Минсельхоз решил вступить в борьбу с квотными рантье. Ведомство предлагает исключить возможность передачи от одного юридического лица к другому права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в случае отсутствия у последнего рыбопромыслового судна, используемого на праве собственности или договора финансовой аренды (договора финансового лизинга). Как стало известно "К", предложения о внесении соответствующих изменений в ФЗ "О рыболовстве …" будут вынесены на публичное обсуждение на специальном заседании в Москве 10 марта. Однако приморские промысловики намерены поставить заслон Минсельхозу.
В основе редактирования действующего закона "О рыболовстве..." лежит идея рационального и эффективного освоения морских биоресурсов на базе модернизации системы распределения квот и обновления промыслового флота. В частности, предлагается увеличить срок закрепления квот за успешно показавшими себя предприятиями с 10 до 25 лет. Сам порог необходимого освоения квот за минимальный период планируется увеличить с 50 до 70% (чтобы нарастить объем общего вылова).
Новая редакция закона также предусматривает, что не менее 70% объема полученной от государства квоты предприятие должно будет осваивать на собственных рыбопромысловых судах (а если речь идет о прибрежном рыболовстве, то и на судах особого технического типа) или судах, приобретенных по договору лизинга. Кроме того, само предоставление права промысла ставится Минсельхозом в зависимость от реального наличия у компании флота и оборудования. Данное условие должно соблюдаться при проведении различных реорганизационных сделок, в результате которых отраслевые компании разделяются, сливаются или поглощаются.
Согласно статистике Росрыболовства, рыбных рантье в России более 300. Зачастую эти "рыбные бароны" давно распродали свой флот и живут за счет спекулятивной продажи права на вылов когда-то выделенных им квот. На Дальнем Востоке, на который приходится 2/3 квотируемой добычи в стране, в списке рантье - крупнейшие держатели квот, и на их переуступке, по оценкам экспертов, в общей сложности рантье зарабатывают до 4 млрд руб. в год. В целом по России по такой схеме ежегодно вылавливается минимум 420 тыс. т рыбы, что составляет около 10% всего российского улова. За счет более жесткого подхода в Минсельхозе надеются покончить с эпохой рантье.
Однако приморские рыбаки относятся к инициативе министерства с осторожностью. По их мнению, предложения не содержат очевидных улучшений существующего порядка ведения промысла с точки зрения его экономической эффективности. "Торговцам квотами дается не только время, чтобы определиться, готовы ли они до 2018 г. приобрести флот и впоследствии продолжить заниматься рыбным бизнесом, но и возможность, в случае отрицательного ответа на эти вопросы, практически без потерь выйти из дела и еще раз заработать на выделенных им лимитах, продав их путем реорганизации. Кроме того, не факт, что проданные таким образом квоты вновь не попадут в руки "рантье". Проект закона четко не прописывает условие, согласно которому компания-"наследник" должна обладать рыбодобывающими мощностями, достаточными для освоения приобретенного ресурса. Поэтому вполне вероятна ситуация, когда, например, 50 тыс. т квот оказываются в распоряжении предприятия, владеющего одним траулером с годовой добычей, допустим, всего 18 тыс. т", - считает Сергей Саксин, председатель совета директоров ОАО "Преображенская база тралового флота".
Представитель приморской рыбной отрасли считает, что по отношению к торговцам квотами Минсельхоз мог бы занять куда более жесткую позицию. Например, изъять квоты у тех, кто не может самостоятельно их осваивать, и затем выставить освободившиеся ресурсы на аукционные торги. Впрочем, в поправках от Минсельхоза Саксин видит и положительный момент: "Хорошо, когда определен механизм и прописаны условия "наследования" квот при реорганизации предприятий". Подобная "легализация" купли-продажи лимитов, по его словам, позволит нарастить квотные ресурсы путем слияния с другим юридическим лицом. Либо, наоборот, не терять их, выделяя из своего состава компанию-квотодержатель. Не зря, видимо, в последнее время компании активно реорганизуются, выделяя из своего состава новые юридические лица и передавая им часть своих долей прав на добычу. Так, кстати, поступили ПБТФ и ОАО "Дальрыба". Не повод ли это видеть "квотных рантье" в лице управляющих компаний, координирующих деятельность промысловых предприятий в рамках одного холдинга?
Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края: "В нынешних условиях дать определение понятию "квотный рантье" очень трудно. Ну, если такой нарочитый паразит сидит в кабинете, не имея за душой флота, и перепродает приобретенные различными путями квоты - подобное, конечно, надо исключать из отраслевой практики. Но ведь в реальной жизни этого нет. По крайней мере, у нас в Приморье, я подобных случаев не припомню. Зато есть компании, которые переписали свой флот на других юрлиц, а сами обрели статус управляющих. Все в соответствии с действующим Гражданским кодексом, с поправкой на здравый смысл и рациональную организацию промысла... И что - лишать такую компанию квот? С какой стати?
Мое мнение, еще лет пять мы можем спокойно работать по ныне действующим правилам. Но думать, какой должна быть стратегия промысла и квотирования в ближайшей и среднесрочной перспективе, необходимо уже сегодня. И законопроект, предложенный Минсельхозом, надо не скоропалительно принимать, а силами всего рыбацкого сообщества вдумчиво анализировать, обсуждать и совершенствовать. Здесь, как у врачей, главный принцип - не навреди".
Константин Кодолев, коммерческий директор ОАО "Дальрыба": "Вот уже в течение пяти лет отрасль показывает нормальную динамику развития. И лезть с отверткой в этот отлаженный часовой механизм без видимых для того причин я бы не стал. Да, не у всех предприятий новый флот. А так ли уж он нужен? Можно успешно и рентабельно вести промысел на стареньком, слегка модернизированном судне. В США и многих европейских странах, на которые принято равняться, так и происходит. А если наши чиновники и законодатели хотят что-то поменять в сторону большей экономической эффективности, надо прежде всего четко определиться в терминах и критериях, соотнеся их с реальными отраслевыми возможностями, потребностями и условиями".
"Конкурент.Ru"
|