Правительство утвердило перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к ввозу в Россию. В списке запрещенных оказалась и рыба.
В то время как дальневосточные рыбаки оптимистично радуются "открытию" внутреннего рынка, ведь об ограничении экспорта они просили давно, Россельхознадзор ищет стран-поставщиков, чья продукция, несмотря на то что раньше подвергалась жесткому остарксизму, сможет покрыть образовавшийся дефицит.
Аналитики уверены, дальневосточники вполне способны покрыть потребности российского рынка в рыбе. Однако шанс попробовать и оценить дикий лосось, сельдь, минтай у жителей центральных регионов России появится лишь в том случае, если путь рыбе расчистят, убрав излишние проверки и барьеры, которые выстраивает ей свой же Россельхознадзор.
6 августа Президент России Владимир Путин подписал указ "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ". В течение года со дня вступления указа в силу запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию России отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Речь идет о товарах, "страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению".
Согласно постановлению Правительства, опубликованному 7 августа, запрет импорта распространяется на рыбу и морепродукты (в том числе в свежем и охлажденном виде), а также продукты их переработки, из стран Европейского Союза, США, Канады, Австралии и Норвегии.
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Федеральной таможенной службе оперативно заблокировать поставки соответствующих товаров, а Минпромторгу и Минсельхозу – начать ежедневный мониторинг товарных рынков и уровня цен.
В Минсельхозе дефицита продуктов питания не ожидают. По словам главы Минсельхоза Николая Федорова, обеспечение населения рыбой и водными биоресурсами, рыбной продукцией находится на уровне "почти пороговых значений" Доктрины продовольственной безопасности. В качестве примера Николай Федоров привел статистику потребления, вылова и импорта. "Рыба: потребляем 3,44 млн. тонн и даже больше, поставляют 457 тыс. тонн эти пять стран. Кстати, здесь могу сделать комментарий: мы экспортируем рыбы и рыбной продукции 1,8 млн. тонн, а импортируем где-то 700 тыс. тонн всего, то есть мы сейчас в таких условиях очень быстро можем, предприняв организационные усилия, решить проблему абсолютно незаметно для потребителя", – заявил министр.
По мнению Николая Федорова, несмотря на то что доля норвежской рыбы и рыбной продукции в общем объеме импорта достаточно высока, найти ей замену реально. "Мы экспортируем без малого 2 млн. тонн водных биоресурсов, в том числе достаточно красной рыбы и красной икры. Импортируем – 600–700 тыс. тонн. Поэтому нам, конечно, придется предпринять дополнительные усилия. Мы с торговыми сетями об этом не просто говорили, а сейчас готовимся даже подписать соглашение о переориентации некоторых логистических потоков, для того чтобы в возможных временно дефицитных регионах, если они привыкли получать из Норвегии, замещение шло за счет или российской рыбы, российских водных биоресурсов, или из других стран, которые могут конкурентно идти на смену норвежцам", – озвучил планы министр.
Уверенность в том, что дальневосточные рыбаки вполне способны накормить россиян рыбой и морепродуктами выразил и глава Росрыболовства Илья Шестаков. "Покрыть потребности российского рынка, в том числе и его западной части, из-за введения санкций на ввоз в страну рыбы и морепродуктов, дальневосточники в состоянии. Сегодняшние показатели вылова, экспорта и импорта очевидно демонстрируют такую возможность", - заявил он.
Отметим, по оценкам экспертов, из общего объема рыбного импорта под санкции – из-за страны происхождения – попадает примерно 600-650 тыс. тонн продукции. Прежде всего, это норвежская семга и форель в охлажденном виде – примерно 200 тыс. тонн и около 100 тыс. тонн мороженых лососевых.
"Возможно, дальневосточная рыба будет чуть дороже, чем импортная, однако это будет высококачественная продукция. Ведь нам до сих пор неясно, что за продукт поступает из-за рубежа: на каких кормах растят эту рыбу, какие паразиты в ней, какой ветконтроль она там проходит и т.д.", – считает глава Росрыболовства.
Основные "рыбные" субъекты Дальнего Востока также поддержали решение правительства.
"Запрет на импорт ряда продуктов питания позволит существенно заместить иностранный искусственно выращенный лосось качественной дальневосточной рыбой, - отметил губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. – Сегодня основной поток камчатской рыбы идет в центральные регионы России. Наша задача – расширить сбыт продукции в западную часть страны. С вводом ограничений по импорту наши рыбаки уже стали получать значительно больше заявок от регионов. У нас есть хороший опыт поставок камчатской рыбы в Санкт-Петербург по Северному морскому пути. Пока что, из-за относительно небольших объемов, стоимость доставки довольно высока. Однако сейчас, с ростом поставок, мы вновь намерены вернуться к этому вопросу. Камчатка – рыбная столица России и наша главная задача – обеспечить качественной камчатской рыбой российские регионы". Отметим, ежегодно предприятиями Камчатского края выпускается более 800 тыс. тонн товарной пищевой рыбной продукции.
