Как накормить население рыбой и другими морепродуктами? Что мешает промысловикам и береговой рыбопереработке? Эти и другие вопросы рассматривались на недавнем совещании в Северной торгово-промышленной палате.
- А где ваш доклад? - спросила я перед его началом у генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Василия Никитина.
- Тема настолько наболевшая, что и без бумажек обойдемся! - махнул он рукой. - Вся информация в голове.
Разговор без шпаргалок
Немало внимания на встрече было уделено тому, как эффективнее сбывать рыбную продукцию заполярных компаний и активно продвигать ее в торговлю региона. Участники рассчитывают на то, что власти поддержат бренд мурманских производителей пищевой, в том числе и рыбной продукции.
- Многие регионы решают эту проблему, иногда даже на зависть нам, - отметил президент СТПП Анатолий Глушков. - Если нужно, то порой и свои торговые сети создают. Тем более у каждого региона независимо от специфики возможности такие есть.
Он рассказал, в частности, об опыте Тюменской области, где целенаправленно поддерживаются местные производители, продвигается их продукция. Наряду с региональным конкурсом "Лучшие товары и услуги" там действует программа "Покупаем тюменское!", в которой уже приняли участие более шестисот предприятий торговли. И хотя местная продукция стоит дороже привозной, она пользуется большой популярностью. Подобные программы воплощаются в Республике Мордовии, Татарстане, Краснодарском крае, Волгоградской, Нижегородской, Кировской, Саратовской и других областях. У нас пока такой нет.
Говоря о заботах отрасли, Анатолий Глушков напомнил, что после вступления России в ВТО конкуренция со стороны западных компаний усилилась за счет поставок рыбной продукции из Европы.
Сегодня цена филе трески в магазине - около 300 рублей за кило. А курицы - около сотни. Так что предпочтет рачительная хозяйка на обед для семьи? Никто не анализирует спрос: а сколько вообще филе трески нужно населению?
- Положение усугубилось, когда ЕС уведомил нас, что с 1 января 2014 года преференции для российской продукции, поставляемой на экспорт, отменяются. Больше всего у нас пострадали рыбаки, и чтобы помочь им, необходимо вырабатывать предложения, связанные с требованиями ВТО, в федеральный центр, в Минэкономразвития России. Причем это должен быть не просто призыв о помощи, а конкретный механизм с наработками, которые помогут реально поддержать наших рыбаков-экспортеров, снизить их потери, - подчеркнул президент СТПП. - Но уж на региональном-то рынке мы у себя дома. И кому, как не нам, наводить порядок, чтобы продукция заполярного производителя попадала на рынок, минуя всевозможные барьеры?
Расходы превратить в доходы
О том, как живут сегодня рыбофабрики, что мешает наполнить рынок высококачественной продукцией, рассказала заведующая сектором береговой переработки регионального комитета рыбохозяйственного комплекса Виктория Толкачева.
- Сегодня в нашей области в основном ведется переработка тресковых видов рыб. Есть еще небольшой сегмент - производство консервов и пресервов. Причем мощности у предприятий имеются неплохие, но они не загружены полностью - по разным причинам. Из Мурманска практически ушел такой солидный добытчик рыбы, как траловый флот, он теперь развивает свое производство в средней полосе России. Основные поставщики на наши предприятия - прибрежники. Часть уловов привозят на переработку компании Союза рыбопромышленников Севера. Но этого сырья не хватает. И наши береговые фабрики 30 процентов трески получают из Норвегии.
Другая проблема - в области практически прекратилась глубокая переработка морских биоресурсов. Отходы, которые остаются на судовых рыбофабриках (головы, внутренности рыб), просто сбрасываются за борт. А ведь из них вполне можно производить рыбную муку, жир, белковые составляющие пищевого назначения. Не используют рыбаки и многие ценные ресурсы, такие, скажем, как голотурия, которую называют морским женьшенем (эликсир из нее помогает восстановить силы после самых тяжких недугов), и другие объекты промысла. Нашим промысловикам предстоит расширить промысел краба: кроме камчатского будет добываться и стригун. Казалось бы, новость хорошая. Но если учесть, что из добытого краба сегодня мы используем лишь его мясо, то есть 25 процентов, а на деле можно задействовать в производстве лечебной и кормовой продукции его всего, включая внутренности (да-да, на них есть спрос микробиологических производств), то оптимизма поубавится. Комплексная малоотходная технология переработки морских биоресурсов - важная перспектива, над ее внедрением сегодня ведется работа.
Овчарка вместо пирогов
- Мы понимаем, что в проблемах поставок рыбы для рыбопереработки и торговли флоты несут свою ответственность, - отметил генеральный директор СРпС Василий Никитин. - Но хочу обратить внимание и на то, что мешает нам бесперебойно снабжать берег сырьем. Взять хотя бы топливо. Сегодня его доля в себестоимости выпускаемой рыбопродукции составляет около 40 процентов. Причем цена рыбы практически не растет, а топлива (по сравнению с 2000 годом) увеличилась в 4-5 раз. И когда рыбакам говорят: "Сбавьте цены, чтобы на рынке рыба была дешевле", - нас тормозит такая составляющая, как топливо. Тем не менее корабли нашего СРпС добывают около 380 тысяч тонн рыбы в год, причем 64 процента (200 тысяч тонн) везем на Мурманский берег. Мы ежемесячно готовим информацию об уровне оптовых цен на рыбопродукцию и знаем, сколько рыбы находится в холодильниках.
