Росрыболовство и Федеральная антимонопольная служба оспаривают решение Арбитражного суда, который признал обоснованность приказов Минсельхоза о порядке проведения ветэкспертизы рыбопродукции. Приморские рыбаки и антимонопольщики продолжают настаивать на том, что действующие приказы Минсельхоза "препятствуют развитию честного бизнеса". В Министерстве сельского хозяйства утверждают, что подобная практика контроля соответствует международным стандартам и соглашениям, а потому барьером не является. Эксперты полагают, что спор разрешит лишь передача функций Россельхознадзора (терподразделения Минсельхоза) Росрыболовству.
В Москве состоялось заседание Девятого Арбитражного апелляционного суда по жалобе Федерального агентства по рыболовству и Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда города Москвы от 4 марта 2011 года. Напомним, что столичный Арбитражный суд удовлетворил заявление Министерства сельского хозяйства к Федеральной антимонопольной службе и оставил в силе приказы Минсельхоза № 453 и 462, изданные в 2008 году и устанавливающие порядок ветеринарной экспертизы рыбопродукции.
Согласно этим документам (приказы "Об утверждении Ветеринарных правил ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации, переработки, хранения, перевозки, реализации продуктов промысла животных и продуктов их первичной переработки, не подвергшихся промышленной или тепловой обработке" (№ 453) и "Об утверждении правил ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры" (№ 462) - "Ъ"), предприятия должны пройти "обследование" и получить регистрационный номер, который будет внесен в "Перечень предприятий РФ, имеющих необходимые условия для переработки, хранения, перевозки, реализации гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции". Также Минсельхоз регламентировал правила проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы морских рыб и икры. Из материалов дела следует, что специалисты Министерства сельского хозяйства РФ настаивают на том, что ведение подобных перечней и экспертизы является общемировой практикой, и все положения приказов соответствуют действующему законодательству и международным актам: "Эти приказы носят исключительно организационный характер",- считают в Минсельхозе.
"Мы не можем пустить импортные и экспортные операции с пищевыми продуктами на самотек. У нас есть международные обязательства. Мы отвечаем за безопасность ввозимой и вывозимой продукции не только перед гражданами России, но и на международном рынке,- сказал "Ъ" помощник руководителя управления Россельхозднадзора по Приморскому краю Виталий Саленко.- Только представьте, что произойдет с репутацией России, если от нас вывезут недоброкачественную рыбу или морепродукты?!"
По словам господина Саленко, российские эксперты также оценивают и аттестуют зарубежные предприятия и наоборот.
Ранее Федеральная антимонопольная служба вынесла представление о несоответствии этих приказов антимонопольному законодательству. "В частности, своими приказами Минсельхоз ввел ограничения на деятельность, которая связана с оборотом рыбы и морепродуктов, создав условия для многократных проверок хозяйствующих субъектов",- рассказали в пресс-службе ФАС.
По мнению антимонопольщиков, проведение неоднократных проверок нецелесообразно, поскольку предприятия вынуждены подготавливать и предоставлять в территориальные управления Россельхознадзора документы, большая часть которых - копии официальных бумаг, выдаваемых другими федеральными и муниципальными органами исполнительной власти и их подведомственными учреждениями, выполняющими надзорные (контрольные) функции. "К таким документам, к примеру, относятся санитарно-эпидемиологические заключения, акты осмотра судов, документы, подтверждающие легальность уловов, произведенной продукции, и другие. В результате реализации пунктов приказа № 453 неоднократным проверкам со стороны Россельхознадзора и его территориальных органов подвергаются не только предприятия - собственники холодильных мощностей, но и каждое из предприятий, арендующих те же самые морозильные камеры для хранения рыбы",- отметили в пресс-службе ФАС.
Недовольны в ФАС и существующими нормами отбора проб для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы и икры. "Так, например, по существующим приказам, не менее 5% от партии рыбы или икры изымается для проведения исследований. Не совсем понятно, зачем изымать, скажем, 50 кг икры из каждой тонны, ведь в итоге за все придется платить конечному потребителю",- заявил статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
Общественные рыбацкие объединения Дальнего Востока также считают требования территориальных управлений Россельхознадзора (уполномоченные Минсельхозом территориальные подразделения - "Ъ") необоснованными и разоряющими бизнес. "Приведу только одну цифру - повторная лабораторная экспертиза судовых партий минтая, экспортируемого за рубеж, повторная, потому что ее требуют выполнить, несмотря на наличие у предприятий уже выданных им сертификатов здоровья 5i. Так вот эта повторная экспертиза добавляет в кассу одной маленькой ветеринарной лаборатории без малого 15 млн рублей за полгода "работы". Неплохая рентабельность!",- говорит президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
В прошлом году (22 июля 2010 г.- "Ъ") ФАС признала Министерство сельского хозяйства Российской Федерации нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и обязала Минсельхоз отменить приказы. Однако Министерство сельского хозяйства с таким выводом не согласилось, оспорило его в Арбитражном суде и выиграло процесс.
На состоявшемся 30 мая заседании Девятого Апелляционного суда принято решение об отложении судебного разбирательства на неопределенный срок (причины пока не называются).
"Мы намерены добиться выведения водных биоресурсов, добытых в море, из числа объектов, подлежащих ветеринарному контролю и надзору. Свои обоснования мы уже направили в Росрыболовство",- сообщил "Ъ" вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Александр Васьков.
Аналитики полагают, что такой шаг снимет существующую проблему дублирования функций, а значит, и имеющиеся противоречия. "Необходимо завершить передачу функций от Россельхознадзора Федеральному агентству по рыболовству, которая длится уже несколько лет и приводит к подобного рода ситуациям. Понятно, что ветэкспертиза необходима, другое дело, что эта процедура должна быть на контроле у одного органа, а документы, которые выдают те или иные контролирующие структуры, должны приниматься и остальными",- говорит аналитик портала Fishnews Наталья Сычева. По ее мнению, задача чиновников - "выстроить нормальные условия для развития бизнеса, а не создавать препоны".
Ксения Писарева
Коммерсант-Ъ
|