Уважаемая Администрация сайта Рыба Камчатского края, Вы часто идете на встречу в плане освещения проблемных вопросов рыбохозяйственной отрасли, за что мы постоянные читатели Вам очень благодарны. Предлагаемый мною материал касается вопросов совершенствования законодательства в области аквакультуры. Думаю, что он будет интересен читателям. В связи с чем, прошу опубликовать на сайте мое обращение на имя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева по наиболее важным, на мой взгляд, вопросам нормативного правового регулирования в области аквакультуры (рыбоводства).
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
1. Приказом Минсельхоза России от 10 ноября 2014 г. № 437 был утвержден Порядок осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) (далее - Порядок). Пунктом 8 указанного Порядка установлено, что рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется для целей сохранения водных биоресурсов исключительно в части воспроизводства, а также целей обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств, осуществляющих товарную аквакультуру (товарное рыбоводство).
Следует отметить, что согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) к сохранению водных биоресурсов также относится деятельность, связанная с проведением акклиматизационных работ.
Руководствуясь положениями Закона об аквакультуре, Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а также в связи с отсутствием в вышеуказанном Порядке положений, регулирующих вопросы осуществления рыболовства при проведении акклиматизационных мероприятий, мною в процессе обсуждения Порядка на стадии проекта, который был размещен для общественного обсуждения на сайте http://regulation.gov.ru/project/12386.html?point=view_project&stage=3&stage_id=12348, было подготовлено и направлено Заключение на указанный Порядок на стадии проекта (копия прилагается), в котором содержались предложения о включении в текст проекта Порядка положений, касающихся осуществления рыболовства в целях аквакультуры с целью проведения акклиматизационных мероприятий в отношении водных биоресурсов в части переселения водных биоресурсов из одних мест обитания в другие, в которых они в силу биологических особенностей способны не только приживаться, но и создавать устойчивые промысловые запасы в новых местах обитания, а также переселения гидробионтов в целях улучшения кормовой базы низкопродуктивных водоемов, что является неотъемлемой частью акклиматизации водных биоресурсов. Проблема увеличения вылова водных биоресурсов и производства рыбной продукции в настоящее время является самой приоритетной перед государственными органами страны, занимающимися вопросами рыболовства. Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, определено, что для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения, в отношении рыбной продукции в размере не менее 80 процентов.
Однако, в учете указанных предложений разработчиком было отказано, а приказ был издан без предложений эксперта по акклиматизации водных биоресурсов, в результате, безграмотные и непрофессиональные действия разработчика - Минсельхоза России привели к возникновению предпосылок к возникновению законодательного пробела, а пользователи водными биоресурсами теперь лишены права заниматься изъятием водных биоресурсов для проведения акклиматизационных мероприятий в указанных выше целях.
Ранее, предлагаемые мною поправки в части акклиматизации содержались и успешно реализовывались на практике в приказе Минсельхоза России от 25 апреля 2006 г. № 125 "Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов" и приказе Росрыболовства от 1 апреля 2009 г. № 257 "Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов".
Методы проведения акклиматизационных работ были разработаны еще советскими учеными. Результатами их практической деятельности стало успешное вселение камчатского краба из Дальнего Востока в Баренцево море и сопредельных акваторий, горбуши с Дальнего Востока в реки Кольского полуострова, которые не только акклиматизировались в новых условиях, но и создали самовоспроизводящиеся промысловые популяции. Немаловажную роль сыграла практика вселения растительноядных рыб (белого и черного амуров и белого и пестрого толстолобиков) из рек Северного Китая в Южные районы России - Астраханская и Ростовская области, а также Краснодарского края. Вселение кормовых беспозвоночных, в частности мизид из дельты Дона в водохранилища России (Куйбышевское, Веселовское, Цимлянское и Рыбинское водохранилища и др.) и нереид и арбы в Каспийское море, позволило повысить кормовую привлекательность моря для аборигенных и вселяемых видов рыб. Следует отметить положительный опыт акклиматизации рыб американского комплекса - буффало и веслоноса в водоемы Юга России.
