Эстонцы решили прибрать к рукам всю рыбу в Рижском заливе. Эстония требует от ЕС предоставить ей право ловить в Рижском заливе судами мощностью двигателей выше 800 киловатт. Латышские промысловики выступили резко против. Во-первых, это нарушение правил, подписанных при вступлении в ЕС. А во-вторых…
- В Рижском заливе рыбу ловят суда только двух стран - Латвии и Эстонии, - рассказывает "Вестям Сегодня" глава Латвийской рыбопромысловой ассоциации Инарийс Войтс. - Так сложилось исторически, и это было зафиксировано в специальном соглашении 2004 года при вступлении нашей страны в ЕС. Однако сегодня соседи хотят пересмотреть правила. Они во многих вопросах играют на опережение, решили и здесь быть умнее других.
По словам собеседника, эстонское предложение ни в какие ворота не лезет. Еще в Лиссабонском протоколе, оговаривающем вопросы рыболовства, закреплено: в Рижском заливе могут работать суда мощностью не более 221 киловатта.
- А теперь представьте, что будет, если рядом с небольшим судном появится вчетверо мощнее, с тралом соответствующего размера. Пройдет как утюг и всю рыбу загребет под себя, - продолжает Войтс. - Мы категорически против. Но эстонцам пока не удастся пробить изменения не только по этой причине, за принятие должны проголосовать страны - участники лиссабонского соглашения. А их 28.
Спросите, почему Латвия возражает? У самой, видимо, нет средств на такие мощные суда? Есть. Например, в Балтийском море работают суда с двигателем в 1000 киловатт.
- Но правила есть правила, - разъясняет глава ассоциации. - В Рижском заливе позволено ловить далеко не всем судам, которые, к примеру, работают в Балтийском море, - для этого должна быть специальная лицензия. И ее непросто получить.
У эстонцев мощные суда работают в Финском заливе - они хотели бы их перегнать в Рижский. По словам Войтса, наших судов в Рижском заливе в разы больше, чем у эстонцев. А еще тут ведут промысел салаки около 400 рыболовных лодок. Всего же сейчас в Рижском заливе и Балтийском море ведут промысел 63 латвийских рыболовных судна. Эстонцы же пытаются взять не числом, а размером, оставив наших рыбаков на голодном пайке. Ведь одно мощное судно заменяет три обычных.
- Все дело в том, что ситуация с салакой в Рижском заливе заметно улучшилась, - рассказывает глава ассоциации. - Не случайно квоты на вылов на этот год для нас увеличили на 26%. Теперь наша главная задача не только выловить положенную квоту, но и найти кому ее продать.
Сделать это, по его словам, не так то просто. Часть салаки идет на переработку, в консервы, что-то отправляется на прилавки рынков и магазинов в свежем виде, но большая часть замораживается и экспортируется. И вот с этим сложности.
- В Россию после санкций рыбу вообще запрещено поставлять, - разъясняет Войтс. - Для Украины цена неподъемна из-за обвала гривны. Самые надежные покупатели все равно в странах бывшего Союза - в Казахстане, Белоруссии, Грузии, Молдове… Готовы были покупать салаку и китайцы, причем сразу всю. Но цена смехотворная. Мы не согласны работать за копейки.
По словам Войтса, рыбаки теперь тоже ученые - совместно строят морозильные камеры, чтобы замораживать рыбу и, когда цена поднимется, выбрасывать на рынок. Помогает им и ассоциация, у которой собственные морозильные камеры. Сама берет на хранение излишки и ищет выгодных покупателей.
Илья Дименштейн
Новости Латвии
|