Вице-премьер - полпред президента в ДФО Юрий Трутнев во время поездки в Петропавловск-Камчатский заявил, что ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» необходимо ликвидировать.
Похоже, что точки зрения властей и предприятий, которые сегодня используют государственные причальные сооружения, полностью совпадают. Это стало ясно на камчатском совещании полпреда, где органы власти и представители отрасли искали пути повышения эффективности использования ГТС.
Буквально за два дня до совещания на Камчатке во Владивосток в командировку прилетел генеральный директор «Нацрыбресурса» Игорь Ивлев По информации деловой газеты «Золотой Рог», он приезжал на переговоры с портовиками. Но, по словам наших источников, никаких конструктивных предложений озвучено не было, тем более не произошло заключения долгожданных договоров аренды. «Был банальный торг и намеки, что доходами нужно делиться. Представители ФГУП предпочитают считать чужие деньги и вычислять «свой» процент, который портовики могли бы перечислять на нужды ФГУП», - подытожил итоги переговоров один из приморских предпринимателей.
Господин Ивлев так был занят этим дележом, что даже пропустил, как оказалось, судьбоносное совещание на Камчатке. Отдуваться за своего командира был вынужден один из его заместителей Юрий Баруткин. Правда, ответить на заданный полпредом вопрос, в чем заключается смысл деятельности государственного предприятия, он не смог. Не помог ему и представитель Росрыболовства.
Это оказалось несколько неожиданным для вице-премьера, задача которого - создать условия для экономического скачка в регионе. В итоге, не услышав ответов на свои вопросы, вопросы бизнеса и вопросы региональных властей, Юрий Трутнев предложил свою схему использования ГТС, в которой НРР места не нашлось.
«У нас есть Росимущество, если мы говорим о передаче в аренду, у нас есть администрации территорий, которым точно виднее, как дальше использовать эти площадки. Одним из направлений государственной политики является приватизация. Я буду докладывать в Москву председателю правительства, моих предложений два. Или приватизировать, или передать субъекту, чтобы он тоже приватизировал, посмотрев, где при необходимости нужно оставить специализацию. Зачем нам этот промежуток из 148 человек, не ясно, нужно ликвидировать предприятие: деньги сэкономим».
Кроме того, еще одним неприглядным фактом деятельности ФГУП стал факт того, что 148 человек госпредприятия все полученные 198 млн рублей от аренды пускают себе на зарплату. В то же время в гидротехническую инфраструктуру вкладывают всего 4% от выручки. Соответственно, сегодня более половины гидротехнических сооружений, находящихся в их ведении, находится в аварийном состоянии, было подчеркнуто на совещании.
Спустя два дня представители ФГУП решились прокомментировать предложения дальневосточного полпреда.
«Предложения о необходимости ликвидации предприятия представляются необоснованными и являются результатом хозяйственного конфликта между «Нацрыбресурсом» и некоторыми собственниками припортовых территорий. Конфликт возник по поводу условий пользования причальными сооружениями рыбных портов, находящихся в ведении «Нацрыбресурса», и спор хозяйствующих субъектов вышел на политический уровень», - пишет отраслевое издание «Фишньюс» со ссылкой на пресс-секретаря ФГУП Александра Орловского.
Однако вряд ли попытка представителей «Нацрыбресурса» вступить в заочную риторику с членами правительства будет способствовать эффективному использованию ГТС. Лукавство ораторов ФГУП очевидно. Эксперты отмечают, что «никакого хозяйственного конфликта в этом противостоянии нет, так как нет коммерческих отношений. Наблюдается попытка со стороны ФГУП злоупотребить государственной функцией, делегированной ему правительством, для получения коммерческой выгоды. Реальных портовых услуг оно оказывать пока просто не может».
«ФГУП «Нацрыбресурс» не раскрывает свою отчетность и структуру расходов, но очевидно, что даже при всем их желании вкладывать какие-то средства в причалы денег на это после выплаты зарплаты просто не остается. Платить же им больше, чтобы они еще раздули штаты, - зачем? Мы сами можем эти средства вложить в свои причалы, лучше любых чиновников в Москве», - говорят портовики.
Добавим, что даже аргумент посредника о руинах в сфере перевалки рыбы, о необходимости срочного вмешательства в отрасль так и не нашел подтверждения. «В настоящее время проблем с перегрузом рыбы на российский берег нет. Вся рыбопродукция обрабатывается и отправляется по назначению. Мощностей рыбных портов сегодня хватает», - отметили участники совещания. Также был развеян миф об утере рыбными портами специализации. Попытка представителя Росрыболовства оправдать существование ФГУП «стратегическим значением причалов, которые необходимо контролировать», была развеяна лично Юрием Трутневым, так как в России уже более половины причалов частные, а для нужд страны и обороны любые причалы всегда можно будет использовать в случае необходимости.
Похоже, что пул сторонников и противников разных схем использования ГТС уже определен, а позиции сторон вряд ли кардинально изменятся.
Так, за долгосрочную аренду или приватизацию ГТС выступают: полпред в ДФО и вице-премьер Юрий Трутнев, губернаторы дальневосточных регионов Владимир Миклушевский, Виктор Илюхин, Олег Кожемяко, Владимир Печеный, а также представители всех портовых предприятий Дальнего Востока, эксплуатирующих это имущество.
За непонятные схемы вместо аренды и введение необоснованных тарифов за выдуманные услуги выступает только само руководство ФГУП и, видимо, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Владимир Морозов
|