Во вторник, 20 мая, сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю провели очередной рейд по контролю прибрежного промысла. С начала года пограничники выходили на борьбу с браконьерами уже более двух тысяч раз.
На одном из таких мероприятий побывали корреспонденты VL.ru.
Два небольших катера береговой охраны нещадно трясёт - на море небольшое волнение и приличная скорость. На мониторе с левого борта - электронная карта.
"Проходим Босфор Восточный. Движущийся кружок - это мы", - объясняет рулевой Олег.
В тумане видны очертания Русского моста. Катера сбрасывают ход. Впереди - большой вельбот с суровыми мужиками в рыбацких робах. Они ловко орудуют сетями полными рыбой.
- Браконьеры?
- Нет, - улыбаются инспекторы, - одна из бригад прибрежного лова с Русского. Мы тоже за ними приглядываем, чтоб не переусердствовали.
Сильный туман мешает поиску. Подходим к "банкам" - мелководным местам, где браконьеры ставят ловушки на крабов. Головной катер приступает к тралению - забрасывает кошку на канате и малым ходом идет по "банке". За несколько проходов не нашли ничего. Это не хорошо, но и не плохо. Может, спугнули браконьеров, может, они еще не поставили ловушки. В любом случае крабы проживут дольше.
Заходим в Амурский залив, в тумане прорисовывается силуэт катера, стоящего на якоре. Трое мужиков ловят рыбу удочками и выпивают, уютно устроившись за небольшим банкетным столиком на корме. "Обычные рыбаки, браконьеры на якоре не стоят", - говорит один из инспекторов. Зачастую им сложно привлечь к ответственности явных нарушителей, что мы и увидели, войдя в Амурский залив.
Небольшая шхуна прямо по курсу стала разворачиваться к судну пограничников бортом. "Успеют сбросить трепанг, ничего не докажем", - сожалеют инспекторы. Появляется растерянный капитан шхуны. "Рядом водолазы!" - кричит он. Один из сотрудников береговой охраны поднимается на борт шхуны и, естественно, ничего не находит. Мешки с трепангом уже сброшены в воду.
Через некоторое время слышим свист - так подают сигналы появившиеся два водолаза в сухих гидрокостюмах и с пустыми сумками-питомзами в руках. Оба поднимаются на борт.
"Завидев пограничников, экипаж шхуны сбрасывает трепанг в воду и дает сигнал водолазам: например, включают-выключают двигатель. Водолазы, в свою очередь, освобождают свои питомзы и всплывают. А что, мол, я дайвингом занимаюсь, какой трепанг?" - прокомментировали происходящее инспекторы.
Получается, задержать с поличным браконьера можно только тогда, когда он не успел сбросить с борта незаконно добытые биоресурсы или решил честно сдаться властям. Последнее, впрочем, никогда не случается. Тем не менее, за пять месяцев 2014 года береговая охрана одних только сетей задержала 15 километров, изъяла свыше 20 маломерных судов, с которых велся браконьерский лов и более 1000 орудий незаконного промысла.
"Два года назад, когда появившиеся акулы начали кусать людей, море было абсолютно чистым от браконьерских шхун, мы радовались, - вспоминают инспекторы. - Но потом злодеи научились: акула сверху на тебя не нападет, нужно лечь на дно и ждать, когда она уйдет".
Новости Владивостока
|