Большие катера на реках могут запретить
Какая норма промилле будет действовать для владельцев лодок? Как действует новая норма прохождения техосмотра катерами и яхтами? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал исполняющий обязанности начальника управления безопасности людей на водных объектах Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Николай Крючек.
Вашу инспекцию часто сравнивают с ГАИ. Вы тоже ловите лихачей, только на воде. Какая категория нарушителей доставляет больше всего проблем?
Николай Крючек: Пьяные и безголовые. Причем иногда в прямом смысле слова. В прошлом году один погибший мог вполне войти в Книгу Гиннесса как номинант на самую глупую смерть. Гоняя на гидроцикле в Самарской области, он умудрился пострадать даже от стоявшего на якоре судна. Лихачил, лихачил, и в конце, промчавшись слишком быстро и слишком близко от его борта, он не заметил причальный канат, которым ему мгновенно срезало голову.
А как с браконьерами?
Николай Крючек: С такой категорией нарушителей разбираются инспектора рыбоохраны. Мы же не имеем права останавливать судно, проводить осмотр в поисках сетей или нелегального улова. Это не наша функция.
Но пьяных выявлять за штурвалом вы же обязаны? И как проверяют инспекторы ГИМС степень опьянения?
Николай Крючек: Все то же самое, что и на дороге. Те же нормы в 0,16 промилле. То есть водитель должен быть за штурвалом лодки, катера или яхты трезвым. А для того чтобы удостовериться в этом, у наших инспекторов при себе во время проверки должен быть сертифицированный алкотестер с функцией распечатки анализов выдыхаемых паров.
Что грозит пьяному нарушителю?
Николай Крючек: Все то же самое, что и водителю на дороге. С одной только разницей, что после отстранения пьяного капитана от управления судном приходится не бросать его лодку на воде, а транспортировать инспекторам на причал местной базы штрафстоянки.
Ваши действия, если явно пьяный капитан отказывается пройти освидетельствование?
Николай Крючек: Как правило, особенно по выходным и в праздничные дни с нами в патрулирование совместно выезжают сотрудники МВД, и это уже их работа, как поступать с такими нарушителями. Мы можем только проверить, зарегистрировано ли судно в установленном порядке, пройден ли им техосмотр. При этом для проверки нашим инспекторам не обязательно останавливать судно. Достаточно считать его бортовой номер, который имеет любое судно, и "пробить" по базе данных автоматизированной информационной системы.
Но иногда бывает, что и трезвые капитаны становятся источником опасности на воде. Я имею в виду многочисленные жалобы купальщиков и рыбаков на богатых владельцев огромных океанских катеров. Эти суда с мощными моторами до пятисот лошадей в условиях мелкой акватории создают большую волну. Почему МЧС до сих пор не выступило против эксплуатации океанских катеров на малых реках?
Николай Крючек: Мы выступаем против. Но мы не можем вынести это предложение на рассмотрение. Мы можем поддержать инициативу местных властей или министерства транспорта, дать экспертную оценку, если подобный законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму. Я полностью согласен с тем, что мощные круизные катера приносят массу неприятностей купающимся, рыбакам, а также владельцам небольших лодок. Большая волна, идущая от океанских катеров, мелкие лодки может подбросить так, что капитана и пассажиров с легкостью вышвырнет за борт. Особенно это актуально в крупных городах, таких, как Москва, где немало богатых людей не ограничены в деньгах. Океанов у нас нет, а желание походить на Абрамовича есть. Но если на океанских просторах мощные быстроходные катера не гонят заметную волну, то где-нибудь на Истре, Пирогово или верхней Волге они реально опасны, когда идут даже не на полном ходу. Это очень большая проблема.
Ведь ваша деятельность затрагивает сотни тысяч людей.
Николай Крючек: Когда мы создавались, то на учете в стране состояли 800 тысяч судов. За тридцать лет существования инспекции многое поменялось, и на воде у нас сейчас судов более 1,5 миллиона. Но самое главное, что за последние годы порядка на воде стало больше. Это видно по статистике происшествий. Если в 2005 году водных происшествий было более 200, в которых погибло почти пятьсот человек, то в прошлом году погибли 25 человек при 26 происшествиях.
Такой поток транспортных средств необходимо контролировать. К слову, у нас есть отличия в деятельности с сотрудниками ГИБДД. Например, если на требования инспекторов ГИМС остановиться водитель судна не реагирует, а пытается скрыться, то мы такое судно не преследуем. Мы записываем бортовые номера и фиксируем нарушение. Мы не играем в догонялки, если, конечно, речь не идет о нарушителе, который совершил наезд на купающихся или другое тяжкое преступление.
Не считаете, что это опасное заявление? Прочитав его, пьяные за штурвалом решат для себя, что лучше не останавливаться при проверке, а дать по газам?
Николай Крючек: Нет. Тут надо понять, что движение на воде отличается от автомобильного. Здесь не такая большая интенсивность, и нельзя, как говорится, "свернуть на проселочную". Все маломерные суда приписаны к базам, номера выбиты на бортах. Скрыться на воде в любом случае не получится.
Насколько часты попытки неподчинения требованиям инспекторов?
Николай Крючек: Это единичные случаи. Даже так называемые крутые владельцы элитных яхт по преимуществу ведут себя даже более примерно во время проверок, нежели простые рыбаки на надувных лодках. Не хамят, "не гнут пальцы", интеллигентно общаются без обещаний уволить по звонку высокому начальству. При этом у них, как правило, и документы, и экипировка всегда в полном порядке.
Вот уже пару лет действует новая норма о пятилетнем прохождении техосмотра для маломерных судов. Однако не все инспекторы ГИМС поначалу выполняли это указание главы МЧС и штрафовали владельцев лодок за непройденный техосмотр.
Николай Крючек: Да, к сожалению, такие накладки были. Это было связано с тем, что приказ министра не был подкреплен соответствующими поправками в нормативные правовые документы. Сейчас недочет этот устранен и в административный регламент по освидетельствованию маломерных судов внесены все необходимые поправки. Он зарегистрирован в минюсте. Так что, думаю, отныне жалоб от судовладельцев больше не будет.
То есть маломерные суда с мощностью моторов от 10 лошадиных сил обязаны проходить бесплатный техосмотр один раз в пять лет. А лодки с мотором до 10 сил или вообще без мотора не должны проходить освидетельствование и их не обязательно даже регистрировать в наших органах ГИМС.
Что делается для того, чтобы наши пляжники чувствовали себя на речных или морских пляжах в безопасности?
Николай Крючек: МЧС следит за безопасностью пляжей. Сейчас в России более 3,5 тысячи пляжей и почти все они, точнее, более 98 процентов из них, допущены для отдыха и купания. Основное количество пляжей у нас, конечно, на юге - 801 пляж. Но есть сертифицированные пляжи даже на Дальнем Востоке, хоть и меньше - 116. В Сибири - 358. В Поволжье - 573. В Крыму работают около 300 пляжей. В районах разрешенных мест купания работают сотрудники МЧС, спасатели дежурят совместно с сотрудниками полиции и волонтерами, где это необходимо. Поступает на вооружение новая техника.
О какой технике речь, отечественной или зарубежной?
Николай Крючек: Мы используем отечественную технику. Нам поставляют современные суда "Лидер", скоростной "Мангуст". Они помогают нам в рейдах, которых мы за год по стране проводим около 80 тысяч.
Тимофей Борисов
"Российская газета"
|