Дальневосточная железная дорога отмечает сокращение перевозок рыбной продукции на 23% в течение месяца. Перевозчики связывают проблему с большим числом торговых посредников и нехваткой холодильников в портах региона. Участники рынка говорят о "скромных" результатах лососевой путины и переориентации на минтай и камбалу, перевозка которых менее выгодна по действующим тарифам.
В сентябре со станций Дальневосточной железной дороги отправка рыбы в рефрижераторных и изотермических вагонах сократилась почти на 23% в сравнении с прошлогодним показателем, сообщает пресс-служба ДВЖД. В Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) подчеркивают, что проблем со специальным подвижным составом сегодня нет: на железной дороге дислоцировано более 420 вагонов. "В сентябре и в первые дни октября грузоотправителями рыбной продукции Дальнего Востока было подано заявок на перевозку рыбы в объеме 36,3 тыс. тонн, а фактически погружено 27,7 тыс. тонн",- пояснил и.о. начальника Центра Алексей Лоншаков. Падение перевозок он объяснил несогласованностью между поставщиками и потребителями в вопросах цены, большим числом посредников и административными барьерами, в том числе со стороны ветеринарно-надзорных органов.
В управлении Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области заверяют, что совершенствуют свою деятельность. По данным ведомства, в 2013 году в Приморье и Сахалинской области из почти 3,6 млн тонн проконтролированной Россельхознадзором рыбной продукции по причине нарушений приостановили движение 17,1 тыс. тонн, или менее 0,5%.
Из-за старения рефрижераторного промыслового флота, а порой и в целях экономии экипажами судов топлива рыба не замораживается до необходимой температуры, считают в ТЦФТО. "Суммарно холодильники, имеющие выход на станции ДВЖД, рассчитаны на единовременный прием 71,5 тыс. тонн рыбы. А один южнокорейский Пусан - на 1 млн тонн",- рассказали в ТЦФТО. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов указывает на "скромные" результаты путины. "При этом на хладохранилищах осталось много камбалы, минтая, наваги. И если вместо лосося везти белорыбицу, то она окажется неконкурентна, так как стоит дешевле, а перевозка по тем же тарифам обходится слишком дорого",- отметил господин Мартынов. Гендиректор ЗАО "Южморрыбфлот" Александр Ефремов считает, что для наращивания поставок на внутренний рынок целесообразно ввести на социально значимые виды рыбопродукции специальные железнодорожные тарифы.
Так, на совещании с главами российских регионов 17 сентября президент РФ Владимир Путин сообщил, что правительство изучает вопрос субсидирования доставки добываемой на Дальнем Востоке рыбы. В Росрыболовстве предлагают дифференцированный подход в тарификации или дотации со стороны государства рыбных перевозок. Алексей Лоншаков, в свою очередь, называет "ошибочным" мнение о том, что транспортные расходы занимают весомую долю в конечной цене продукции. "Исходя из соотношения затрат при перевозке рыбы и рыбной продукции и розничной цены ее реализации уровень транспортной составляющей в части использования инфраструктуры составляет 1,6-8,3% в зависимости от расстояния перевозки",- пояснил господин Лоншаков.
Георгий Мартынов прогнозирует, что объемы поставок рыбы в центральную Россию незначительно увеличатся к концу года. "Из-за санкций интерес к дальневосточной рыбе растет. Но лосось дорогой, поэтому может возрасти спрос на минтай и сельдь",- отметил он. По его словам, сейчас московские рестораторы и крупные торговые сети обратили внимание на охлажденную рыбу с Дальнего Востока: охлажденную камбалу уже поставляют в Москву самолетом.
Заведующая сектором экономики биологических ресурсов и сельского хозяйства Института экономических исследований ДВО РАН Наталья Антонова отметила, что жители центральной России "не хотят покупать горбушу". "Рыба поставляется низкого качества: с желтоватым налетом, с кристаллами льда. Вопрос в том, чтобы обеспечить доставку, ретейл, логистику и упаковку. Тогда можно говорить о конкурентоспособности отечественной продукции на рынке",- считает эксперт.
Игорь Михайлов, Антон Иванов
Коммерсант-Ъ
|