Создание рыбного кластера в Шкотовском районе Приморского края, предполагающего строительство на одной площадке холодильных мощностей, портовой, транспортно-логистической и торговой инфраструктуры, оказалось под вопросом. Во-первых, у проекта появился конкурент в виде одобренного правительством аналогичного проекта на Шикотане. Во-вторых, выяснилось, что близким соседством с кластером недовольны в ООО "Морской порт "Суходол", которое намерено построить в том же районе крупный угольный терминал.
Приморье - безусловный лидер среди регионов ДФО по опыту развития кластеров: на разных стадиях становления здесь существует несколько кластерных проектов. Наиболее интересный из них - рыбоперерабатывающий. Он весьма амбициозный, поскольку предполагает полный цикл переработки рыбопродукции для ее дальнейшей продажи на внутреннем и внешнем рынках. Он также весьма перспективный - все-таки на Дальнем Востоке вылавливается порядка 70% всей российской рыбы и морепродуктов. И, наконец, он самый неоднозначный.
Стоимость рыбного кластера в Приморье оценивается в 39 млрд руб., из которых на долю бизнеса планируется 25 млрд руб. Строительство планируется в три очереди, в перспективе комплекс сможет обслуживать практически весь оборот рыбопродукции Дальнего Востока: переработка составит от 80 до 200 тыс. т, перевалка, логистика, хранение - от 320 до 800 тыс. т, торговля без перевалки на комплексе добавит еще 1 млн т. На обслуживание такого рыбного кластера потребуется 2 тыс. человек. По экспертным оценкам администрации края, при обсуждаемых сегодня льготах и преференциях, которые могут быть введены на данной территории, частные инвестиции окупятся через 12 лет.
Основная интрига, связанная с проектом, - площадка, способная, с одной стороны, уместить холодильные мощности и другую "тяжелую" инфраструктуру, с другой - обеспечить рыбакам легкий вход и выход для переброски рыбопродукции. Предварительно под размещение объектов кластера рассматривались три площадки на юге Приморья: две в районе Славянки (Хасанский район) и одна в Шкотовском районе. Но главный проектировщик кластера - московский филиал Исследовательского института Номура (Nomura Research Institute, Ltd) считает наиболее приемлемым вариантом бухту Суходол: там есть свободные 200 га земли и близость к транспортной инфраструктуре.
Проблема в том, что в бухте Суходол также планируется строительство крупного угольного терминала, одобренного самим Владимиром Путиным. Инициатором проекта выступает холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (СДС). "Посадить" объект в этом месте СДС пытался еще в 2007 г. Первоначально был выбран участок близ м. Красный рядом с ЗАТО Большой Камень. Но, когда забастовали жители города, власти Большого Камня приняли такой генплан, который исключил возможность строительства угольного порта в городской черте. После этого холдинг пытался построить собственные угольные терминалы в порту Усть-Луга в Ленинградской области, на Баренцевом море в районе Мурманска и на берегу Малого Аджалыкского лимана в черноморском порту Южный на Украине. Однако по разным причинам ни один из этих проектов не был реализован.
И несколько месяцев назад СДС вновь обратил свои взоры на Приморье: начал, в частности, присматриваться к м. Виноградный в бухте Суходол. Сообщалось, что ради освоения этого участка компания отказалась от строительства угольного порта в Мурманской области и продала 50% в проекте другому крупному игроку - "Кузбассразрезуглю". И хотя сегодня, по некоторой информации, СДС рассматривает еще участок вблизи б. Теляковского, в это мало верится. Во-первых, СДС уже пытался там спроектировать угольный терминал. Однако вариант не подошел по причине сильных ветров и волн в том районе. Кроме того, б. Теляковского славится своими подвижными песками, что грозит засыпкой любого вырытого для судов канала. Во-вторых, СДС создал в с. Романовка ООО "Морской порт "Суходол", которое уже выкупило возле м. Виноградный земельный участок площадью 110 га. При этом в феврале этого года СДС и Volga Group Геннадия Тимченко (близкого друга Владимира Путина) после долгих переговоров все-таки решили создать СП, в результате Volga Group выкупила 50% проекта по строительству угольного терминала в б. Суходол. У Volga Group уже есть аналогичный проект терминала в Ванино, но он предназначен для перевалки угля принадлежащего ей "Колмара". Суходол же будет ориентирован на других игроков. А потому все попытки создать рядом рыбоперерабатывающий кластер будут расцениваться ООО "Морской порт "Суходол" как барьер на пути перспективного бизнеса.
