Смена руководства в Росрыболовстве спровоцировала новую волну споров вокруг темы квот, обновления рыболовного флота и в целом наведения порядка в этой отрасли. "Корабел" не редко обращался к этой теме в своих статьях.
Сегодня мы решили поговорить о проблеме рыбаков и вообще о проблемах судоремонта в Мурманске, с генеральным директором компании ООО "Севгипрорыбфлот" - Василием Шайтановым.
Кроме того, Василий Дмитриевич рассказал о полувековой деятельности организации в северном центре рыболовства - Городе-Герое Мурманск.
Расскажите, пожалуйста, немного о истории "Севгипрорыбфлота"?
История Севгипрорыбфлота идет от Мурманского отделения Государственного проектно-конструкторского института рыбопромыслового флота (Гипрорыбфлота), созданного в 1957 году и ЦПКТБ "Севрыба", которые в 1967 были объединены в одно КБ.
В период своего расцвета штат Севгипрорыбфлота доходил до тысячи человек, организация занимала целиком птиэтажное здание в Рыбном порту Мурманска. У нее был свой опытно-конструкторский цех полимерных материалов, где занимались маломерным флотом, существовал отдел по производству тралового и другого технологического оборудования для рыбаков. Но главным направлением работы Севгипрорыбфлота была эксплуатация рыбопромыслового флота, его переоборудование и модернизация.
Уже в истории современной России ООО "Севгипрорыбфлот" после целого ряда приватизационных мероприятий в 2005 году вошел в состав ОАО "Севрыба". А в июне 2008 года Севгипрорыбфлот купил норвежский концерн "Bergen group" в лице компании "Kimek offshore".
Естественно, покупая проектную организацию в Мурманске, норвежцы думали, прежде всего, о нефти и газе. Поэтому "Bergen" переориентировал работу компании в русло добычи ресурсов. Но, к сожалению, нефть в Мурманск так и не пришла, и в 2011 году встал вопрос о дальнейшей судьбе Севгипрорыбфлота: или вовсе закрыть компанию или вернуть ее к тому направлению, которым она занималась изначально. Норвежцы повели себя, как социально-ответственные люди и вложили в компанию дополнительные деньги, чем дали ей второе дыхание. В начале 2012 года в Севгипрорыбфлоте сменилось руководство, был проведен подробный анализ рынка. Тогда же он начал работу по направлению модернизаций и переоборудования. Основными клиентами, как и на заре своего создания, для нас стали рыбаки. Но дело в том, что рыбопромысловый флот сокращается быстрыми темпами, поэтому мы сейчас обслуживаем и нефтеналивные суда, и суда обеспечения, технический флот, плавсооружения, суда с атомными установками на всех бассейнах страны.
А с чем связано сокращение рыбопромысловых судов, на ваш взгляд?
Причин такого явления несколько. Но основная заключается в том, что сейчас рыбаки выбирают квоту пятью судами, которую раньше выбирали десятком. Более того, некоторые компании, которые нацелены на перспективу, сдали свои старые БМРТ и СРТ на иголки, купили, пусть бывшие в употреблении, но хорошие норвежские траулеры, и выбирают ту же квоту вообще двумя-тремя судами.
А на ремонт, конечно, уходят в Норвегию. Там нет никаких проблем с обеспечением и любая запасная часть, даже для рыболовного оборудования, будет на заводе через два дня после заказа. Плюс там попросту самые передовые технологии рыбного промысла и самое современное оборудование.
В Мурманске же вся судоремонтная инфраструктура в рыбном порту, на судоверфи и СРЗ мало загружена. Это все довольно печально.
Но в 2018 году будет закрепление квот на вылов, надеюсь на 20 лет. После этого, наверняка, будет и глобальное переоборудование судов, и строительство флота. Появится стабильность, возможность долгосрочного планирования, отрасль должна прийти в движение. У нас есть всего 4 года, чтобы подготовиться. Поэтому мы сейчас постепенно переходим от чистого проектирования к инжинирингу и хотим предложить будущим клиентам комплексную услугу от задумки и идеи заказчика до подписания акта приемки в железе.
Сейчас мы пока работаем по традиционной схеме, когда к нам приходит заказчик уже с готовой спецификацией и "ни шаг влево, ни вправо". Тут возникает целый ряд недостатков. В нашей практике, это иногда приводило к тому, что где-то оборудование не ставится, не подходит по габаритам или возникают накладки другого рода. В конечном итоге бывает так, что заказчик получает результат отличный от ожидаемого. Вроде оборудование качественное, проект жизнеспособен, исполнение на уровне, а эксплуатировать или ремонтировать судно неудобно. И предоставление услуги "под ключ" - реальный выход из такой конфликтной ситуации.
Сколько сотрудников сейчас работают в компании Севгипрорыбфлот?
У нас сейчас штат состоит из 14 человек, из них 10 - инженерно-конструкторский состав. Недавно как раз взяли к семи ведущим конструкторам - старожилам Севгипрорыбфлота молодую поросль, постепенно обучаем ее.
Кадровые проблемы испытываете?
Безусловно. В прошлом году, например, мы проводили на пенсию ведущего специалиста по мореходным качествам, который отработал в Севгипрорыбфлоте порядка 45 лет. Корабела на смену я начал искать за полтора года до этого. И до сих пор не нашел.
Мурманский Государственный технический университет в 2012 году открыл набор на новую специальность - "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры". Мы пригласили из этого набора на работу одну перспективную студентку-второкурсницу, определили ее "под крыло" главному конструктору. Привлекаем ее к процедурам взвешивания, описанию корпуса и танков судов - в общем обучаем.
А "готовых" корабелов я нашел только в Северодвинске или Санкт-Петербурге. Если северодвинцам ехать в Мурманск смысла нет, то чтобы в Мурманск приехал питерский специалист - это вообще что-то из разряда фантастики.
Какая схема отношений у вас с "Bergen group"?
Этим брендом мы пользуемся до июня месяца. В конце прошлого года была одобрена сделка по выходу компании "Kimek offshore", и соответственно Севгипрорыбфлота, из состава "Bergen Group".
Честно говоря, для нас это большое облегчение. Отпадает сложнейшая процедура согласований всех действий. Компания должна стать открытее и более оперативно реагировать на отзывы клиентов.
Какие наиболее крупные проекты реализовал Севгипрорыбфлот за последние 5 лет?
Мы довольно плотно работали с организацией Межрегионтрубопроводстрой (г. Москва) - это крупнейшая российская компания, осуществляющая строительство подводно-технических объектов магистральных трубопроводов. Мы делали переоборудование их трубоукладочных судов ТУБ "Небула" и ТУБ "Дефендер".
Большие работы были проведены на "Небуле". По проектам ООО "Севгипрорыбфлот" в 2010-2012 годах на судне заново построены кормовой и носовой цехи, обеспечивающие токарную обработку труб, их сварку, изоляцию подводного трубопровода, четырехпалубную жилую надстройку, с каютами более чем на 150 человек, коридоры, санитарно - бытовые помещения, камбуз, столовую команды, рефрижераторные провизионные кладовые. Выполнены проекты общесудовых систем приема и выдачи топлива, пресной и забортной воды, пожарной, осушения, сбора и обработки сточных и бытовых вод,балластной. Установлен инсинератор, сепаратор топлива, построен трюм для перевозки взрывоопасных грузов, машинное помещение, разработан и установлен накопитель для труб и многое другое.
Мы разрабатывали проект переоборудования трех судов проекта 610 для компании Лукойл-Бункер: "Бункеровщик-5" (нынешнее название "Дмитрий Рулевский" прим. ред.), "Десна" и "Агинское".
Переоборудование "Бункеровщика-5" осуществлял Канонерский судоремонтный завод, где помимо замены вспомогательных дизель-генераторов, проводились и работы по дооснащению судов двойным дном и двойными бортами.
Занимались мы и дооснащением ледокола "Диксон" по заявке "Севморгео". Там устанавливали специальное геологоразведочное оборудование. И сам проект, и все согласования с РМРС делал Севгипрорыбфлот.
Кроме того, проводились многочисленные процедуры взвешивания, работы по разработке конвенционной документации, восстановлению отчетно-эксплуатационной документации и другие проектные работы.
Из тех судоремонтных компаний, с которыми работали, какие бы выделили особо?
На наш взгляд, прежде всего "А.Л.Е.К.". У нас чудом сохранились остатки некогда очень богатого архива старого Севгипрорыбфлота. И показательно, что "А.Л.Е.К." из всех мурманских компаний к нему обращается чаще всего, копирует чертежи, документы. Да и на фоне кадрового голода, компания старается поддерживать качество работ на хорошем уровне. Еще одна компания, с которой было приятно работать - это "СевТехКомп", мы вместе выполняли переоборудование СПБУ "Амазон" для ООО "Газфлот".
Какие проекты вы выполняли для ФГУП "Атомфлот"?
Мы регулярно участвуем в тендерах на проведение работ для "Атомфлота" и по некоторым из них вместе работаем. Наиболее масштабно мы сотрудничали в переоборудовании ледокола "Ленин".
Проектом, выполненном Севгипрорыбфлотом в 2013 году, предусматривается создание на жилой палубе ледокола экспозиционных залов с общей площадью более 500 м2, за счет ранее имевшихся кают, нескольких. Помещения оборудуются экспозиционным освещением, компьютерной сетью, видеонаблюдением, пожарной сигнализацией, эвакуационым освещением. При этом предусмотрена максимальная аутентичность интерьеров в коридорах и прилегающих помещениях. В новых залах должна быть размещена экспозиция, посвященная развитию ледокольного флота и истории атомного ледокола "Ленин". Сейчас выполнена только часть работ.
Уже ощущается острая нехватка экскурсионных площадей и будем надеяться, что "Атомфлот" найдет средства на дальнейшее развитие этого проекта.
Мурманчанам и гостям нашего города музей-ледокол "Ленин" понравился, посещение его только растет.
На Ваш взгляд, как все-таки договориться рыбакам с судостроителями?
Ну точно не через квоты под киль. Это не решение для рыболовов перекладывать на них еще и проблемы верфей. В моем понимании и не тайна совсем, что судостроению нужна серия. Но в таком случае нужно угодить рыбакам, а в том их составе, что есть сейчас - это очень трудно, но возможно. В моем понимании, для толчка развитию необходимы стабильность и постоянный интерес судовладельцев развивать свой флот. А это закрепление квот на долгий срок, на условиях мотивирующих обладателя на максимизацию произведенной продукции с каждой тонны вылова.
Готов Севморгипрорыбфлот помочь в этом дипломатическом деле?
Да, конечно, в силу своих возможностей. Мы всегда открыты для диалога с нашими рыбаками, судостроителями, людьми, заинтересованными в развитии отрасли. И стараемся воплощать их пожелания непосредственно "в железе".
Владислав Букин
Корабел.ру
|