Бухта Бабья на Камчатке может стать одной из территорий опережающего развития. Ее перспективы связаны с возрождением судоремонтной отрасли.
В советское время Камчатка служила базой транспортного и рыболовецкого флота не только местных предприятий. Сюда приходили на обслуживание суда с Сахалина, Приморья и Магадана. Но в 1990-х объем судоремонтных работ снизился почти вдвое.
Экономика заставляла рыболовецкие компании ремонтировать флот за границей. Такие страны как Южная Корея и Китай показывали всему миру, как надо развивать порты: суда не встречали там административных барьеров, большие средства вкладывались в развитие судоремонтных компаний. В результате некогда провинциальные прибрежные города, как Пусан и Далянь, превращались в мегаполисы благодаря нашим рыбакам.
А в это время камчатский судоремонт шел ко дну, куда его тянули дефицит заказов, высокие энерготарифы и налоги.
Сегодня эта отрасль снова подает надежды. Проекты по добыче углеводородов на Западно-Камчатском шельфе, планируемый рост группировки Тихоокеанского флота на северо-востоке, перспективы развития Севморпути и создание в Петропавловске порта-хаба обещают увеличить объем судоремонтных работ.
Поэтому именно в сфере судоремонта Камчатский край ищет возможности создания территорий опережающего развития (ТОР).
Региональное правительство видит одну из таких инвестиционных площадок в бухте Бабья. Сейчас здесь работает одно из немногих предприятий судоремонта, сумевших остаться на плаву, - "Судоремсервис". Оно может производить полный цикл ремонта, обеспечить плановое и текущее техобслуживание военных и гражданских судов. Специалистов "Судоремсервиса" нередко привлекают к ремонтным работам в Южной Корее и Китае.
- Вместе с Минвостокразвития мы пытаемся реализовать проект ТОРа на данной площадке, - говорит губернатор края Владимир Илюхин. - Главная задача - сохранить производство, кадры.
Если предприятию помогут обновить производство и технологии, привести в порядок пирсовое хозяйство, то можно рассчитывать на возвращение рыболовецкого флота. Ведь камчатский берег ближе к районам промысла, чем китайские или приморские порты. Местным судовладельцам было бы удобнее вернуть базу флота сюда.
- Мы попытаемся решить проблему с нашими рыбаками, - продолжает В. Илюхин. - Необходимо, чтобы они свой флот, пускай даже не весь, ремонтировали здесь.
К слову, к Петропавловску приписано более 500 судов, каждое из которых обязано регулярно проходить освидетельствование, докование, подтверждать класс и так далее. Если хотя бы половина флота станет выполнять эти работы здесь, то судоремонтные предприятия уже смогут рассчитывать на рентабельность.
Кроме того, в районе бухты Бабья находится жестяно-баночная фабрика, которая за счет собственных средств провела модернизацию оборудования и сегодня выпускает 20 млн банок в год, с перспективой увеличить эту цифру в 3-4 раза. Она могла бы стать частью комплекса по обслуживанию рыболовецкого флота.
Как сообщил губернатор, на Камчатке построят базу Росрезерва, а часть госзаказа Министерства обороны по снабжению частей, расположенных на территории полуострова, будет размещаться на камчатском рынке. Это тоже обещает хорошие перспективы рыбному хозяйству и сопутствующим отраслям, включая судоремонт.
Он подчеркнул, что поддержка старейших камчатских предприятий будет происходить вне зависимости от того, какая из предлагаемых площадок ТОР получит "путевку в жизнь" в первую очередь.
- Все, что в наших силах, будем делать, - говорит В. Илюхин. - Это и перенацеливание наших транспортных и рыболовецких компаний на ремонт своих судов здесь - на "Судоремсервисе", и поддержка в рамках краевого бюджета.
Сергей Николаев
Газета "Камчатский край"
|