Томские экологи собирают подписи за полный запрет весенней охоты на водоплавающую и боровую дичь: гусей, уток, вальдшнепов и другие виды птиц, которые прилетают в Сибирь весной, чтобы вывести птенцов. Сибирские охотники относятся к инициативе экологов неоднозначно - весенняя охота на уток и гусей давно стала традицией.
Томские экологи обеспокоены уменьшением поголовья водоплавающих птиц в регионе. Специалисты принимают участие в кампании по сбору подписей за полный запрет охоты на водоплавающую и боровую дичь в период гнездования. Эта мера призвана защитить гусей, уток, вальдшнепов и другие виды птиц, которые прилетают в Сибирь весной, чтобы вывести птенцов. Кампанию по сбору подписей инициировало Геблеровское экологическое общество (Алтай). В прошлом году подобная акция увенчалась запретом весенней охоты на птиц в Алтайском крае. Сейчас предлагается распространить его на всю территорию России. Соответствующая петиция будет направлена министру природных ресурсов и экологии России Сергею Донскому. Сибирское экологическое агентство поддержало инициативу алтайских экологов: численность водоплавающих птиц снижается с каждым годом во многом именно из-за весенней охоты.
Летом орнитологи из Томского университета проводили подсчет водоплавающих птиц на территории охотничьих угодий госфонда и были крайне удивлены - численность гусей и уток там очень низкая. Ни у кого не должно быть иллюзий, что в Томской области тысячи рек и озер, и птицы на всех хватит. С каждым годом ее становится меньше, в том числе и вследствие весенней охоты.
Алексей Торопов, директор Сибирского экологического агентства
Основные аргументы в пользу запрета охоты на птиц в период гнездования сводятся к следующему. Во-первых, у многих видов разбиваются пары, которые создаются зимой. На создание новых пар требуется время, в итоге птенцы выводятся позже и не успевают окрепнуть до осеннего перелета. Во-вторых, страдают не только те виды, на которые непосредственно ведется охота, но и другие, в том числе редкие. Выстрелы распугивают птиц, они покидают гнезда, в результате гибнут кладки. И, наконец, главный довод - весенняя охота уничтожает наиболее ценную часть генофонда. Гибнут лучшие производители, сумевшие перенести длительный перелет и добраться до мест гнездования.
Президент Союза охраны птиц России Виктор Зубакин в одном из выступлений сравнил осеннюю охоту со сбором урожая, а весеннюю - с проеданием семенного фонда. Многие из тех птиц, которых отстреливают осенью, все равно погибли бы во время перелета. А те особи, которых убивают весной, - это лучшие производители, которым удалось выжить в процессе жесткого естественного отбора. То есть осенью охотники уничтожают прирост популяции, а весной - ее основу.
Наталья Лаврентьева, кандидат биологических наук, орнитолог
Сибирские охотники относятся к инициативе экологов крайне неоднозначно. Для многих весенняя охота на уток и гусей стала традицией. Романтику охоты "на пролете" и чудесный вкус "горячейшего утиного супа, на поверхности которого ходят, переливаясь, колечки жира" воспел в своих рассказах Михаил Тарковский - сибирский писатель, профессиональный охотник, внук знаменитого поэта Арсения Тарковского и племянник кинорежиссера Андрея Тарковского. По его словам, "первой рыбы и утки ждут как праздника". И далеко не все охотники готовы об этом празднике забыть.
Мы каждую весну выезжаем на утиную охоту. Птицу добываем на пролете, она уходит дальше на север. В это время ни утка, ни гусь еще не садятся на гнезда. Так что я не знаю, чем это может навредить экологии.
Виталий Коновалов, охотник-любитель
По словам директора Сибирского экологического агентства Алексея Торопова, "охотники любят прикрываться традициями, когда им это выгодно". При этом ущерб окружающей среде связан не только с непосредственным процессом охоты, но и с косвенными факторами.
Сколько угодно можно говорить о традициях. Например, раньше в деревнях в колокола не били, когда рыба нерестилась. А весенняя охота - это то же самое, что рыбалка во время нереста. Кстати, по опыту, далеко не каждый может удержаться от того, чтобы не поставить сеть во время охоты. Еще одна проблема - травяные палы от костров, которые приводят к лесным пожарам.
Алексей Торопов, директор Сибирского экологического агентства
Добиваясь запрета на весеннюю охоту, экологи приводят в пример США и Канаду, где он действует с 1913 года. Чтобы аналогичный закон появился в России, требуется собрать 50 тыс. подписей. На данный момент их собрано около 20 тысяч.
Томская область
|