21 августа было решено остановить промысел лосося на всех реках Тигильского района в связи с "плохим заполнением нерестилищ". А 26-го оказалось, что ресурс далеко не исчерпан, его еще можно ловить и ловить.
Вердикт краевой комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб от 21 августа для многих стал неожиданным. Комиссия, в соответствии с рекомендациями КамчатНИРО, решила остановить лососевую путину в Тигильском и частично в Соболевском районах.
Речь идет, прежде всего, о кижуче, главные подходы которого начинаются в августе. В том же Тигильском районе лов этой рыбы обычно завершался в первой декаде сентября (рыболовные билеты выписаны до 15-20 сентября). На 21 августа 2013-го ее вылов в районе составил 450 тонн - 140 процентов от первоначальной рекомендации. Это говорит о хороших подходах лосося. По мнению рыбаков, кижуча в реках вполне хватало (кое-где хватало даже с избытком), чтобы продолжать путину. Поэтому они с удивлением узнали о запрете промысла "в связи с плохим заполнением нерестилищ".
Причем запрет в Тигильском районе касался рыбопромысловых участков на всех реках, а в Соболевском - только на р. Воровской и ее притоках. Хотя рыбаки этих двух районов делят лососевый ресурс одной промысловой подзоны - Западно-Камчатской.
Повторюсь, решения комиссии основываются на рекомендациях КамчатНИРО. Если отраслевой институт утверждает, что нерестилища не заполнены, спорить с этим не приходится. Даже если решение комиссии будет идти вразрез с рекомендациями, остается фактор утверждения протокола комиссии Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (СВТУ ФАР), без чего протокол недействителен. Но и без этого большинство голосов при принятии того или иного решения обеспечивается структурами ФАР.
В Тигильском районе погоревали и свернули рыбалку (СВТУ настоятельно просило представить итоговые отчеты с надписью "промысел завершен").
А через 5 дней ученый совет КамчатНИРО рекомендовал увеличить вылов кижуча в Западно-Камчатской подзоне на 1,5 тысячи тонн. Надбавка получилась больше, чем объем, который был первоначально рекомендован на всю путину (896 тонн).
То есть, вопреки мнению комиссии от 21 августа, оказалось, что ресурс далеко не исчерпан, его еще можно ловить и ловить.
Было справедливое опасение, что надбавка кижуча изначально готовилась только для Соболевского района, где промысел и не прекращался (как сказано выше, там лов был остановлен только на одной реке). Однако министр рыбного хозяйства Владимир Галицын и руководство КамчатНИРО сделали все от них зависящее, чтобы компании Тигильского района тоже получили свой законный кусок пирога - 600 тонн кижуча (соответствующее решение комиссии принято 29 августа). Другой вопрос - смогут ли они взять этот объем?
Ведь многие уже распустили по домам рыбаков, икорщиков, технологов.
Зато в Соболевском районе никаких проблем нет. Похоже, ряд тамошних компаний явно ждали надбавку заранее. Возросшая в последние 2 года рыбопромысловая активность в Соболевском районе уже привела к появлению там (в Западно-Камчатской подзоне) около 30 дополнительных морских рыбопромысловых участков, которые теперь необходимо обеспечивать ресурсом.
Никто не станет возражать против таких решений в пользу Соболевского района, если они не отражаются на интересах его соседей. Рыбных предприятий Тигильского района не так уж много. Сторона у них не горбушовая. Рекордными уловами они никогда не блистали. Все что им надо - спокойно выловить те скромные объемы, которые дает им природа. Было бы крайне несправедливо лишать их этой возможности.
Сергей Николаев
Газета "Камчатский край"
|