Суд снизил штраф для КамчатНИРО за нарушения правил промысла на краболове "Камчатский лосось". Иначе в 80-летней истории этого рыбохозяйственного института была бы поставлена точка.
КамчатНИРО зафрахтовал судно "Камчатский лосось" ООО "Форт", чтобы освоить свои промышленные квоты на краба в 2014-м. С этой фирмой институт уже сотрудничал в предыдущем году. Тогда "Камчатский лосось" помогал ему и в освоении квот, и в выполнении научной программы. В тот раз КамчатНИРО остался доволен качеством предоставленных ему услуг. А в этом году вышла накладка, которая чуть было не поставила его на грань разорения.
Напомню, что 20 апреля "Камчатский лосось" был остановлен для проверки в Охотском море. В ходе его осмотра сотрудники погранслужбы не установили каких-либо признаков браконьерского лова. Но были обнаружены другие нарушения правил рыболовства.
Так, накануне капитан опоздал вовремя внести в промысловый журнал информацию о вылове краба. Хотя отчетные данные, которые полагалось указать, он исправно передал в судовых суточных донесениях. Подобные факты не свидетельствуют о превышении квот или сокрытии от учета продукции. Тем не менее они служат основанием для возбуждения административного дела и влекут жесткие санкции.
По делам данной категории к ответственности вместе с капитаном привлекается и юридическое лицо. В нашем случае виновным по ч. 2 ст. 8.17. КоАП ("нарушение правил промысла") был признан КамчатНИРО. Хотя он не был владельцем судна, не управлял действиями капитана и не мог за него отвечать, поскольку тот являлся работником не КамчатНИРО, а ООО "Форт".
4 августа городской суд Петропавловска-Камчатского назначил институту штраф в размере 18,5 млн рублей, что составляет приличную часть его бюджета. На прошлой неделе краевой суд рассмотрел жалобу КамчатНИРО на это решение. Институт представляли его директор Олег Лапшин, а также адвокаты Елена Пономарева и Игорь Копытов. Они говорили о спорности вины КамчатНИРО, несправедливости наказания.
Краевой суд согласился с их доводами лишь частично. Он признал, что краб добыт законно в рамках выделенной квоты, в разрешенном районе, в разрешенное время, допустимыми способами и орудиями лова. Однако судья не снял вины с КамчатНИРО за нарушения правил промысла, не признал их малозначительными. Но существенно снизил сумму штрафа - до 1,7 млн рублей. Благодаря чему институт, по крайней мере, избежал банкротства.
Эта история лишний раз дает повод задуматься о том, насколько правильно выделять науке промышленные квоты. Данная практика началась в 1990-х, когда у государства не хватало средств поддерживать отраслевые институты. Вместо денег оно давало им научные квоты, которые были сопоставимы с промышленными. А теперь они получают от государства чисто промышленные квоты, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Но институты, в отличие от рыбацких компаний, не могут профессионально обеспечивать контроль за деятельностью судов, их безопасность и т. д. У них иное назначение. Поэтому ничего, кроме бед, эти квоты им не приносят.
Взять тот же КамчатНИРО. В феврале 2011 года при освоении его промышленных квот погиб экипаж судна "Аметист". КамчатНИРО выплатил миллионы рублей на поисковые работы и на компенсации семьям рыбаков, что поставило его в трудное финансовое положение. А дело "Камчатского лосося", если бы суд не изменил сумму штрафа, добило бы институт окончательно.
Теперь же перед ним стоит новая проблема - как распорядиться остатком промышленной квоты, которая осталась неосвоенной по причине задержания "Камчатского лосося". Речь идет примерно о 120 тоннах краба. Чтобы найти новую фирму вместо "Форта", нужно провести конкурс. Эта процедура займет месяц, как минимум. Еще месяц уйдет на подготовку судна. В лучшем случае оно будет готово к рейсу в ноябре. А ноябрь - это уже шторма, льды. Маловероятно, что до конца года квоту освоят.
Другой вопрос: как выбрать подходящего судовладельца. КамчатНИРО - это государственное предприятие. По закону он обязан выбрать того, кто предложит наименьшую цену за аренду судна. Бывает так, что фирма явно занижает стоимость своих услуг и побеждает. Все понимают, как она планирует компенсировать низкую стоимость аренды. Но за эту "компенсацию" будет отвечать институт. Не говоря уже о гораздо более мелких нарушениях, как в случае с "Камчатским лососем".
Может, пора уже избавить науку от тяжкого креста промышленных квот?
Кирилл Маренин
Для справки
ООО "Форт" было создано в 2008 году. Его учредили Вараздат Хачатрян и Андрей Веселов. Впоследствии фирма приобрела судно "Камчатский лосось", которое ранее принадлежало холдингу "Восточные рыбные ресурсы".
В 2012 году пограничное управление по Камчатскому краю заподозрило ряд судов, включая "Камчатский лосось", в "двойном промысле": незаконной добыче краба под прикрытием лова трески.
Однако доказать это не удалось. В итоге, капитан "Камчатского лосося" и "Форт" были привлечены к административной ответственности всего лишь за использование "нестандартных орудий лова" (крабовых ловушек) при промысле трески.
В июне этого года гендиректор ООО "Форт" был задержан. По версии следствия, он пытался дать взятку должностному лицу пограничного управления за секретную информацию о местоположении пограничных сторожевых кораблей и патрульных судов. Как рассказал следователь следственного отдела по г. Петропавловску-Камчатскому Марат Кашапов, директору фирмы и его подельнику (предполагаемому посреднику при передаче взятки) предъявлены обвинения. Мера пресечения (директору - заключение под стражу, его подельнику - домашний арест) остается без изменений. На данный момент оба обвиняемых заявили алиби, которое предстоит проверить.
Газета "Камчатский край"
|