"Теперь ретейлеры будут вынуждены обратить внимание на продукцию от российских рыбаков, в том числе на наш лосось, – уверен президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Дмитрий Матвеев. - Потребителю такая "смена вкусов" пойдет только на пользу, ведь речь идет о дикой, экологически чистой рыбе из дальневосточных морей. Толчок получат и переработчики отечественного сырья", – считает он. Отметим, в 2013 году по данным территориального органа статистики сахалинскими предприятиями было выпущено 462,5 тыс. тонн рыбной продукции (102,9% к уровню 2012 года).
В целом рыбопромышленники Дальнего Востока также оценивают решение Правительства как положительное. По их мнению, это хороший стимул к тому, чтобы усилить позиции отечественной продукции на внутреннем рынке. Баланс экспорта и импорта в принципе вполне позволяет заместить выпадающую продукцию.
"Мы давно говорили об ограничении импорта как об одной из мер поддержки отечественных рыбаков. Поэтому, считаем, что ничего критического не произошло, - говорит генеральный директор ОАО "Дальрыба" Вячеслав Москальцов. - Из Норвегии шли в основном деликатесные продукты, которые не принято употреблять в пищу каждый день. Что касается замороженного лосося, то дальневосточники вполне способны перекрыть этот объем. Наконец, будут брать нашу селедку, которая по своим характеристикам не уступает импортной, просто переработчики не хотели "заморачиваться" ее логистикой. Перерабатывающим заводам, которые работали на зарубежном сырье, ритейлерам придется потратить некоторое время на поиск новых контактов и решений. Именно с этим и связана некоторая истерия. Объективно же она не оправдана", - заключил собеседник.
Более того, рыбаки говорят о том, что санкции носят "половинчатый" характер и не страшны уже в силу этого. С одной стороны, уже известен список стран-импортеров, способных заместить выпадающую номенклатуру товаров (Латинская Америка, Китай, Чили и др.), с другой стороны, под запрет попали мороженые рыба и морепродукты, рыбные филе и фарш, но не продукция глубокой переработки, рыбные консервы и рыбные деликатесы. Они по-прежнему разрешены к ввозу.
По словам генерального директора компании "Южморрыбфлот" Александра Ефремова, в нынешней "усеченной" форме принятые санкции приведут к ограничению поставок рыбного сырья иностранного происхождения для российских рыбоперерабатывающих производств, а это неизбежно вызовет их вытеснение на российском рынке продукции глубокой переработки иностранными производителями.
"Будет достигнут обратный декларируемому экономический эффект, – считает он. – Местная рыбоперерабатывающая промышленность развита недостаточно, кроме того, сейчас не лучшая обстановка на промысле лосося – основного сырья для глубокой переработки. Так что можно с уверенностью предположить, что подобные меры могут привести к резкому снижению предпринимательской активности в секторе глубокой переработки рыбы. А это в свою очередь приведет к росту цен и сокращению ассортимента российской рыбной продукции на потребительском рынке центральных регионов России".
Впрочем, аналитики уверены, что рыбодобывающим предприятиям станет полегче, спрос на их продукцию возрастет. Но это не произойдет автоматически.
"Рыбаки представляют собой только первичное звено – добычу, а нужно выстраивать всю цепочку поставок рыбопродукции, вырабатывать систему импортозамещения на уровне Минсельхоза, а может быть даже на площадке правительственной комиссии. Требуется отработать схемы взаимодействия непосредственно между добытчиками, предприятиями, которые осуществляют транспортировку продукции, оптовиками, розничной торговлей, определить схемы оплаты", - уверен президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин.
"У нас большой профицит по рыбе, вопрос - в логистике. Зачастую ритейлерам и переработчикам было легче и дешевле завезти товар в западную часть страны из Норвегии и Исландии, чем тянуть с Дальнего Востока, несмотря на то что по потребительским свойствам наша продукция объективно лучше, - соглашается генеральный директор компании "Engineering & Development Company" Антон Сухоруких. Сегодня, используя механизмы, в том числе и нетарифного регулирования (например, фитосанитарные и иные меры), к "незапрещенной" иностранной продукции и при этом отработав логистику, можно довезти наш лосось, минтай, сельдь, причем не только заморозку, но и переработанную продукцию, в центральные регионы. И от этого выиграют все. Мы сможем в относительно короткие сроки сделать внутренний рынок вполне конкурентным, и в дальнейшем использовать это преимущество", - считает эксперт.