Положительный эффект переселения гидробионтов при проведении акклиматизационных работ на лицо, крабы в Баренцевом море успешно осваиваются и дают немалые налоговые поступления в бюджет, горбуша является объектом любительского рыболовства, а вселяемые рыбоводными предприятиями в водохранилища юга страны растительноядные рыбы обеспечивают значительный вылов во внутренних водоемах.
Приведенные примеры еще раз показывают, что отсутствие в указанном Порядке положений связанных с переселением гидробионтов может привести к утрате такой важной части сохранения водных биоресурсов как акклиматизация.
В целях устранения законодательных пробелов, а также на основании вышеизложенного, прошу поручить Минсельхозу России внести дополнения в приказ от 10 ноября 2014 г. № 437 уточнив в нем положения, касающиеся акклиматизации водных биоресурсов в части переселения водных биоресурсов в новые места обитания, в которых они в силу биологических особенностей способны не только приживаться, но и создавать устойчивые промысловые запасы, а также переселения гидробионтов в целях улучшения кормовой базы низкопродуктивных водоемов.
2. И другая немаловажная проблема, с которой столкнулись рыбоводы. Еще в мае 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил до 1 декабря 2014 года Правительству РФ обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона об аквакультуре. Исполнителем от Правительства РФ является Минсельхоз России. Часть из предусмотренных законом актов, имеющих наиважнейшее значение для рыбоводов, так и остаются не принятыми по состоянию на 13 января 2015 года.Отсутствие таких актов создает серьезные трудности для развития аквакультуры (рыбоводства) в Российской Федерации.
Речь идет о следующих документах.
Порядок переоформления договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства путем заключения договора пользования рыбоводными участками для осуществления аквакультуры (рыбоводства) (далее - Порядок). Важность данного Порядка заключается в том, что исходя из части 2 статьи 21 Закона об аквакультуре, договор пользования рыбоводным участком должен быть заключен с рыбоводными хозяйствами в течение двух лет после дня вступления в силу Закона об аквакультуре. Закон вступил в силу 1 января 2014 года, прошел год, на дворе уже январь 2015 года, а документа все нет¸ а если он даже и будет принят, то он должен быть зарегистрирован в Минюсте России и опубликован, после чего вступить в силу, как раз по срокам думаю, что разработчик управится к 1 января 2016 года. А ведь у предприятий осталось совсем немного времени, иначе они могут быть лишены своих рыбоводных акваторий - участков, которые со значительными финансовыми затратами выиграли на конкурсах. Затягивание Минсельхозом России организационных работ по переоформлению договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства может привести к возникновению недовольства со стороны рыбоводных хозяйств, как это произошло несколько лет назад с любителями-рыболовами. Таким образом, все указывает на необходимость скорейшего издания Порядка.
Отсутствие акта Минсельхоза России об утверждении особенностей водопользования, использования земель, создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства) до настоящего времени не позволяет понять до конца в каких случаях аквакультура (рыбоводство) осуществляется на условиях обособленного водопользования, а в каких на условиях совместного водопользования. Отсутствуют законодательно закрепленные условия предоставления береговой полосы для целей аквакультуры (рыбоводства). В результате рыбоводы вынуждены сталкиваться с административными барьерами со стороны контролирующих и государственных органов при осуществлении своей деятельности.
Из всего изложенного следует, что разработчик не способен своевременно и надлежащим образом принимать важнейшие ведомственные акты без непосредственного участия Правительства Российской Федерации. Прошу поручить Минсельхозу России и Росрыболовству ускориться с принятием вышеуказанных актов, предусмотренных Законом об аквакультуре.
С Уважением,
Булатов Станислав Александрович - эксперт
в области рыболовства и рыбоводства
13 января 2015 года
Рыба Камчатского края