Этот вопрос постоянно волнует не только предпринимательские умы, но и рядовых граждан. Ведь от ситуации в налоговой системе зависит очень многое. И не только в финансовой сфере. Буквально на днях исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков на "круглом столе" в комитете Госдумы по аграрным вопросам говорил о негативных последствиях разрыва в цепочке уплаты НДС в рыбной отрасли.
Мероприятие было посвящено совершенствованию налогового законодательства в АПК. Сергей Гудков отметил, касаясь рыбной отрасли: несовершенство налогового законодательства является одной из причин экспортной ориентированности российского рыбохозяйственного комплекса. Дело в том, что при поставках рыбы на внутренний рынок приходится сполна платить НДС. А при поставках на экспорт НДС возвращается экспортеру. Представители "Рыбного союза" отмечают, что не выступают только за единый сельскохозяйственный налог, просто налоги должны быть равными по всей цепочке.
Конечно, обидно, когда наша свежая рыбка тихо уплывает в другие страны. Мы бы и сами нашли ей применение. Рыба - достаточно дешевая альтернатива мясу, к тому же это весьма полезный продукт. Понятно, что сегодня предприятия, в том числе и в рыбной отрасли, частные. А любой предприниматель объективно ищет возможность при меньших затратах получить больше прибыли. Значит, власти должны эту деятельность неким образом регулировать. Чтобы качественные продукты "уплывали" на экспорт только тогда, когда они являются очевидными излишками у себя на родине.
- Возврат НДС экспортеру касается не только рыбной отрасли, - комментирует ситуацию нашей газете исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков. - Это общий подход государства к стимулированию внешнеэкономической деятельности. Однако речь здесь должна идти именно о произведенной продукции. Когда же мы говорим о природных ресурсах - лесе, рыбе, нефти, газе - то, по моему мнению, возмещать НДС не надо. Что касается рыбной отрасли, то сложившийся сегодня дефицит сырья на рынке негативно влияет на загруженность рыбоперерабатывающих предприятий. Перекосы в налогообложении в рыбной отрасли стимулируют добытчиков к экспорту сырья, способствуя еще большей его нехватке у рыбопереработчиков.
Заметим, никто не предлагает налоги отменить. Но усовершенствовать систему - это да. Тут многие высказываются.
- Нам все время внушают, что у нас самые низкие в мире налоги, но так ли это? - спрашивает меня знакомый предприниматель. - К тому же во многих странах во время экономического кризиса снижают налоги и увеличивают инвестиции в экономику, а у нас разве так?
Вопросы предпринимателя переадресовала нашему постоянному эксперту - директору Банковского института Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Василию Солодкову.
- Допустим, вы заключили с кем-то соглашение на работу на сто рублей, с этой суммы вы заплатите налог с оборота, налог на прибыль, единый социальный налог плюс с вашей личной зарплаты возьмут 13 процентов, - подсчитывает Василий Солодков. - По моим расчетам, получается, что с этой сотни вам достанется рублей тридцать. Так что мое мнение - налоги у нас далеко не низкие. Но дело даже не в этом. Основное отличие нашей налоговой системы - непрозрачность использования налоговых средств, когда налогоплательщик не может проследить, на что эти деньги тратятся. Хотя некоторые траты налицо - мы в последнее время вкладывались в такие финансово емкие мероприятия, как саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи, впереди у нас - чемпионат мира по футболу...
Конечно, с экспертом нельзя не согласиться - такие мероприятия требуют больших финансовых вложений.
И тут встает вопрос налогов, тарифов. Чтобы поднять экономику, надо работать, а чтобы работать, нужны некие условия, а не просто закручивание гаек и дополнительная нагрузка на население. Это я, к примеру, о постановлении правительства. Оно в борьбе с неплательщиками за коммунальные услуги сокращает период, в течение которого по тем или иным причинам можно не платить за ЖКУ. Срок этот сократился с трех месяцев до двух. Также сократилось с месяца до 20 дней время, отпущенное на предупреждение должника о возможном приостановлении оказания той или иной услуги.
Долги по оплате ЖКУ реально имеются. И чем выше становятся тарифы, тем больше делается сумма долга. Тут бы призадуматься: если люди массово не платят, значит, есть какая-то причина. А она, на мой взгляд, в дороговизне ресурсов. Это не говоря о качестве непосредственно жилищных услуг. Мало кто из нас знает, например, что управляющая компания обязана проводить раз в год обследование инженерных коммуникаций в квартире, даже если та находится в собственности. Ремонтировать, если будет выявлена такая необходимость, придется, конечно, самому собственнику. Однако определить состояние коммуникаций - дело коммунальщиков. Но далеко не ко всем в квартиры стучится слесарь или газовщик с вопросом: "А все ли у вас в порядке?" И это самый маленький грех некоторых коммунальщиков. Есть куда более серьезные нарушения. Понятно, что в такой ситуации рост тарифов повергает некоторых потребителей в состояние не скажу гражданского, но коммунального неповиновения. А у кого-то просто не хватает денег. Может, стоит пересмотреть саму ситуацию с тарифами: а все ли в ней нормально? Неужели мы все еще не платим 100 процентов за коммунальные услуги?
- Насколько я знаю, у нас сейчас электричество стоит столько, сколько в Европе и США, газ дороже, чем в США, - делится своим мнением Василий Солодков. - Вода, правда, пока у нас дешевле.
- Мы недавно говорили с вами на эту тему, но еще раз выскажу свою точку зрения, - говорит юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова. - Надо различать два понятия - себестоимость и тарифы. Если говорить о себестоимости, то, на мой взгляд, мы уже давно платим более 100 процентов за ЖКУ. Если речь идет о тарифах, куда входят налоги, зарплата и прочее, то, может быть, и не платим. Но почему потребитель должен платить по мировым ценам за те ресурсы, что произведены в его стране? Мы же не покупаем электроэнергию, газ.
Из-за дороговизны энергоресурсов, которыми пользуются предприятия-производители, растет цена на все остальное. Получается тогда, что мы за многое платим свыше ста процентов?
Как-то пора уже начинать процесс балансировки: что и сколько стоит реально, и какая кому от этого должна быть выгода. И чтобы наша рыба мимо нас не проплывала.
Ирена Татонова
Газета "Московская правда"
|