Что мешает увеличивать поставки? Василий Никитин назвал основные проблемы. Во-первых, незаходные суда. Их уже около 80, причем это, как правило, самые современные. Но зайти в родной порт не могут, пока владелец не выплатит НДС и таможенные пошлины - 23 процента от контрактной их стоимости. И если он приобрел судно, к примеру, за десять миллионов долларов даже десять лет назад, все равно должен будет заплатить проценты от первичной цены. Да к этой сумме добавится стоимость модернизации и ремонтов. А потому сегодня практически нет желающих приводить суда домой. Вот и приходится им работать исключительно на иностранные береговые предприятия.
Давняя проблема - большое число контролирующих служб в родном порту. Как раз перед совещанием Никитин побывал на траулере, который десять дней отработал на мойве. Чтобы оформить приход в родной порт, на борт явилось несколько пограничников с собакой. "Раньше встречали с пирогами, теперь с овчаркой", - невесело шутили моряки. Проверяющих сегодня в порту много: таможенники, ветеринары, пограничники, санитары, пожарные... Наверно, не случайно только в 2012 году на 41 процент сократился заход наших судов в порт Мурманск. В результате одних портовых сборов он недополучил около 23 миллионов рублей. Не стоит забывать: если судно не заходит в порт, падают заказы и у судоремонтников. И в прошлом году объем судоремонта снизился на 18 процентов.
- Мы считаем, что в год от незахода наших судов теряется 4,5 миллиарда рублей, - подвел итог глава Союза рыбопромышленников Севера. - Это недополученный доход тех обслуживающих компаний, которые могли бы работать с нашими кораблями. Зато суды по представлению пограничников предъявили нам в прошлом году свыше 3 миллионов рублей штрафов. Сравните цифры и почувствуйте разницу.
Филе - деликатес. А сколько его нужно?
Коснулся Никитин и проблемы глубокой переработки. Вопреки мнению ученых-экономистов рыбаки считают, что в нынешних условиях она не всегда рациональна. Сейчас они - океанисты - доставляют домой главным образом мороженую продукцию. Потому что из района промысла, скажем от Лофотенских островов, ее нельзя везти в охлажденном виде - не сохранишь. И если из нее выпускать филе, значит, замороженную рыбу нужно дефростировать, изготовить филе и снова заморозить. Какой будет пищевая ценность после всех разморозок-заморозок того деликатеса? И нужен ли он в таком объеме? Сегодня цена филе трески в магазине - около 300 рублей за кило. А курицы - около сотни. Так что предпочтет рачительная хозяйка на обед для семьи? Мы можем этим филе завалить страну, говорят рыбаки, но нет сегодня у наших соотечественников такой покупательной способности. Никто не анализирует спрос: а сколько вообще филе трески нужно населению?
- Кстати, мы для себя провели анализ. И выяснили: взять обезглавленную потрошеную тушку трески и самому дома разделать для покупателя на 30-40 процентов выгоднее, - заметил Никитин. - ФАС все время нам говорит: везите рыбу сюда. Но изучения спроса не ведется. А оно необходимо для уверенной работы, правильной постановки целей. Вот норвежский кооператив "Норгес Рофисклаг" гарантирует, что заплатит норвежскому рыбаку по прайс-листу за доставленную рыбу в свой порт, даже если в тот момент не будет сбыта. В Мурманске же гарантии, что рыба окажется куплена, нет. И мы знаем: если доставить единовременно 10 тысяч тонн трески в Мурманск, завтра цена упадет в два раза.
При всем том, как подчеркнул глава СРпС, промысловики полностью отдают себе отчет в том, что необходимо кормить людей рыбой. Чтобы этот процесс шел эффективнее, подготовили проект соглашения между СРпС, Ассоциацией прибрежников и областным комитетом рыбохозяйственного комплекса:
- Привозя рыбу сюда, мы предоставляем право первой руки торговле и рыбопереработке. Но мы не можем удешевлять рыбу. Хотя согласны взять на себя определенные обязательства. И непременно нужно проследить цепочку, как рыбопродукция идет от нас до розничного покупателя. Этим, по-моему, сегодня никто не хочет серьезно заниматься. Почему, к примеру, мойва у рыбаков по 15-18 рублей, в магазинах Мурманска уже около 60, а по стране порой свыше 100 рублей за килограмм?
Не остался в стороне от обсуждения и руководитель Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко. Он считает, что разговор о рыбацком бренде сегодня очень актуален.
- Не могу понять, почему в исконно рыбацком городе полностью отсутствует рыбная идеология? - удивился он.- Ведь у нас не только рыбой должно пахнуть, но и хоть какие-то баннеры, вывески с ее изображением должны быть на виду. Куда подевались специализированные магазины "Нептун", "Океан"? Понимаю, добыча газа и нефти - это престижно. Но ведь нефть на хлеб не намажешь и с картошкой не съешь. Нашим рыбакам, которые кормят охлажденной рыбой не только город, но и область, очень обидно.
По итогам совещания в СТПП его участники рекомендовали комитету рыбохозяйственного комплекса и Союзу рыбопромышленников Севера рассмотреть вопрос о создании в Мурманской области интегрированной логистической компании для пропаганды бренда мурманских производителей рыбной продукции и продвижения ее в торговые сети в полном ассортименте. Рассчитывают участники совещания и на поддержку путем разработки и воплощения региональной программы "Покупай мурманское!"
Нина Антонян
Газета "Мурманский вестник"
|