О влиянии экономических санкций на внутренний рынок рыбы и морепродуктов рассказала руководитель московского представительства Фонда "Марлин" Анна Горнова.
15 сентября в рамках ежегодного Продовольственного Форума WorldFoodMoscow прошла конференция "Российская рыбопереработка в условиях эмбарго". На сегодняшний день отечественный рынок недополучил около 450 тыс. тонн зарубежной рыбы. По мнению виях санкций представителей рыбацкого сообщества, роста цен на рыбопродукцию не избежать. В зоне риска, прежде всего, охлаждённый лосось, сельдь, скумбрия, крабовые палочки.
Санкции показали реальную картину в рыбном секторе. Отчётливо проявились причины неизбежного роста цен на рыбную продукцию в нашей стране, стране, богатой своими морями и океанами. Что же это за причины? Во-первых, в нынешних экономических и правовых условиях промысловики не заинтересованы загружать перерабатывающие производства. Соответственно переработчики вынуждены закупать сырьё у иностранцев. Выяснилось, что наши переработчики хотят закупать уже подготовленные полуфабрикаты и готовое филе, чего им не предоставляют отечественные рыбаки.
Во-вторых, призыв вести дальневосточную рыбу на внутренний рынок столкнулся с проблемой нехватки подвижного состава, которого у нас с каждым годом становится всё меньше. Новых рефконтейнеров и рефсекций не производиться у нас с начала 90-х годов. Транспортно-рефрижераторный флот у нас тоже не обновляется. Отсюда и неподъёмные для производителей ж/д тарифы, транспортная составляющая, которая делает рыбу "золотой". При таком положении дел в сезон путины на рынке перевозок проявляется монополизм и ценовой сговор. При этом, в поиске дешёвых перевозок их качеством жертвовать никак нельзя. Температурный режим - 18 градусов и другие необходимые условия хранения и транспортировки необходимо соблюдать, в противном случае всё это скажется на качестве товара, который никто не возьмёт.
В холодильниках Приморья, Камчатки уже скопились десятки тысяч тонн рыбы. Месяц за месяцем, учитывая поставленную властями задачу - повернуть дальневосточную рыбу на внутренний рынок, это количество будет увеличиваться, что делает ситуацию критической. Внутренний рынок не сможет принять все эти уловы. Перевозка съест всю прибыль рыбаков. И в итоге мы получим свою рыбу в разы дороже, либо наша рыба в очередной раз уплывёт в другие страны.
Мы - единственная страна в мире, которая взымает со своих рыбаков плату за рыбный ресурс, т.е. за ещё не выловленную рыбу, находящуюся в воде. В ряде зарубежных стран, таких как Норвегия, США, рыбак за квоту не платит, он платит лишь за полученное разрешение на ведение промысла, что обходится ему всего 1-1,5 тыс. долларов за весь промысловый сезон. При этом, иностранцы имеют значительные льготы по затратам на топливо при промысле некоторых видов ВБР. В результате наша продукция выдерживает конкуренцию с теми же американцами только за счёт того, что заработная плата рыбаков на наших судах в разы ниже в сравнении с иностранными экипажами. И даже при таких условиях некоторые ведомства предлагают поднять ставку сбора за ВБР для части российских рыбаков.
То, что всё отечественное современное судостроение, судоремонт и промысловое оборудование в части рыбопромыслового флота зависимы от импорта практически на 90% было понятно ещё до введения санкций.
Такие факторы как множество посредников между производителями и потребителями, дорогой входной билет в сети тоже не в пользу рядового покупателя. Фактически момент упущен. У нас ведь огромное число желающих предоставить свои продукты питания в сети, но они в нужный момент не смоги туда попасть. И цены сразу же пустились в рост. Без кардинальных изменений по этим основным перечисленным составляющим, удерживать цены ни у кого не получится. Покупательская способность падает, цены на услуги растут, рыба становится "золотой".
Тем временем, на продовольственном рынке проявились элементы саморегулирования. Российские торговые сети, поставщики и производители продуктов питания подписали меморандум, в котором взяли на себя обязательства контролировать рост розничных и отпускных цен на питание на период санкций. Среди подписантов документа такие крупнейшие ритейлеры как Магнит, X5RetailGroup, Ашан, Дикси, Metro, представители Руспросоюза, Рыбного Союза, Русбренд и Союзмолоко. Бизнес продекларировал не допустить сокращения поставок продтоваров в магазины, следить за качеством продукции, а также обеспечить доступ на полки магазинов новых желающих при условии соответствующего качества и доступных цен с их стороны.
В тоже время, в запасе у Правительства лежит подготовленный Минсельхозом проект постановления о госрегулировании цен на продукты питания. Норма ФЗ "О торговле", принятая в 2010 г. даёт такое право, в случае если цена на ряд социально-значимых товаров в течение месяца вырастет на 30%. Такое госрегулирование цен уже применялось один раз в 2007-2008-х годах. Несмотря на это, рост цен на попавшие под госрегулирование группы продуктов в несетевом ритейле тогда продолжился.
В ФАС России продолжает идти поток жалоб от потребителей на повышение цен на продукты. Ведомство пока что ограничивается предупредительными мерами. В августе ФАС предостерегла ОАО ГК Русское море от необоснованного повышения отпускных цен на некоторые виды водных биоресурсов, в частности, на охлаждённый лосось. Ранее Правительству пришлось в оперативном порядке внести изменения в уже принятый санкционный перечень в отношении норвежского малька. Рыбный Союз заявил тогда, что российские компании не смогут выращивать лосось без зарубежных мальков.
Ещё приведу один интересный факт. Попавшие под российские санкции страны уже активно ищут пути обхода. Пример тому - норвежская компания MarineHarvest, крупнейший производитель атлантического лосося объявила о сделке на сумму 120 млн. долларов по покупке активов обанкротившегося чилийского предприятия AcuinovaChile. Норвегия попала под ответные российские санкции, Чили - нет. Покупка позволит норвежской компании продолжить поставку в Россию санкционной рыбы уже под чилийским брендом. Такому примеру следуют и другие компании.
ПродМаг
|