"К сожалению, в числе первых действий руководства Россельхознадзора после введения санкций оказались не импортозамещающие шаги, а поиск новых стран-поставщиков, - замечает председатель совета директоров медиахолдинга "Fishnews" Эдуард Климов. –Лососи, выращенные на фермах Латинской Америки (ранее подвергавшиеся остракизму со стороны Россельхознадзора по причине своей сомнительной безопасности), вдруг стали центром внимания". Между тем, уверен эксперт, сейчас самое время обратить внимание на отечественных рыбаков и их продукцию. По его словам, основным препятствием по продвижению своей продукции к массовому потребителю на внутреннем рынке рыбаки называют административные барьеры, в первую очередь в лице все того же Россельхознадзора. "В то время как импорт оформляется за 2 часа при наличии необходимых бумаг, то российская рыбопродукция при наличии документов еще и подвергается тотальным лабораторным испытаниям за отдельную плату. Счет 2 часа против 2 недель явно не в пользу российской рыбы. В условиях санкций необходимо отменить ветеринарно-сопроводительные документы на уловы, добытые в российских морских водах. Тогда у любителей искусственно-выращенной семги появится реальный шанс оценить дикую дальневосточную рыбу", - заключил он.
По данным Росстата, с прохождением таможенной процедуры экспорта за рубеж отправилось 751,1 тыс. тонн продукции из водных биоресурсов (-11,8% к уровню прошлого года. Из районов промысла в иностранные государства вывезено еще 204,1 тыс. тонн (-4,5%). Таким образом, в структуре рыбных поставок за первые шесть месяцев продукция непосредственно "с моря" составила 21,4% против 20,1% за аналогичный период 2013 года.
Экспорт на 86,8% состоял из мороженой рыбы, на 6,6% – из рыбного филе и прочего мяса рыб, на 3,1% – из ракообразных и моллюсков, на 1,1% – из готовой или консервированной продукции.
Снижение экспорта рыбной продукции происходит за счет мороженой рыбы. Ее поставки уменьшились на 14% - с 963,9 тыс. тонн до 829,3 тыс. тонн.
При этом наблюдается увеличение экспорта по таким основным товарным категориям, как рыбное филе и другое мясо рыб (на 3,8% – до 62,8 тыс. тонн), ракообразные и моллюски (на 45,1% – до 29,9 тыс. тонн), готовая или консервированная рыбная продукция (на 0,9% – до 10,9 тыс. тонн).
Непосредственно из районов промысла мороженой рыбы поставлено 167,1 тыс. тонн против 196,2 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года. Доля рыбного филе - 22,8 тыс. тонн (в 2013 г. - 17,1 тыс. тонн).
Объем импорта рыбной продукции в Российскую Федерацию за январь-июнь составил 440,4 тыс. тонн, что на 1% больше прошлогоднего показателя. В структуре импорта 51,3% занимает мороженая рыба, 12,8% – рыба свежая или охлажденная, 11,8% – рыбное филе и прочее мясо рыб, 12,7% – готовая или консервированная рыбная продукция, 9,7% – ракообразные и моллюски.
В первом полугодии увеличился ввоз в Россию рыбного филе и прочего мяса рыб (на 15,8% – до 52 тыс. тонн), готовой и консервированной рыбной продукции (на 13,6% – до 55,9 тыс. тонн) и моллюсков (на 13,7% – до 15,8 тыс. тонн). Импортные поставки мороженой рыбы снизились на 0,5% (до 225,8 тыс. тонн), свежей или охлажденной рыбы – на 13,6% (до 56,6 тыс. тонн), ракообразных – на 12,3%, до 27 тыс. тонн.
По данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи, на 29 июля отечественные рыбохозяйственные компании освоили 2399,4 тыс. тонн водных биоресурсов. Это на 0,8% выше уровня прошлого года.
Между тем, за первые шесть месяцев из Норвегии в Россию было ввезено рыбы и морепродуктов на общую сумму 464 млн. долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт снизился на 8,4%. В количественном выражении он составил 113 тыс. тонн (-13,7%). Июньские поставки выросли на 3,8%, но этом их стоимость уменьшилась на 3,4% - до 69,8 млн. долларов.
За первую половину 2014 г. Норвегия экспортировала в нашу страну семги на 303 млн долларов. Это на 6,1% меньше, чем на отчетную дату прошлого года. В то же время средняя цена свежей цельной семги выросла на 6,9% - с 6,77 до 7,24 доллара. В количественном выражении поставки всех видов продукции из этой рыбы снизились на 12% по сравнению с показателем за январь – июнь 2013 г. - до отметки 43 тыс. тонн. По итогам первого полугодия 2014 г. РФ занимает третье место среди рынков экспорта норвежской семги, уступая лишь Польше и Франции.
Как сообщили в НКР, июньский экспорт семги по сравнению с показателем за этот же месяц прошлого года возрос на 3,3%. Объемы поставок увеличились на 17,5% - до 8 тыс. тонн. Цена рыбы при этом снизилась на 12,1%, (с 6,95 до 6,11 доллара за 1 кг).
Ксения Писарева
ИА "Восток России"
|