Минвостокразвития прислушалось к голосу разума и подвергло законопроект "О свободном порте Владивосток" кардинальному редактированию. Теперь в нем нет ничего общего с законом о ТОРах, а принудительное изъятие земель под госнужды испарилось вместе со спецтерриториями.
Во Владивостоке была проведена серия совещаний, посвященная вопросу создания свободного порта и его законодательной базы. Причем ожидание новой зари свободы, по крайней мере в московских государственных кругах, настолько сильно, что постепенно слышатся осторожные голоса, пока вполголоса, но приветствующие будущее утро. "Цель законопроекта "О свободном порте Владивосток" - улучшение инвестклимата, а вместе с ним и жизни людей в Приморском крае", - обозначил целеполагание своей деятельности Павел Волков, советник министра по развитию Дальнего Востока и собственно автор законопроекта.
Неблизкий путь…
Средства для достижения цели и необходимые для этого маневры определяются в документе. Во-первых, законопроект предполагает серьезное послабление по налогам. Если сейчас стивидорные компании и прочие операторы в порту платят страховые платежи в социальные фонды в размере 34% плюс подоходный налог 13%, то затем, когда они станут резидентами свободного порта, им предоставят единую налоговую ставку - 7,6%. Также предусмотрено особое налогообложение - 10% на разницу доходов и расходов. Во-вторых, еще есть беспошлинный ввоз товаров на территорию свободного порта для потребления и переработки. Правда, прописанная такая же норма в отношении абсолютно всех транспортных средств, не имеющих ко всему прочему никаких ограничений к их использованию на всей территории РФ, может не пройти. Минфину, Миэкономразвития, Минтрансу и Минпромторгу подобная инициатива может показаться слишком революционной.
Своей целью разработчики считают диверсификацию экономики, поэтому сырьевикам и банкирам доступ к "пирогу" закрыли сразу. Но и деятельность, которая будет призвана обеспечить процветание нового оазиса, прописали как-то обтекаемо. "Нам еще предстоит над этим поработать", - подчеркнул Волков, предупредив при этом о логике свободного порта. Она заключается отнюдь не в том, что в порту будет передвигаться кто во что горазд с низкооблагаемой налоговой базой. Государство даст некоторые послабления, но за какое-то количество инвестиций, за создание новаторского бизнеса, за увеличение грузопотоков и т.д. и т.п. "Требования, впрочем, еще тоже предстоит уточнить. Процесс этот гибкий и будет зависеть от степени развития и конкуренции в зоне свободного порта", - уточнил Волков.
В любом случае путь будет неблизким. Ибо, по мнению советника дальневосточного министра, возможные масштабы расширения экономических свобод являются соблазном для многих и таят в себе некие опасности. Поэтому первая редакция законопроекта была серьезно откорректирована, а по сути - полностью переписана. "Из закона убраны спецтерритории. Почему? Потому что государство больше не собирается тратиться на то, что уже один раз профинансировало. Я имею в виду саммит АТЭС, - отметил Волков. - Логика ТОРов полностью ушла и более детально отражена взаимоувязанность ТОРов и свободного порта Владивосток. На наш взгляд, они должны дополнять друг друга и ни в коем случае не мешать.
Кроме того, теперь свободный порт будут образовывать не семь, а 11 муниципальных образований. Это Артем, Владивосток, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, Надеждинский, Шкотовский, Партизанский, Пограничный и Хасанский муниципальные районы. Также предусматривается реализация принципа открытого неба в одном конкретном месте - аэропорте Владивостока. Здесь мы в одностороннем режиме предлагаем возможность иностранным авиакомпаниям садиться и забирать пассажиров, грузы и вести их в третью страну, а если у них существует согласованный маршрут в пределах РФ, то еще и по нашей территории.
Серьезно уменьшены полномочия управляющей компании, которые теперь сведены лишь к ведению реестра резидентов и оказанию им сервисных услуг, в т.ч. таможенных. Высшим же органом свободного порта станет наблюдательный совет. Он будет котироваться очень высоко, даже выше правительственной комиссии, и будет предметно контролировать развитие Приморского края. Состав наблюдательного совета будет состоять из полпреда в ДФО, министра Дальнего Востока, губернатора Приморского края и глав муниципальных образований, образовавших свободный порт.
Кто будет управлять развитием, кто за него будет отвечать - этот фактор был одним из важнейших. Почему? Потому что в России все очень хорошо на бумаге: принимаются дорожные карты, облегчается законодательство. Но почему-то идут постоянно обратные процессы. Для того чтобы была конкретная отдача и расширены полномочия наблюдательного совета".
… и "невкусные" предложения
Главной новостью для бизнеса стало исключение из первой редакции принудительного изъятия для резидентов земельных участков в границах свободного порта. Теперь с игроками будут работать по принципу: "Есть свободные земельные участки - отдадут". Правда, Волков тут же заметил, что обольщаться не стоит: схема изъятия земли для госнужд прописана в Земельном кодексе. И если понадобится, то все равно заберут. Против такого выбора, тем не менее, есть возражения. Если в первом законопроекте изъятие подавалось как стратегический маневр в целях быстрого создания нового класса собственников в свободном порту, то и нынешний потенциальный механизм не менее циничен: суть-то не поменялась. И есть ли гарантия, что не найдется группа товарищей, у которой достанет сил реализовать проект в особо выгодном для себя месте, - на этот вопрос приморский бизнес так и не получил толкового ответа.
Другой настораживающий момент - резиденты и их налоговые льготы. А именно, чтобы определенные послабления госрегулирования не были так легко разменяны на Кипр или Сейшельские острова. Дмитрий Яровой, председатель правления ОАО СКБ Приморья "Примсоцбанк": "Функции на идентификацию незаконопослушных компаний, в частности задействующих в своих денежных операциях офшорные схемы, возложены на банки. Но они, особенно региональные, не всегда могут это сделать: сил и средств не хватает. Региональные банки вообще имеют серьезные ограничения по всем фронтам - это недостаточный доступ банков к ликвидности, которую дает Центробанк, и урезание лимитов на поддержку. В этих условиях в свободном порту надо более скрупулезно проработать механизм контроля, может, даже отдать его в руки администрации края".
Игорь Польченко, президент ГК "Транзит-ДВ": "Свободный порт может стать точкой роста, магнитом для иностранных инвесторов. Но они должны увидеть систему, в которой будут работать. Что такое свободный порт? Это территория порта с его причалами, складами, мастерскими и подсобными помещениями плюс прилегающая акватория, не входящая в состав таможенной территории государства. И если мы хотим привлечь инвесторов, суда должны быть освобождены от уплаты всех портовых сборов, кроме лоцманских. А водные участки должны приобретаться без аукционов, и основанием для заключения договора будет являться внесение его в список резидентов. Так принято в международной практике. Например, ГК "Транзит-ДВ" уже семь лет работает по такому принципу в порту Гонконга. Что касается незаконных схем, то в том же Гонконге принято, чтобы резиденты свободного порта ежегодно подтверждали свою регистрацию аудиторским отчетом. Все открыто и прозрачно. Но на всякий случай во Владивостоке еще следует ввести такие штрафные санкции, чтобы они вели компанию к разорению".
Михаил Кузнецов, генеральный директор ЗАО "Саммит Моторс": "Свободный порт существует пока не для понятных компаний. Минвостокразвития надеется на каких-то инвесторов и готовит им "вкусные" предложения. А малый и средний бизнес края, который и является реальной экономикой, будет участвовать в процессе? Пока из законопроекта этого не видно".
Виталий Веркеенко, директор департамента проектов и стратегического развития администрации края: "Осторожный взгляд бизнеса связан с тем, что возможно рейдерство XXI в. Нет ни у кого уверенности, что рядом с логистическим комплексом, построенным в 2015 г., не появится такой же. Только первый был возведен за счет его собственников, которые потратили деньги на выкуп земельного участка, а второй все сделал на весьма льготных условиях. Первый будет вынужден закладывать расходы в тарифы, второй, наоборот, уменьшать их. Клиенты перетекут туда, персонал тоже, поскольку зарплата в "льготном" комплексе будет выше. Существующий бизнес окажется под угрозой банкротства. Как не допустить этого - законопроект не раскрывает".
Жаждущему экономической справедливости бизнесу дали ясный ответ. Павел Волков: "Прописать это невозможно. Во-первых, кто скажет, насколько близко должны находиться объекты друг от друга? Во-вторых, может, никто и не пострадает, потому что у проектов будут совершенно разные клиенты, номенклатура и т.п. В любом случае, если будем пытаться сделать что-то в этом вопросе, то таких условий захотят все регионы России. Поэтому радуйтесь тому, что законопроект "О свободном порте" вообще прорабатывается столь детально, а не как для Крыма, в котором всего два абзаца".
"Конкурент.Ru"
|