English version
на Камчатке: 21.01.2022 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1778 г. Джеймс Кук открыл Гавайские острова.

Новости


Россия



05 мая 2015

Затонувшие атомные подлодки в промысловых районах Баренцева море необходимо поднимать со дна

Российские учёные составили карту наихудшего варианта распространения радионуклидов с атомной подводной лодки К-159, затонувшей двадцать лет назад в одном из лучших рыбопромысловых районов Баренцева моря.
По словам Михаила Кобринского, научного сотрудника ИБРАЭ (Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН), затонувшую подводную лодку нельзя оставлять на дне моря. В двух её реакторах находится 800 кг отработавшего уранового топлива.
На состоявшемся недавно в Мурманске семинаре, организованном совместно Росатомом и норвежской экологической организацией «Беллона», Михаил Кобринский представил карту распространения радионуклидов при наихудшем варианте развития событий. У рыбаков от одной только карты могут начаться ночные кошмары – в рассмотренном сценарии рыбный промысел в каких-то районах придётся закрыть на срок до двух лет.
Морские течения разнесут радиоактивность в Баренцевом море в восточном направлении ко входу в Белое море на юге и к Печорскому морю и Новой Земле на северо-востоке.

Большой вопрос для рыбаков

Баренцево море – один из важнейших рыбопромысловых бассейнов в мире. Тресковый промысел особо важен для Норвегии и России. В прошлом году разделённая между двумя странами тресковая квота составила 993.000 т.
Вторая подводная лодка, вызывающая большую озабоченность российских учёных, оказалась на морском дне не по воле стихии.
АПЛ К-27, поступившую в боевой состав Северного флота в 1963, затопили в заливе Степового у восточного побережья Новой Земли в 1982 году. Подводная лодка простояла на приколе больше 15 лет после серьёзной утечки радиоактивных газов на двух проблемных реакторах и выхода из строя тепловыделяющих элементов из-за нарушения теплоотвода.
Затопление целой подводной лодки в море было выполнено после консервации, которая, по мнению советских инженеров-реакторщиков, устраняла опасность поступления радионуклидов в морскую среду.
Но на сегодня это уже не так.
Самопроизвольная цепная реакция может быть «очень серьёзной, но не катастрофической», объяснил Михаил Кобринский.

Изоляция не настолько надёжна

«Проведённое нами исследование показало, что всего пяти-шести литров морской воды в реакторе достаточно, чтобы запустить неконтролируемую цепную реакцию», – сообщил Кобринский.
В ходе исследования, проводившегося совместно с учёными Курчатовского института, изучалось, могут ли использованные для изоляции фурфурол и битум, которыми перед затоплением АПЛ заполнили реакторный отсек, поддаваться воде быстрее, чем считалось первоначально.
В отличие от большинства других АПЛ, на которых для отвода тепла из реакторов используется вода, К-27 имела реакторы с жидкометаллическим теплоносителем. Учёные пришли к представленным выводам путём исследования реактора с жидкометаллическим теплоносителем АПЛ проекта «Лира» (заводской номер 900), стоявшей в течение многих лет в Центре судоремонта «Звёздочка» в Северодвинске.
Этот реактор также готовили к затоплению с использованием тех же материалов, что и в случае с К-27, но от этого плана отказались, когда Советский Союз подписал Лондонскую конвенцию, запрещающую затопление высокорадиоактивных отходов в морях и океанах.
После демонтажа изоляции реактора номер 900 в Северодвинске стало ясно, что К-27 требует более экстренных действий, чем считалось.
«Изоляционый материал, применённый в реакторном отсеке, не даёт той степени изоляции, как мы думали», – отметил Михаил Кобринский.

Возможен выброс радионуклидов в атмосферу

«По нашим подсчётам, если начнётся самопроизвольная цепная реакция, радионуклиды могут попасть в воздух, поскольку К-27 находится на глубине всего 30 метров», – рассказал Михаил Кобринский. Из-за неконтролируемой цепной реакции может произойти взрыв, который может достичь поверхности.
В воздухе радиоактивность может распространяться намного быстрее и на более далёкие расстояния, чем в воде. В аварийном реакторе находится высокообогащённый уран.
До сих пор норвежские и российские учёные, делавшие оценки риска при наихудшем варианте развития событий на К-27, предполагали, что возможные утечки будут происходить только в водной среде.
Два года назад совместная норвежско-российская экспедиция к месту затопления К-27 пришла к заключению, что было бы целесообразно поднять подводную лодку со дна. Корпус лодки, несмотря на 30-летнее пребывание под водой, не пострадал. «Коррозионного повреждения внешнего корпуса не наблюдается», – рассказала BarentsObserver’у по возвращении из экспедиции Хильде Элисе Хельдал, сотрудник норвежского Института морских исследований.

Немедленно начать подготовку подъёма

«Эта новая информация от российских учёных, что цепная реакция на К-27 может дать радиоактивный выброс в воздух и что из-за выброса с К-159 может потребоваться запрет на рыбный промысел в ряде районов Баренцева моря, крайне тревожна», – сказал в интервью BarentsObserver’у Нильс Бёмер, сотрудник экологической организации «Беллона» (Осло, Норвегия).
Он призывает норвежские власти отреагировать на новую информацию и обратиться к российским властям. «Необходимо в кратчайшие сроки приступить к подготовительному планированию и оценке рисков в отношении подъёма этих двух субмарин», – говорит он.
На проходившем в апреле семинаре в Мурманске Андрей Краморенко, специалист НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ, рассказал о нескольких вариантах подъёма К-27. У России имеется обширный опыт подъёма затонувших объектов, отметил он, демонстрируя схемы вариантов доставки К-27 на верфь с помощью кранов, погружных конструкций либо путём подтягивания к барже, как поднимали совместными усилиями ВМФ РФ и датской фирмы «Mammoet-Smit» подводную лодку «Курск», затонувшую в Баренцевом море в августе 2000 года.

Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 391
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2015 г. »
« май »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


.: Сегодня: 20.01.2022 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх