Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина 21 апреля 2014 года на парламентских слушаниях по проблемам рыбохозяйственной отрасли. Название его доклада: "Государственная программа развития рыбохозяйственного комплекса: реальность и перспективы".
- Уважаемые товарищи, участники слушаний!
Мы собрались с вами сегодня с тем, чтобы подробно и серьезно обсудить проблемы, накопившиеся в рыбохозяйственной отрасли.
История отрасли имеет глубочайшие корни. Особое развитие она получила, конечно, в годы Советской власти и особенно тогда, когда наш рыболовецкий флот бороздил абсолютное большинство морей Мирового океана.
Во многом это было обеспечено производственным потенциалом промыслового флота. Его количество и структура были подчинены одной задаче - обеспечению продовольственной безопасности и продовольственной независимости нашего государства.
Действовавшие в 50-е - 80-е годы ХХ столетия международные нормы в области рыболовства позволяли отечественному флоту наращивать объёмы вылова в необходимых стране количествах. Даже введение в 1976 году прибрежными государствами 200-мильных экономических зон и потеря вылова в этих зонах в объёме 5,0 - 5,5 млн. тонн не смогло остановить наращивание уловов отечественным флотом, который вносил существенный вклад в продовольственную корзину страны почти в 7 миллионов тонн рыбы и рыбной продукции.
В эти годы большое внимание в отрасли уделялось обеспечению промышленности стабильной сырьевой базой. Были развёрнуты научно-иcследовательские и поисковые работы по всему Мировому океану .
Большую роль в обеспечении отечественного флота сырьевой базой в экономических зонах зарубежных государств играли десятки представительств отрасли в этих государствах.
Управление добычей водных биоресурсов осуществлялось из единого центра и было подчинено главной задаче - обеспечить полноценное и качественное питание населения рыбой, а сельское хозяйство - технической кормовой продукцией.
Состояние промыслового флота в настоящее время отражает общую политику Правительства в экономической сфере, в том числе в отношении рыболовства.
Если в 1991 году численность судов, составляющих рыбопромысловый флот, составляла около 7 тысяч единиц, то сегодня эта цифра сократилась в 3 раза и продолжает сокращаться.
Отрасль, пережившая в конце прошлого и начале текущего столетий кризисный период и демонстрировавшая динамику последние годы, в настоящее время сбавляет темпы развития. Если в 2013 году положительная тенденция в основных показателях еще наблюдается, то перспективный период заставляет задуматься о необходимо принятия кардинальных мер по изменению ситуации в целом.
Анализ перспективного планирования, заложенный в Государственной программе "Развитие рыбохозяйственного комплекса", говорит об отсутствии предпосылок к развитию рыбохозяйственной отрасли в будущем.
По мнению самих разработчиков, при выделенных восьмидесяти трех миллиардах рублей до 2020 года наш рыбохозяйственный комплекс ждет следующий сценарий.
Объемы добычи рыбы и морепродуктов останутся на существующем уровне (4,2 млн. тонн), роста добычи не прогнозируется. А начиная с 2017 года планируется резкое снижение объемов добычи (вылова), что совершенно недопустимо!
Отсутствие адекватного финансирования рыбохозяйственной науки отбросит развитие отрасли назад, нивелируя тем самым многие достижения российских ученых в соответствующей отрасли.
Как говорится, свято место пусто не бывает. Наши квоты будут выбирать другие страны, увеличивая свое присутствие в Мировом океане. Бьют тревогу по этому поводу рыбаки, но ситуация практически не меняется. Мы и дальше будем терять наши позиции.
Дефицит современного высокотехнологичного оборудования также негативно скажется на достоверности оценок ОДУ основных видов водных биоресурсов.
Исходя из показателей Госпрограммы, прогнозируется снижение производства рыбы в связи с сокращением отечественного промысла.
Сокращение доли отечественной пищевой рыбной продукции и одновременное увеличение импортной рыбопродукции на внутреннем рынке является одной из ключевых угроз продовольственной безопасности Российской Федерации.
Ситуация усугубилась вступлением России в ВТО. Условия, на которых произошло присоединение к этой организации, существенно обострили неравенство в конкурентной борьбе отечественных и зарубежных сельскохозяйственных товаропроизводителей в пользу последних. Государство практически отказалось от регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, наложило на себя неадекватные масштабам страны ограничения по объемам поддержки сельскохозяйственного производства, полностью отказалось от возможности предоставления экспортных субсидий.
Необходимо учитывать и то, что в странах-конкурентах существенно лучше экономические условия функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе цены на реализуемую продукцию, материально-технические ресурсы, процентные ставки по кредитам, даже с учетом их частичного субсидирования в России.
Темпы улучшения ситуации на направлении рыбоохраны не соответствует степени угроз, вызываемых незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом. Сокращение материально-технического обеспечения органов рыбоохраны повлечет за собой дальнейший разгул браконьерства.
И в этих условиях предполагает уменьшение объема бюджетных ассигнований на подпрограмму "Охрана и контроль" - в 2014 г. на 117,1 млн. руб., в 2015 г. на 101,7 млн. руб., в 2016 г. на 155,2 млн. руб.
Еще одним требующим особого внимания мероприятием программы является повышение безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и выполнение комплекса аварийно-спасательных работ на рыбопромысловых судах, в районах промысла при осуществлении рыболовства.
Сами разработчики проекта госпрограммы определяют предлагаемый уровень финансирования как угрозу безопасности мореплавания судов.
