе и прочее мясо рыб приходится 7,5%, 2.7% занимает экспорт ракообразных и моллюсков, а 0,5% – готовая или консервированная рыбная продукция.
Наибольшие вопросы вызывают данные по экспорту столь любимого отечественными рыбопромышленниками минтая, который составляет основную долю в рыбном экспорте - 61 процент. Как сообщила пресс-служба Росрыболовства со ссылкой на данные ФТС России и Росстата, объемы поставок минтая за рубеж за три месяца 2015 года снизились на 22,5%, составив 215,5 тыс. тонн. Однако отраслевой портал Fishnet.ru в обзоре китайского импорта минтая сообщает, что «если по итогам 2014 г. объем импорта мороженого минтая (в основном БГ) из России сократился на 9% (49,3 тыс.т), ограничившись менее 514,5 тыс.т, то по итогам первого квартала 2015 г. он уже увеличился на 10% (21,4 тыс. тонн) и достиг 217,4 тыс.т».
То есть, разница в данных нашего экспорта (причем во все страны, а не только в Китай, хотя он является основным покупателем) и китайского импорта составляет 1.9 тысяч тонн. Казалось бы – сущая мелочь. Но при средней цене китайского импорта мороженого минтая из РФ в первом квартале 1240 долларов США за тонну в итоге получается 2 356 000 долларов. И это только «видимая часть айсберга», реальные масштабы оценить сложно.
Чтобы понять, из-за чего такое происходит, стоит обратить внимание на приведенные тем же Росрыболовством данные – «под таможенной процедурой экспорта поставлено 363,3 тыс. тонн, что на 16% меньше аналогичного показателя прошлого года. Непосредственно из районов промысла без оформления на таможенной территории России за границу поставлено 100,6 тыс. тонн, что на 15,2% больше 2014 года». То есть, при снижении общего объема поставок, объем рыбной продукции, экспортируемой с использованием упрощенной схемы оформления, увеличился.
Между тем, этот порядок оформления давно уже критикуется многими экспертами как создающий благоприятные возможности для контрабанды, поскольку за отведенные для оформления три часа реально может быть проведен лишь документарный контроль, а физический контроль ограничивается досмотром видимой части продукции в трюмах судов. При этом идентификация видов рыбопродукции, как правило, не проводится, а количество и вес нередко оцениваются исходя из данных объёмов трюмов, осадки судна и т.д.
В итоге мы имеем то, что имеем – объем налоговых поступлений от дальневосточной рыбной отрасли снижается, рыба в России при этом дорожает, рыбопромышленники просят закрепить квоты чуть ли не навечно, а неучтенные доходы оседают на офшорных счетах за рубежом или в карманах коррумпированных чиновников.
|