English version
на Камчатке: 21.07.2024 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1931 г. Постановлением СНК СССР создан Рыболовецкий колхозный центр (Рыбколхозцентр), который осуществлял организационно-хозяйственное руководство работой всей рыболовецкой колхозной системой СССР

Новости


Дальний Восток и Сибирь



19 сентября 2013

Куда заведёт отрасль "рыбная" ФЦП?

24 сентября на заседании Правительственной комиссии под председательством Аркадия Дворковича рассмотрят проект ФЦП "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса".
Важное значение для успеха "рыбной" ФЦП имеет встроенная в неё система показателей. Только правильно собранная и логически увязанная система показателей способна обеспечить действенность программы. Ряд показателей федеральной целевой программы "Повышение эффективности использование и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса" предусматривают оценку эффективности государственной инвестиционной политики и её "стыковку" с инвестиционными программами бизнеса. Некоторые из этих показателей недостаточно проработаны и могут стать "точками разрыва" между финансируемыми из федерального бюджета проектами и новыми целевыми ориентирами отрасли.
Проект ФЦП предполагает несколько важных показателей, целевые индикаторы которых не стыкуются с текущей ситуацией, а главное предлагают нереалистичные цели или не предлагают вообще никакого развития.
В частности, показатель "Перевалка рыбопродукции в портах" предусматривает - как и другие показатели - два варианта развития. В соответствие с оптимальным вариантом планируется трёхкратное увеличение объёма перевалки рыбопродукции в морских портах к 2020 году на 1,5 млн. тонн рыбопродукции: в 2014 году - 260 тысяч тонн, в 2015 году - 210 тысяч тонн, в 2016 году - 140 тысяч тонн, в 2017 году - 100 тысяч тонн, в 2018 году - 140 тысяч тонн, в 2019 году - 236 тысяч тонн, в 2020 году - 429 тысяч тонн.
По данным ОАО "РЖД" в 2012 году по железной дороге было перевезено 780 тысяч тонн рыбопродукции, то есть к 2020 году объём перевалки рыбопродукции в морских портах должен будет составлять 2,3 млн. тонн. С учётом того, что в портах производится выгрузка преимущественно продовольственного сырья (мороженной обезглавленной, мороженной неразделанной и мороженной потрошённой с головой рыбы), планируется переваливать в морских портах России (с учётом коэффициента выхода продукции из добытого сырья) 3,5 - 3,6 млн. тонн добываемых водных биоресурсов.
Общероссийский вылов включает в себя вылов не только в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в территориальном море Российской Федерации, но и в исключительных экономических зонах иностранных государств и в конвенционных районах Мирового океана. К 2020 году планируется обеспечить добычу 4,6 млн. тонн водных биоресурсов. С учётом вылова в 2012 году в исключительных экономических зонах иностранных государств и конвенционных районах Мирового океана 527 тысяч тонн водных биоресурсов, прогнозируется, что к 2020 году этот показатель может составить 600 - 700 тысяч тонн.
Следовательно, примерно 3,9 - 4 млн. тонн водных биоресурсов планируется добыть в исключительной экономической зоне Российской Федерации и 90% вылова будет выгружено в морских портах. Реализация указанного варианта потребует комплексной модернизации узловых терминалов в морских портах и припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей, трёхкратного увеличения количества специализированного подвижного состава и полной перестройки практики работы ОАО "РЖД" при транспортировке рыбопродукции, косвенным следствием реализации указанного варианта станет уход России с мирового рыбного рынка и сдача прибыльных сегментов мирового рыбного рынка конкурентам.
Базовый сценарий предполагает увеличение к 2020 году перевалки рыбопродукции в морских портах в полтора раза - на 351 тысячу тонн: в 2014 году на 2 тысячи тонн, в 2015 году - на 3,2 тысяч тонн, в 2016 году - на 4,7 тысяч тонн, в 2017 году - на 30,3 тысячи тонн, в 2018 году - на 31,9 тысяч тонн, в 2019 году - на 33,5 тысяч тонн, в 2020 году - на 246 тысяч тонн. Таким образом, базовый сценарий предполагает перевалку в 2020 году 1,13 млн. тонн рыбопродукции, что с учётом коэффициента выхода продукции эквивалентно вылову 1,7 млн. тонн. Следовательно, доля водных биоресурсов, доставляемых для переработки на российской территории будет составлять 43%. Этот показатель немногим больше сложившегося сейчас распределения ресурсов между внутренним и внешним рынками. Получается, что реализация базового сценария ничего не меняет в сложившейся системе распределения потоков рыбопродукции и не создаёт инфраструктурную основу для расширения поставок рыбопродукции на российский рынок.
Серьёзные сомнения вызывает обоснованность двух показателей "Доля продукции с высокой степенью переработки" и "Доля продукции с высокой добавленной стоимостью". Прежде всего, в проекте федеральной целевой программы отсутствуют как сами ключевые понятия "степень переработки" и "добавленная стоимость", так и способы их измерения.