Отсутствие финансового обеспечения основных мероприятий господдержки товарной аквакультуры приведет к тому, что объем производства до 2020 года останется 140-150 тыс. тонн в год.
В Советское время мы работали на этом направлении на уровне современного Китая 20 лет назад. А сегодня скатились до 150 тысяч тонн. И это при том огромном потенциале, которым обладает наша страна с ее огромными морями и внутренними водоемами. В мире 56% в общей структуре вылов имеет аквакультура, у нас 3-4%.
С законодательной точки зрения созданы необходимые условия - принят и с 1 января 2014 года вступил в законную силу Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве)".
Но до сих пор не выработаны основные направления государственной поддержки аквакультуры (рыбоводства), как одного из важнейших направлений сельскохозяйственной деятельности.
Сокращение государственных заданий на выпуск молоди водных биоресурсов на 22,5% от уровня 2011 года в будущем крайне негативно скажется на объемах добычи рыбы (в особенности сиговых и лососевых видов в Сибири на Дальнем Востоке).
Степень переработки водных биоресурсов за счет внедрения безотходных технологий останется на уровне 2016 года. Государственная поддержка рыбоперерабатывающим предприятиям будет малоэффективна при выделенных финансовых ресурсах.
За счет отсутствия достаточных средств на компенсацию процентных ставок по привлеченным рыбохозяйственными предприятиями кредитам, обновление основных производственных фондов не будет постоянным и его "пик" придется на 2017 год, в период 2018-2020 годы будет наблюдаться спад.
Из-за сокращения финансирования рыбохозяйственной науки прогнозируется снижение динамики внедрения технологий в производство товарной пищевой рыбной продукции, а также сокращение количества научно-исследовательских работ.
Снижение ресурсного обеспечения Госпрограммы в области информационных технологий отразится на скорости и качестве оказания государственных услуг.
Выход на динамику роста, заложенную в стратегических документах социально-экономического развития Российской Федерации возможен при условии увеличения финансового обеспечения Госпрограммы, что будет способствовать масштабному обновлению материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса, активному государственному воздействию на отраслевые экономические процессы, совершенствованию нормативной правовой базы, развитию государственно-частного партнерства и успешной реализации новых федеральных и ведомственных целевых программ.
Таким образом, мы должны совместными усилиями во что бы то ни стало доби¬ть¬ся увеличения финансирования Госпрограммы. Дополнительная потребность в ресурсном обеспечении без текущего содержания отрасли на 2015-2020 годы составляет еще 44 млрд. рублей.
В случае, если указанное финансирование будет осуществлено, разработчики обещают нам достижение следующих значений показателей и индикаторов государственной программы:
- объем добычи водных биоресурсов увеличится к 2020 году на 44,4% и составит 6 156,0 тыс. тонн;
- объем производства продукции аквакультуры увеличится к 2020 году на 65,9% и достигнет значения 410,0 тыс. тонн;
- выпуск водных биоресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения увеличится на 37,5% и достигнет значения 14 544,0 млн. штук, что будет способствовать поддержанию естественных популяций промысловых видов рыб на оптимальном уровне;
- степень переработки водных биоресурсов за счет внедрения безотходных технологий к 2020 году достигнет 80,0%;
- число нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания к 2020 году снизится в 1,9 раза;
- число аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота к 2020 году сократится в 1,9 раза;
- производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных к 2020 году увеличится на 44,3% и составит 5 255,0 тыс. тонн;
- доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке к 2020 году достигнет 85,0%;
- производительность труда вырастет на 70,0%;
- потребление рыбы и рыбопродуктов в пересчете на рыбу в среднем на потребителя к 2020 году увеличится до 28,0 кг в год.
Учитывая необходимость развития рыбохозяйственной отрасли, Минсельхоз совместно с Росрыболовством разработан проект концепции федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2020 годах". На ее реализацию требуются ассигнования в размере еще 50 млрд. рублей.
Реализация ФЦП в целом также будет способствовать ускоренному переходу от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития отрасли на основе сохранения,
воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, внедрения новых технологий добычи, хранения и переработки, а также обеспечению глобальной конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
Подводя черту, еще раз скажу, что нужны и структурные преобразования отрасли. Комитет однозначно высказался за то, чтобы отрасль была самостоятельной. Опыт подсказывает, что такие наши фундаментальные отрасли, как лесное хозяйство, рыболовство надо выводить напрямую на правительство, давать полностью самостоятельные действия, в том числе и в плане законодательных инициатив, чтобы оперативно можно было решать вопросы, а не годами тянуть.
Но в целом я убеждён, что мы все вместе справимся с теми задачами, которые сегодня обязаны решать по обеспечению нашего населения морепродуктами, рыбной продукцией, и сделать всё необходимое, для того чтобы наша береговая линия, имея в виду в первую очередь рыболовецкие наши посёлки, развивались, чтобы наши верфи отечественные, в том числе по строительству наших отечественных судов рыболовецкого флота, развивались, чтобы логистика, инфраструктура, чтобы складские помещения, чтобы холодильные установки, новые порты строились, особенно там, где мы их не имеем, особенно в нашем Азовско-Черноморском бассейне (теперь и с Крымом в его составе) и в других регионах, где это просто сегодня кричащая проблема. Восстановление рыбохозяйственной отрасли, ее динамичное развитие остается одной из главных государственных задач. Разрешите пожелать всем нам успехов в ее реализации.
официальный сайт КПРФ
|