На прошлой неделе руководство ООО "Морской порт "Суходол" направило в адрес Исследовательского института Номура письмо. В нем они предъявили претензии институту, так как "разработчики кластера фактически закрыли глаза на планы строительства угольного терминала в той же бухте Суходол и на тех же земельных участках, которые в свою очередь обременены правами третьих лиц, а именно ОАО Холдинговая компания "СДС-Уголь" и ООО "Морской порт "Суходол". А это значит, что Номура не учел ранее принятые решения по территориальному планированию, федеральной инвестиционной программе и планы инвесторов угольного терминала. Не станет ли это началом конца рыбоперерабатывающего кластера - вопрос открытый.
Пока же территориальная принадлежность кластера не определена, одеяло на себя тянут другие регионы. В частности, Сахалинская область. Из 16 проектов, включенных Минвостокразвития и одобренных российским правительством как приоритетные в развитии Дальнего Востока, рыбоперерабатывающего кластера в Приморском крае нет. Зато есть аналогичный проект на о. Шикотан. "Мы вообще стараемся продвигать и развивать свои проекты, это планомерная работа. Что касается Курильских островов, Шикотана, то здесь рыболовство, рыбопереработка - градообразующие отрасли. Мы довольны тем, что наш кластер попал в программу развития Дальнего Востока", - отметил корр. "К" пресс-секретарь губернатора Сахалинской области Алексей Баяндин, который при этом не стал углубляться в детали шикотанского проекта.
В Приморье, впрочем, не видят в нем конкурента. Александр Передня, директор департамента рыбного хозяйства края: "Проект рыбного кластера включен в программу развития Дальнего Востока. Когда его разработка будет завершена, мы хотим под кластер пробить строчку в федеральном бюджете. Будем просить деньги только под инфраструктуру, предприятия же будет строить сам бизнес. Шикотан нам не конкурент, как и любые другие существующие на сегодняшний день на Дальнем Востоке мощности. Но если на Камчатке и Сахалине построят новые предприятия, мы не проиграем".
Сергей Лелюхин, президент Ассоциации разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования: "Поддержка шикотанского кластера не означает, что надо ставить "крест" на поддержке приморского. Кластер в Приморье включен в программу развития рыбохозяйственного комплекса в 2012 г. И тогда речь шла не о сахалинском или приморском комплексе, а о дальневосточном. Речь шла об объединении сил, о создании проекта, который позволит получить большую добавленную стоимость, о рыбной бирже. Все это возможно только в Приморском крае, и мы над этим работаем".
Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбоперерабатывающих предприятий Приморского края: "Исторически Приморье - центр развития рыбной промышленности Дальнего Востока. Создана транспортная инфраструктура, есть железная дорога, незамерзающие порты. Приморье - это место, удобное для отправки продукции в центральную Россию и за рубеж. Ни один другой субъект Дальнего Востока таких преимуществ не имеет. Ядро кластера будет тут. Шикотан - при всем уважении к годам, что я там рыбачил, является островом, "плавбазой", которая стоит на месте. Погода там плохая, рыбалка хорошая. Местный завод работает давно, рыбопереработка у нас сейчас захирела. Правительство планирует обновить причалы, построить на острове новую электростанцию, современный завод и выпускать прекрасные консервы из свежайшего сырья. Думаю, роль играет и политическая составляющая, как-никак на остров претендуют японцы".
"Конкурент.Ru"
|