Базовый сценарий предполагает переход большей части рыбопромышленной индустрии на производство продукции глубокой переработки уже в 2017 году, а оптимальный сценарий переносит этот переход на три года раньше, в 2014 год. Согласно базовому сценарию доля продукции с высокой степенью переработки составит в 2014 году 0,6%, в 2015 году - 1,2%, в 2016 году - 1,8%, в 2017 году - 65%, в 2018 году - 67%, в 2019 году - 69%, в 2020 году - 73%. Согласно оптимальному сценарию уже в 2014 году доля продукции с высокой степенью переработки составит 76,5%, в 2015 году - 78%, в 2017 году - 79,5%, в 2018 году - 82,4%, в 2019 году 84%, в 2020 году - 85,7%.
Однако указанные целевые индикаторы не отражают мировые тенденции развития рыбного рынка. Согласно расчётам FAO 40% рыбы продаётся в живом, свежем и охлаждённом виде и только 41% рыбы продаётся в мороженном, копчёном, вяленом или как-то иначе приготовленном виде для непосредственного потребления людьми (причём замораживание и обезглавливание являются видами переработки). Проект ФЦП предлагает совершенно иной, отличный от мировых тенденций вариант развития российского рыбного рынка и российской рыбопромышленной индустрии - вдвое превзойти долю переработанной рыбопродукции в общем объёме рыбопродукции для пищевых целей. В настоящее время доля свежей и охлаждённой рыбы на российском рыбном рынке составляет менее 4%, и существует растущий спрос на этот вид продукции. Тем не менее, в проекте ФЦП отсутствуют показатели, которые отражают прирост свежей и охлаждённой рыбы. Отрыв показателей ФЦП от потребностей рынка может отклонить рыбохозяйственный комплекс от векторов развития рыбного рынка.
Ещё одним показателем ФЦП является "Выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью". Согласно базовому сценарию доля продукции с высокой добавленной стоимостью должна составить к 2020 году 67%. Причём - также как и с глубокой переработкой - весь расчёт делается на "великую промышленную революцию", которая произойдёт в годовщину Великой Октябрьской революции - в 2017 году. В 2014 году доля продукции с высокой добавленной стоимостью составит 0,6%, в 2015 году - 1,2%, в 2016 году - 1,8%, в 2017 году - 61%, в 2018 году - 63%, в 2019 году - 67%, в 2020 году - 67%. По оптимальному сценарию в 2017 году происходит более существенное увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью - до 76%, к 2018 - 78%, к 2019 - 80%, к 2020 - 82%.
В настоящее время на российском рыбном рынке 66,3% рыбопродукции продаётся после первичной переработки, то есть с незначительной добавленной стоимостью, а 33,7% - продукции с высокой добавленной стоимостью. Реализация базового и оптимального сценариев приведёт к существенному повышению уровня цен на рыбном рынке. Уже сейчас потребители жалуются на высокие цены, но в соответствие с показателями ФЦП к 2020 году запланировано удорожание рыбопродукции и увеличение сегмента дорогой рыбопродукции в два раза.
Показатель "Инвестиции в рыбохозяйственный комплекс" не увязан с фактической инвестиционной динамикой в предшествующий период.
Базовый сценарий начинается с резкого сокращения инвестиций по сравнению с уровнем 2012 года (9,7 млрд. рублей) до 0,6 млрд. рублей в 2014 году, 1,3 млрд. рублей в 2015 году, 1,9 млрд. рублей в 2016 году, 6,1 млрд. рублей в 2017 году и 8,3 млрд. рублей в 2018 году. Только к 2019 году запланировано превышение инвестиционных показателей 2012 года - 10,6 млрд. рублей и 12,9 млрд. рублей в 2020 году.
Оптимальный сценарий, напротив, начинается с предполагаемого четырёхкратного повышения объёма инвестиций - 37,1 млрд. рублей. Такие прогнозные показатели возможны при следующих условиях: 1) увеличение доли инвестиций в отраслевой выручке с 9% до 30%; 2) увеличение объёма рыбного рынка с 500 млрд. рублей в 2012 году до 1,2 трлн. рублей в 2014 году. Анализ темпов роста российского продовольственного рынка в целом показывает среднюю скорость прироста рынка в 10 - 15%, поэтому "взрывной" рост всего рыбного рынка в целом невозможен. Возможен "взрывной" рост некоторых сегментов рынка, но даже в этом случае такой рост продолжается не больше трёх - четырёх лет.
Неуспех "рыбной" ФЦП, действовавшей в 2008 - 2011 годах, позволяет сделать важный вывод. "Скажите мне, как вы измеряете мою деятельность, и я скажу вам, как буду себя вести". Если динамика отрасли измеряется в тоннах вылова, то вся управленческая активность "заточена" на достижение только этой цели. Если динамика отрасли измеряется в других показателях, то управленческая активность приобретёт иные формы. На этот главный вопрос нет ответа в проекте ФЦП, поэтому, на мой взгляд, "перезагруженная рыбная ФЦП" никуда нас не приведёт. Тем более, что есть большие сомнения в том, что она будет наполнена деньгами.

Герман Зверев


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 829
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2013 г. »
« сентябрь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            


.: Сегодня: 20.07.2024 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх