Камчатская транспортная прокуратура требует обязать владельца теплохода "Тихон Семушкин" устранить угрозу его затопления. Если это судно-гигант уйдет на дно, мало никому не покажется.
В советское время теплоход "Тихон Семушкин" принадлежал Камчатскому морскому пароходству. После банкротства КМП ряд фирм (как правило, московских) стали прибирать его флот к своим рукам, вступая друг с другом в судебные тяжбы за это имущество.
Так "Тихон Семушкин" стал предметом спора между ЗАО "Каско-Трамп" и ООО "Флот-4". В 2009 году Арбитражный суд Камчатского края постановил передать судно во владение "Каско-Трамп". Но когда это решение притворялось в жизнь, "Флот-4" через Высший арбитражный суд остановил его исполнение. В итоге, судно застряло у причала №11, в Аваче. Не договорившись, оба "собственника" бросили его на произвол судьбы.
С февраля 2010 года судно стояло без экипажа и охраны. Его грабили на протяжении почти 2 лет. Наконец в 2012-м вандалы выкрутили медные клапаны из системы охлаждения главной машины, в машинное отделение хлынула вода. Теплоход стал тонуть, возникла опасность его завала на борт и разлива топлива.
Краевой комиссии по ЧС пришлось брать на себя ответственность за судно. Были организованы спасательные работы. С "Тихона Семушкина" откачали воду, восстановили его плавучесть. В том же 2012-м теплоход был отбуксирован к причалу на м.Сигнальный, который считается более безопасным местом.
Однако недавняя проверка транспортной прокуратуры показала, что ситуация не стала лучше. Теплоход остается без хозяина. Компания "Флот-4", которую в итоге признали единственным владельцем судна, не спешит брать на себя заботу о нем.
На таких судах как "Тихон Семушкин" должны нести круглосуточную вахту не меньше 10 человек. А на нем все еще нет ни вахтенной службы, ни охраны. Имеется свободный доступ посторонних лиц на борт и в помещения, отсутствует контроль за состоянием судна, герметичностью корпуса, соблюдением пожарной безопасности.
С борта "Тихона Семушкина" на причал заведены все швартовые. Но канаты гнилые, ослабленные. Они с трудом удерживают судно при штормовых ветрах. Можно считать большой удачей, что "Тихон Семушкин" до сих пор не оторвался от причала.
Теплоход имеет крен на левый борт 3-4 градуса. Помещения машинно-котельного отделения частично затоплены. На теплоходе остаются невыработанные остатки топлива, машинного масла, нефтесодержащих льяльных вод, нефтепродуктов. Они могут попасть в акваторию в случае очередного затопления судна.
После нескольких безуспешных попыток обязать судовладельца обеспечить безопасную стоянку "Тихона Семушкина" Камчатская транспортная прокуратура направила соответствующий иск в суд.
Он подан в Хорошевский районный суд Москвы, по месту регистрации ответчика - ООО "Флот-4". Хотя события последних 4 лет заставляют сомневаться, что эта фирма выполнит решение суда, если он удовлетворит иск прокуратуры. У "Флота-4" большой опыт судебных тяжб. Так что дело может затянуться. А судно все это время продолжит стоять бесхозным, пока, скорее всего, не погибнет. Будет чудом, если оно при этом никому не нанесет вреда.
К слову, в Авачинской губе затоплено более 70 судов. Это порядка 270 тысяч тонн металла. Только сейчас на Камчатке появилось предприятие, которое способно поднимать подобный хлам с морского дна. Эта работа требует длительного времени. Так, недавний подъем плавмастерской, затонувшей у пирса ТЭЦ-1 более 10 лет назад, занял 8 месяцев. Водоизмещение этого судна - 2.100 тонн. Водоизмещение "Тихона Семушкина" - более 8 тысяч тонн.
Сергей Николаев
Газета "Камчатский край"
|