Рефрижераторные компании ищут способы ведения бизнеса в условиях конкуренции с морским и автомобильным транспортом
Объёмы вылова водных биоресурсов в нашей стране в 2013 году продолжали расти. Однако перевозчики улова столкнулись с рядом серьёзных проблем, которые им предстоит решить. К проблемам конкуренции между видами транспорта добавились притеснение со стороны китайских компаний, отмена тарифных привилегий, а также сомнения в качестве подвижного состава.
В ОАО "Рефсервис" сообщили, что объём внутрироссийских железнодорожных перевозок водных биоресурсов за 2013 год составил 722 тыс. тонн, что на 4,5% меньше показателей 2012 года. Сама компания перевезла 186,2 тыс. тонн - это 25,8% от общего объёма.
У ОАО "Рефсервис" два основных маршрута перевозок: с Дальнего Востока в центральные регионы страны и из портов Санкт-Петербурга и Мурманска в регионы Урала и Сибири. В компании опасаются, что, несмотря на прогнозируемый прирост вылова рыбопродукции в 2014 году, объём перевозок может остаться на уровне 2013 года или даже сократиться. Основная причина в конкуренции морского транспорта, особенно со стороны Китая.
"Сейчас основная причина падения перевозок рыбы - уход на экспорт в Китай. Там предлагают большую цену, у них развита переработка. Они покупают исходный материал за большую цену и, переработав его в филе, например, в три раза дороже продают обратно в Россию", - замечает директор по маркетингу и развитию ОАО "Рефсервис" Олег Богомолов.
В компании ООО "Агентство Рефперевозки" к существенным проблемам также относят нездоровую конкуренцию в тарифообразовании.
"Сегодня перевозка рефконтейнеров стоит от 17 до 27% дороже, чем перевозки в вагоне-термосе, изотермическом вагоне-термосе и рефсекции. Перевозка из Владивостока до Москвы в вагоне-термосе килограмма груза будет стоить примерно 3,1 руб., в рефсекции - 3,7 руб., а в рефконтейнере - 5,2 руб.", - замечает директор группы компаний ООО "Агентство Рефперевозки" Ильдус Халиков.
В компании считают, что на рынке остаётся огромное количество некачественного подвижного состава."Учитывая, что тариф перевозки ниже, чем в рефконтейнере, безусловно, клиент иногда выбирает не качество перевозки, а цену", - добавил Ильдус Халиков.
Он считает, что в 2014 году большая часть груза может уйти на автотранспорт, поскольку тот не уступает ни в качестве, ни в сроках доставки грузов.
"Мы видим серьёзную конкуренцию со стороны автомобильного транспорта, особенно в летний сезон, когда стоимость перевозки относительно рентабельна для железной дороги. Автомобили легко перевозят рыбопродукцию по цене 7,5-8 руб. за 1 кг до Москвы. Текущая цена перевозки нами сегодня составляет в районе 8 руб. за 1 кг, при этом автомобильный транспорт высококонкурентен и львиная доля объёмов уходит туда. Высоки риски, что в 2014 году порядка 30% уйдёт на автомобили", - отмечает он.
Также с 2014 года отменён введённый два года назад ФСТ России исключительный тариф с коэффициентом 0,92 на перевозки рыбы в различных типах вагонов во внутригосударственном сообщении со станций Октябрьской, Калининградской, Дальневосточной, Северной железных дорог.
Как рассказали в департаменте тарифной политики перевозочных видов деятельности ОАО "РЖД", исключительный тариф был введён ФСТ по инициативе РЖД в целях увеличения объёмов железнодорожных перевозок и поддержки рыбного хозяйства России, но с этого года в соответствии с условиями участия России в ВТО и ЕЭП принято решение о прекращении действия ряда исключительных тарифов, в том числе на перевозки во внутригосударственном сообщении рыбы в рефрижераторном подвижном составе.
"Я не исключаю, что мы, как рефконтейнерная компания, если не увидим возможности перевозить грузы с Дальнего Востока железнодорожным транспортом, перейдём на автомобильный, чтобы не потерять клиентов при перевозках", - замечает Ильдус Халиков.
Однако Олег Богомолов не столь категоричен. Он признаёт, что вагоносоставляющая доходность ОАО "Рефсервис" снизилась из-за отмены исключительного тарифа, однако это не приведёт к массовому переходу на автотранспорт.
"Я думаю, что массового перехода на автотранспорт не произойдёт. Цены на инфраструктуру сейчас достаточно низкие, тем более немногие станут отправлять груз с Дальнего Востока в Екатеринбург в наших суровых зимних условиях. И цена на автомобильное топливо дороже", - говорит он.
В одном рефкомпании всё же сходятся: запущенная в прошлом году перевозка рыбы по Северному морскому пути не может быть аналогом железнодорожным перевозкам.
"Северный морской путь не сможет составить реальную конкуренцию, если государство не предоставит льготы. Нужно же ледоколом прочищать путь, чтобы перевезти рыбу морским транспортом. Это, конечно же, повлияет на её цену", - добавил Олег Богомолов.
Светлана Кускова
Gudok.Ru
|